КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Современные философские проблемы
План Тема 1: Семья как социально-психологический феномен. СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ И ЕГО СПЕЦИФИКАЦИЯ ЧЕРТЕЖ ДЕТАЛИ
1. Социально-психологическая сущность семьи и ее структура. 2. Специфика семьи как социально-психологичесий феномен. 3. Психологический анализ функций семьи. 4. Типология семей. 5. Основные тенденции развития современной семьи. 6. Психологические особенности этапов жизнедеятельности семьи.
Литература Афанасьєва Т.М Семья.- К., 1986. Голод С.И. Стабильность семи: социологический и демографический аспекты. – Л.,1984. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М., 1991. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988. Левицкий В.М. Психология семейных отношений. – К., 1991. Этика и психология семейной жизни / Под ред. Н.Г. Юркевича. – Минск, 1989.
Процесс трансформации современной семьи как социального института сопровождается тревожными признаками ее дезорганизации - увеличением количества разводов, семейно-бытовых нарушений, снижением уровня рождаемости, послаблением воспитательного потенциала семьи, неврозами и т.п. Это дает основания утверждать, что состояние современной семьи кризисное. Безусловно, укрепление семьи во многом зависит от ее социально-экономической, правовой защищенности. Вместе с тем причины отдельных семейных проблем часто кроются или в особенностях семейного общения, или в индивидуальных характеристиках членов семьи, то есть имеют психологический характер. В этой связи одним из важных направлений деятельности практического психолога является представление о психологической помощи семье. Эффективность этой работы в значительной мере зависит от личности психолога, его жизненной позиции, взглядов, что должны основываться на научном подходе к изучению семьи. Знание психологических законов функционирования и развития семьи есть основной подготовкой психолога к коррекционной деятельности, изучение методов и приемов работы с семьей, их усовершенствование, формирование адекватных представлений о конечной цели коррекционного процесса - семью, которая без консультативной помощи способная самостоятельно положительно решать проблемы, которые возникают. Цель курса "Психология семьи" - раскрыть психологические особенности современной семьи, объективные и субъективные условия ее развития, роль семьи в социализации индивида, дать знания о психологии семьи и пути оказания семье психологической помощи. С социально-психологического взгляда семья является малой социальной группой людей, которая основана на браке или кровном родстве и функционирует на основе общего быта, материальной и моральной взаимопомощи. Семья как малая группа имеет определенные особенности: · жесткие нормативные установки семейных отношений, которые предопределяются существованием в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда наиболее лучше создавать семью, какими должны быть отношения между супругами, родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, какие поощрения и санкции необходимо применять к членам семьи в разных ситуациях и т.п.; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, которые регулируют порядок вступления и разрыв брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т.п.; · четко очерченную гетерогенность состава семьи за полом, возрастом, что предопределяет разные потребности, ценностные ориентации членов семьи и т.п.; · закрытый характер семейной группы, которая предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождение в семью новых членов и выхода из нее, мало того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующую родственность); · четко определенную полефункциональность семьи, которая часто связана с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной жизни, которые имеют противоречивый характер; · "историчность", то есть на жизнедеятельность влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживание, рождение детей и др.), а и непосредственный опыт семейной жизни взрослых членов семьи в их родительских семьях, если они сами были детьми; · четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которые имеют абсолютный характер, что объясняет большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно значащими для человека, влияя на его мироощущение, психическое и соматическое состояние здоровья.
На психическое и соматическое состояние здоровья человека в особенности неблагоприятно влияют такие семейно-обусловленные переживания: · глобальная семейная неудовлетворенность, фрустрация через резкие расхождения между ожиданиями индивида и реальными условиями жизни в семье; при этом характер влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от меры осознания такого состояния. Если неудовлетворенность семьей осознается, она оборачивается на открытые конфликты супругов, взаимную агрессию, если неудовлетворенность не осознается, а супруг утверждает, что все нормально, объясняя нелады в семье исключительно внешними объективными обстоятельствами, это чаще всего приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, акцентуации характера и т.п.; · так называемая семейная тревожность, которая обнаруживается в преувеличенных страхах относительно здоровья, определенных особенностях общения и поведения членов семьи переживание беспомощности, неспособности предотвратить неблагоприятному ходу событий; · чувство вины, связанное с семьей, если индивид считает себя (осознанно или неосознанно) виновником семейных неурядиц и через характерологические особенности склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвинительную, хотя на самом деле это не так; · чрезмерное нервно-психическое напряжение, связанное с значительными препятствиями относительно удовлетворения потребностей семьи, если даже заметные усилия индивида не дают желательных результатов, создавая внутренний конфликт, который в особенности обостряется тогда, когда семья выдвигает к этому члену семьи противоречивые требования и возлагает на него ответственность за их соблюдение. Например, если жена, обвиняя мужа в нежелании помочь ей по хозяйству, вместе с тем остро подвергает критике любые старания мужчины ей помочь.
Учитывая приведенные особенности семьи, выделим несколько ее функций - особых форм жизнедеятельности, связанных с удовлетворением потребностей семьи: · экономическую, что направлена большей частью на обеспечение материальных хозяйственно-бытовых потребностей; · регулятивную, что состоит в регулировании отношений между членами семьи на основе моральных норм через первичный социальный контроль, реализацию личного авторитета и власти; · репродуктивную, что направленная на рождение детей и продолжение человеческого рода; · сексуальную, что предусматривает реализацию сексуальных отношений супругов, достижение ими сексуального удовлетворения; · воспитательную, что реализуется в трех аспектах - 1) социализация ребенка; 2) постоянное влияние детей на их родителей; 3) систематическое воспитательное влияние семейной группы на каждого члена семьи; · коммуникативную, что удовлетворяет потребности членов семьи в общении и взаимодействии одного с другим и социумом, во многом определяя характер восприятия последнего; · рекреативную, что предусматривает организацию досуга и отдых; · психотерапевтическую, что реализуется в двух аспектах - "поглаживания" (ласка и внимание одного к другому) и "резонирование" (понимание и помощь друг другу в оценивании позиций важных проблем, поддерживание другого в его самореализации и личностном развитие). Перечисленные функции так тесно взаимосвязаны, что ни одну из них не возможно признать основной. Например, воспитательная функция связана не только с коммуникативной, а и с репродуктивной функцией, поскольку наличие нескольких детей в семье является естественным условием формирования полноценной семьи, обеспечивая при этом ребенку опыт взаимодействия не только "по вертикали", а и "по горизонтали". В свою очередь, репродуктивная функция зависит от ряда других функций семьи: сексуальной, экономической и др. Вместе с тем особое значение имеет психотерапевтическая функция, которую считают критерием оценивания супружеских отношений, а также психологическим инструментом их регуляции. Важной характеристикой семьи является ее структура - состав и количество членов семьи, а также система семейных взаимоотношений, что включает отношения родственности, власти и авторитета, связи горизонтальные (мужчина - жена) и вертикальные (родители - дети), ролевое взаимодействие как совокупность установок, норм и образцов поведения, которые характеризуют одних членов семьи в их отношении к другим его членам. В структуре семьи различают структуру семейных ролей, семейные подсистемы и между ними, что есть своеобразными механизмами, с помощью которых семьи выполняют свои функции. Структура семейных ролей диктует членам семьи что, и в какой последовательности они должны делать, вступая во взаимоотношения. Повторяемые взаимодействия предопределяют стандарты взаимодействий, которые, в свою очередь, определяют, с кем и как взаимодействовать. Так, роль матери предусматривает, прежде всего, воспитание детей. Стандарты взаимодействий (нормы) регламентируют ее поведение, то есть если делать авансы или если наказывать ребенка. Если иметь плохо выполняет свою роль, поднимает нормы взаимодействий, это тянет за собою социальные санкции - внешние (осуждение окружающих) или внутренние (если иметь ощущает, что не любит ребенка и наказывает себя за это). Семейные подсистемы - это дифференцированная совокупность семейных ролей, которая предусматривает выборочное выполнение семейных функций. В каждой семейной подсистеме существуют определенные правила, которые определяют, кто и как выполняет семейные функции, то есть внешние (семейные) и внутренние (индивидуальные) границы семьи. Например, родительская подсистема предусматривает принятие определенных решений относительно детской подсистемы. Другие системы различают за признаками стати, века, ценностей и интересов. Таким образом, члены семьи могут быть участниками сразу нескольких семейных подсистем - родительской, супружеской, детской, мужской, женской и т.п.. В супружеской подсистеме различают четыре основных супружеских роли - "сексуальный партнер", "друг", "опекун", "защитник", во время выполнения которых реализуются соответствующие потребности: сексуальные, бытовые, потребности в эмоциональной связи, теплых отношениях, опеке. При этом характер супружеских отношений во многом определяется взаимодополняемостью этих ролей (например, если в одного из партнеров сильно выраженная потребность в защите, другой может играть роль защитника для удовлетворения этой потребности). В соответствии с другой классификацией существуют супружеские роли традиционные, товарищеские и роли партнеров, от согласованности которых зависят особенности взаимоотношений супружество. Традиционные роли предусматривают со стороны жены рождение детей, создание домашнего уюта и ведения домашнего хозяйства, приспособление к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужчины требуется принятие основных решений, поддержка семейной власти и контроль, экономическая безопасность и защита семьи, эмоциональная признательность жене за приспособление к зависимости. Товарищеские роли требуют от супружества обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, бодрого и интересного общения одного с другим и окружающими. Роли партнеров требуют и от жены, и от мужа экономического взноса в семью в соответствии с размером заработка, общей ответственности за детей, участия в ведении домашнего хозяйства и распределения правовой ответственности. Рассмотрим наиболее распространенные семейные роли для брака. 1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Такая роль определяет комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния. 2. Хозяин - хозяйка. Выполнение этой роли предусматривает организацию и ведение домашнего хозяйства. 3. Ответственный за поддержку родственных связей. Реализация этой роли обеспечивает организацию общения с родственниками, участие в семейных ритуалах и церемониях. 4. Организатор семейной субкультуры. Эта роль ориентирует на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, интересов и увлечений. 5. Организатор развлечений. Выполнение этой роли предполагает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сферах досуга. 6. Сексуальный партнер. Эта роль связана с проявлением активности в сфере сексуальных отношений. 7. Ответственный по уходу за ребенком. Выполнение этой роли предусматривает обеспечение ребенку физического и психического комфорта в первые годы его жизни. 8. Воспитатель. Эта роль предусматривает развитие личности ребенка. 9. Семейный "психотерапевт". Эта роль включает действия, направленные на решение личностных проблем членов семьи. Распределение ролей в семьи может изменяться смотря по обстоятельствам (рождение ребенка), особенностей профессиональной карьеры и т.п.. Различают такие условия распределения ролей между супружеством: способность выполнять определенные семейные роли; приемлемость роли или совокупности ролей для того, кто их выполняет; возможность удовлетворять благодаря выполнению определенных ролей собственные потребности и потребности других членов семьи. Невыполнение указанных условий приводят к формированию патологических семейных ролей, которые психически травмируют членов семьи. Например, если семья требует разряжение отрицательных эмоций, для этого кто-то из членов семьи избирается на роль жертвенного козла. Кроме того, качество выполнения семейных ролей во многом зависит от межличностных отношений и связанных с ними межличностных ролей ("золушка", "клоун", "красавец" и т.п.). Учитывая изложенное различают семьи с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом. Особенности ролевых и межличностных отношений членов семьи, их взаимодействия осуществляются на эмоционально равном и относительно стойком психическом состоянии (расположении духа) семьи, то есть на его психологическом климате. Психологический климат семьи, в свою очередь, влияет на межличностные отношения ее членов, на их мироощущение, самооценку, саморегуляцию себя как личности, на жизнедеятельность семейного коллектива вообще. Семьи с благоприятным психологическим климатом характеризуются сплоченностью, доброжелательностью и вместе с тем высокой требовательностью супружества один до одного, ответственностью, чувством защищенности и эмоциональной удовлетворенности в семьи. Важный показатель благоприятного семейного психологического климата - стремление к общему решению семейных проблем, проведение досуга при одновременной открытости семьи, его широких социальных контактах. Семьи с неблагоприятным психологическим климатом характеризуются перво-наперво напряженностью или даже конфликтностью межличностных отношений, если члены семьи отрицательно относятся один до одного, им присущий чувство незащищенности, эмоционального дискомфорта от пребывания в семьи. В зависимости от степени неурядиц различают семьи конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами, потребностями, желаниями членов семьи, которая порождает сильные и продолжительные отрицательные эмоции; кризисные, где потребности и интересы сталкиваются в особенности резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи, проблемные, что требуют помощи в консультативном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации. Семьи различают еще за качеством внешних и внутренних границ. Наиболее патологическими вариантами, которые размещаются на противоположных полюсах континуума, есть ретрофлексивна (от ретрофлексия - направление энергии вглубь) и дезорганизованная семьи. Ретрофлексивная семья имеет твердую непроницаемую общую границу и вместе с тем прозрачные индивидуальные границы. Члены этой семьи так тесно взаимосвязанные через боязнь разрыва отношений, что это снижает возможности индивидуального возрастания. Проблемы, которые возникают вследствие запутанных, неконструктивных отношений, не решаются через жесткие внешние границы семьи, отсутствие достаточных контактов с окружением. В таких семьях существует большая опасность возникновения психосоматических заболеваний. Дезорганизованная семья с чрезмерно прозрачными внешними границами размещается на противоположном полюсе континуума. В таких семьях из-за отсутствия достаточного взаимного контакта ее членов и открытости внешних границ существует большая опасность асоциального поведения или распада семьи как целого. Между указанными полюсами размещается большинство семей, которые функционируют с более или менее адекватными границами.
По структуре власти различают авторитарные, демократические и либеральные семьи. Авторитарная семья характеризуется суровым безоговорочным подчинением одного из супружества другому и детей родителям. Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, общем решении всех важных вопросов. В либеральной семье наблюдается отстраненность, отчужденность членов семьи один от другого, равнодушие к делам и чувств другого. В зависимости от распределения ролей выделяют семьи традиционные (патриархальные или матриархальные), в которых один из членов семьи является внутрисемейным лидером, активной стороной в супружеских отношениях и отношениях с социумом, и эгалитарные (от фр. egalіte - равенство), в которых роли распределяются с учетом конкретных интересов и возможностей партнеров. При этом наблюдаются равенство функций супругов и относительно независимое положение детей.
Типология семей за демографическим признаком определяется: · количеством детей - многодетная, наличие 2 детей, малодетная, бездетная, или супружеская, семья; · наличием или отсутствием брачного партнера - полная или неполная семья; · наличием или отсутствием в составе семьи старших и побочных родственников - сложная ли нуклеарна (от лат. nucleus - ядро) семья.
Различают также семьи с разным воспитательным потенциалом: · воспитательно-сильные, то есть с благоприятной моральной атмосферой семьи; · воспитательно-устойчивые, где создаются вообще благоприятные возможности для воспитания, а трудность, которая возникают в семьи, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы; · воспитательно-неустойчивые, для которых характерная неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при относительно высоком общем воспитательном потенциале семьи; · воспитательно-слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, если родители по разной причине (через плохое состояние здоровья, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способные правильно воспитывать детей, поступившись в своем влиянии группе ровесников. С психолого-педагогической точки зрения отрицательно влияют на становление личности ребенка семьи воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой, воспитательно-слабые с агрессивно отрицательной атмосферой, в который властвуют агрессивность и жестокость, маргинальные с алкогольной и сексуальной деморализацией, правонарушением, преступные, психически отягощенные.
За стадией становления различают семьи: · молодые (до 9 лет), для которых важным в психологическом аспекте есть становление супружества один до одного и к общей семейной жизни; · средние (10-19 лет), которые характеризуются стабильными семейными отношениями, упроченным распределением ролей, обязанностей, наличием детей, которые подросли и есть относительно самостоятельными; · зрелые (свыше 20 лет), для которых характерное возрастание значимости супружеских отношений, в частности благодаря обретению детьми самостоятельности и независимости.
Более развернутую картину циклов семейной жизни можно рассматривать с учетом "историчности" семьи, если выделить такие фазы семейной жизни: 1. ухаживание; 2. жизнь без детей (от начала проживания вместе к рождению первого ребенка); 3. экспансия (от рождения первого ребенка к последнего); 4. стабилизация (период воспитание детей к тому моменту, если первый ребенок оставляет семью); 5. дети навсегда оставляют родительский дом; 6. "пустое гнездо" (родители после отъезда детей); 7. кто-то из супружества остается один после смерти другого. Такое выделение фаз семейной жизни отбивает определенные проблемы семьи, присущий любой из фаз.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |