КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Психологические особенности воспитанияПсихологические условия способствующие эффективности методов воспитания. Тема: Теоретические основы психологии воспитания Лекция № 8 Цель: Сформировать представления о сущности процесса воспитания, приемах воспитательных воздействий на личность ученика. Основные понятия: воспитание, цели, содержание, средства, условия, методы, процессы, результаты воспитания, направленность, социализация. План: 1. Психологические особенности воспитания. 2. Роль психологических воздействий в воспитании.
► Воспитание (как и обучение) представляет собой совместную с детьми деятельность взрослых (или сверстников), связанную с презентацией ими норм культуры, ценностей, вкусов, идеалов, взглядов и пр. и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом. С содержательной стороны процесс воспитания складывается из нескольких частей, поскольку воспитание бывает: 1. Умственное. 2. Физическое. 3. Эстетическое. 4. Правовое. 5. Трудовое. 6. Профессиональное. В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты: - роль деятельности в процессе воспитания; - воспитание как взаимодействие; - система потребностей ребенка при взаимодействии с ним взрослых; - воспитательные воздействия; - трудности социализации детей; - психические травмы как субъективно переживаемые и непреодолимые трудности и пр. Многие авторы указывают, что опыт усваивается в деятельности (об этом пишут А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Б. М. Ломов и др.). Нельзя научиться плавать, не входя в воду; нельзя стать вежливым, не проявляя вежливого, корректного поведения; невозможно быть добрым без заботливого, внимательного отношения к людям. Процесс усвоения социального опыта сродни обучению: сначала ребенок учится на примере другого человека. В этом смысле еще раз уместно подчеркнуть: прежде чем какая-либо черта личности (например, честность) появится — станет внутренней функцией, она должна быть прежде всего внешней, социализированной — как бы «для других», и только потом — для себя (внутренней, индивидуальной). Следовательно, процесс воспитания начинается со взрослых, носителей культурного опыта. Принцип единства сознания и деятельности гласит: необходима активная деятельность детей, чтобы они усвоили правила поведения. Ребенок вместе со взрослым, согласно определяемым наставником целям, выполняет то, что требуется в данном конкретном случае. Затем личность становится более автономной, она демонстрирует «выученные уроки» в других ситуациях. Психологическое ядро воспитания – формирование целостной личности, направленность которой — самоактуализация. ►Направленность личности – это совокупность мотивов, которые ориентируют деятельность индивида и не зависят от ситуации. Она проявляется в убеждениях, склонностях и пр. Имеется несколько видов направленности: - эгоистическая (на себя); - на взаимодействие с другими; - на деятельность (на дело). Направленность личности выявляет ее потребности. Каждое личностное свойство — это мотив и проявление поведения. Целостная структура личности охарактеризована Л. И. Божович: это человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими. Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственного поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы поведения и преднамеренные мотивы. В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему как опредмеченная потребность в другом человеке или деятельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мясищева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений. С. Л. Рубинштейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Коммуникативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности: Психологические особенности воспитательного процесса хорошо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемонстрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психологии воспитания важно, что личность избирательно относится к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформности, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками. В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления: Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями». Следовательно, личность — это то, «что во мне для других». С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное: я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персонализация. Особая потребность человека — быть личностью (это и есть потребность персонализации). Онапроявляется во включении индивида в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них. А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство и взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение отраженной субъектности в каждом взаимодействующем лице. В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, индивид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценивается адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек относит на счет других людей. Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Воспитание можно рассматривать и как социально-психологический процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и социально-психологический статус. ► Социализация — это процесс и результат образования и воспроизведения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии факторов социальной среды. Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других. Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важно, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, поскольку это служит источником саморазвития и самовоспитания. Социальная роль понимается в социальной психологии как фиксированное положение, которое занимает человек в системе межличностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведенческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружающими. Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со стороны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, которую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика). Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок достигает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появляется удовлетворение значимой для него деятельностью. Итак, в процессе воспитания формируются потребности, характер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Человек овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |