Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различие понятий “язык” и “речь”




Невербальная коммуникация.

Основные функции общения.

 

Общение (коммуникация – лат. Communicatio – сообщение, связь) – специфическая форма взаимодействия людей.

Общение многогранно и может выполнять весьма разнообразные функции. Основными являются следующие:

а) коммуникативная (лат. Communicare – сообщать, беседовать), она состоит в обмене необходимой информации;

б) интерактивная (лат. Inter – между, среди, внутри и actio - действие), функция организации взаимодействия, т.е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль за их выполнением, влияние на настроение, убеждение партнера по общению;

в) перцептивная (от лат. Perceptio - восприятие), установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое деление необходимо признать условным.

Общение становиться возможным, если на лицо все его единицы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведенную ей роль. Компонентами общения являются:

а) его участники – их называют “коммуникантами” (люди);

б) предмет общения;

в) его средства (словесные и несловесные, вербальные и невербальные).

В ситуации языкового дефицита (отсутствие языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения.

Невербальные средства общения подразделяются на группы:

а) кинесические (от греч. Kinetis - движение) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно – регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения.

б) просодические (от греч. Prosoidia – ударение, припев) – ритмико – информационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

в) экстралингвистические (лат. Extra – вне, сверх, лат. Lingua - язык) – включенные в речь психофизиологические проявления. Это пауза, вздохи, кашель, смех, плач и прочие.

г) такесические (от лат. Taktus – прикосновение, ощущение) – это динамическое прикосновение в форме рукопожатия, похлопывание по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновение телом.

д) запах издаваемый партнерами (редко отличается в академической литературе как невербальное средство общения).

 

Хорошо известно, что проблема единства и различия языка и речи – одна из сложнейших теоретических проблем.

Термины и понятия язык и речь тесно связанны и взаимодействуют с терминами и понятиями “речевая деятельность”, текст, содержание (смысл) текста.

Примем следующие определения:

Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразных конкретных высказываний отдельных людей.

Язык – средство общения, хранение и передачи знаний, общепонятное для всех говорящих на этом языке людей.

Язык – продукт человеческой культуры и в то же время условие его развития. Это означает, что язык сам по себе чудный мир красоты и гармонии, творение ума человека.

Язык – отражает опыт всех, людей для которых данный язык является родным.

Способность языка закреплять знания и представления человека о мире в форме понятий, суждений, умозаключений (художественных образов) являются решающим условием развития культуры, в том числе и речевой.

Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Речь – опыт (практика) употребления языковых средств (слов, выражений, стилей) в процессе общения и обмена мыслями.

Речь выражает опыт отдельного человека.

Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.

Текст–словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Смысл текста – конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и иная), выраженная речью и при ее участии сформирования в сознании человека.

Видимо, из различения и определения этих терминов и понятий следует, что можно говорить не только о культуре языка. По мнению Б.Н. Головина, это будет очень различные “культуры”. Культура языка окажется не очень иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, его интонации и т.д.

Культура речи – это, как было сказано ранее, совокупность и система ее коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут, и культура языка и не затрудненность речевой деятельности, и смысловые задания и возможности текста.

Виды речевой деятельности:

а) чтение

б) говорение

в) слушание (аудирование)

г) письмо.

Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приемы отработки.

Чтение. Под формулировкой умение читать мы привыкли подразумевать чтение беглое, осмысленное, выразительное.

Виды текстов:

а) связный;

б) с разными типами деформации (пропуск букв, знаков препинания, логических частей текста, с отсутствием абзацев, с нарушением последовательности в изложении фактов);

в) тексты, изложенные в виде тезисов;

г) схема – ещё одна разновидность лингвистического текста, содержание которого раскрывается в предельно лаконичной форме, а логические связи его частей представлены наглядно;

д) тексты в виде словарей и т.д.

Говорение. Пересказ текста есть не что иное, как воспроизведение готового текста, но и его самостоятельное создание.

Основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместного, убедительно, логично, кратко, грамотно, выразительно.

Слушание (аудирование).

Восприятие звучащей речи предполагает очень напряженную работу мысли, огромную концентрацию внимания и воли, хорошую речевую подготовку.

Письмо. Характеризуя этот вид речевой деятельности, мы имеем в виду две ее стороны:

1) речь связную, логически цельную;

2) пунктуационно, орфагрофически и грамматически грамотную.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.