Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов исследования




Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования

 

Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомен­дациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы — к истолкованию, апробации, литературному оформле­нию результатов исследования. Рассмотрим виды и способы апро­бации, соотношение логики исследования и логики изложения, виды (жанры) изложения, некоторые вопросы стиля изложения результатов исследовательского поиска.

По ходу изложения процесса и процедур исследовательской работы мы уже неоднократно обращались к вопросу об интерпре­тации, истолковании ее результатов и связанной с этим деятель­ности. Попробуем подытожить сказанное, одновременно рассмот­рев интерпретацию результатов исследования в целом, т. е. итого­вую интерпретацию результатов.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы ко­торой могут соответствовать поставленным в исследовании зада­чам или представлениям о логичной структуре, отраженной в ло­гической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, рас­крывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке — толкование, рас­крытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, нетривиального. Например, факт резкого снижения учебной успе­ваемости учащихся при переходе из начальной школы в основ­ную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предмет­ному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками на­чальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащих­ся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материа­лом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением резуль­татов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведе­ние следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и из­менения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам, а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.

В задачи интерпретации входит выявление объективного зна­чения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективно­сти в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах ис­следования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов па­радоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой кон­цепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмот­ра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.