Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение об истине




Цель познания - истинное знание. Познание важно тем, что оно дает истинные знания, которые могут быть применены на практике. В современной философии существует три концепции истины:

* соответствия,

* когеренции,

* прагматичности.

Концепция соответствия основана на согласии мысли с реальными фактами. Высказывание «S есть Р» истина, если S есть Р.

Концепция когерентной истины связана с последовательностью, связностью высказываний. Здесь речь идет о многочисленных логических конструкциях. Если А=В, а В=С, то А=С.

В прагматической концепции истины критерием выступает практический успех; истинно то, что выгодно в способе нашего мышления. Марксисты используют критерий практики для развития концепции соответствия.

Все три концепции истины дополняют друг друга. Если мы начинаем рассуждать с позиций когерентности, согласованности высказываний и затем установим соответствие мысли и предмета, то на практике мы получим желаемый результат.

Истина в сжатом и преобразованном виде включает в себя весь путь познания и его этапы. Она есть процесс и результат процесса познания. Истина есть результирующий процесс (Г. Гегель).

Наряду с истиной в познании имеет место заблуждения, т.е. знания, которые не совпадают с предметом. Заблуждение - это искаженное отражение действительности. Оно возникает в силу абсолютизации знания об отдельных сторонах предмета, а также в силу субъективных причин. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины, обмана. Ложь ведет к дезинформации. Развитие познания показывает, что те или иные заблуждения преодолеваются: либо сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания.

Важнейшей характеристикой истины является ее объективность, поскольку она есть отражение объективного мира в сознании, мышлении. Будучи объективной по содержанию, истина субъективна по форме, т.к. она содержится в голове субъекта.

Для истины характерны также конкретность и абстрактность. Конкретность истины определяется условиями места, времени и другими обстоятельствами, которые необходимо учитывать как можно точнее. Абстрактная истина несет не полные, а фрагментарные, относительные, односторонние знания, выражается в нечетких понятиях.

Для характеристики истины как процесса применяются понятия абсолютного и относительного. Это две стороны любого истинного знания. Абсолютная истина - абсолютно полное, точное, верное отражение действительности. Это знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем. Относительная истина - относительно полное, верное, точное отражение действительности. Она выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение. При этом старые знания либо заменяются новыми, либо опровергаются. В ходе познания относительная истина изменяется и приближается к абсолютной истине. Абсолютная истина складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе развития познания и синтеза его результатов.

В понимании абсолютного и относительного в истине существуют две крайние позиции: -1. догматизм, который преувеличивает значение устойчивого момента,- 2, релятивизм, преувеличивающий изменчивую сторону истины.

Вопрос о проверке истинности знаний есть вопрос о критерии истины. Часть философов (агностики) отрицали такой критерий, другие считали таким критерием ясность и отчетливость знаний (Р. Декарт), третьи - чувственные данные, четвертые - общезначимость и т.д. В каждой из точек зрения содержались отдельные рациональнее идеи. Однако они не смогли решить проблему критерия истины, т.к. не выходили за пределы самого знания.

В диалектико-материалистической философии в теорию познания была введена социально-историческая практика, которая и выступает решающим критерием истины. Истинными считаются те знания, которые, будучи реализованными на практике, подтверждаются. Приложенная к практике любая теория становится предметной и нужной. Практика как критерий истины одновременно абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только практика может окончательно подтвердить или опровергнуть те или иные идеи. Относительность практики связана с её развитием, совершенствованием, углублением, и поэтому она не может в данный момент полностью доказать те или иные выводы.

Кроме практики существуют и другие дополнительные критерии истины. Таковыми считают принцип простоты, красоты, внутреннего совершенства теории, которые не отменяют и не заменяют практический критерий. В получении истины и в её проверке необходимо единство теории и практики.

 

Литература:

Калмыков В.Н. Основы философии. –Мн.: Выш. шк., 2000, тема 9.

Познание как предмет философского анализа // Философия. – Мн., РИВШ. 2005. С. 156-180.

 

Углубляющее чтение:

Возможности и границы познания. М., 1995.

Микешина Л. А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2005. С. 193-218.

Основы философии. Учеб. пособие / Отв. ред. Попов Е.В. -М.: Владос, 1997. С. 127-140, 163-168.

Философия: Учеб. для вузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс 1», 1995. гл. Х1.

 

 

Тема 12. НАУКА И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

План:

1.Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт.

2. Структура, методы и формы научного познания.

3. Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.