Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация. 2. Культура и цивилизации

Философия культуры

Тема 15. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

План:

1. Философия культуры.

2. Культура и цивилизации.

3. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

 

 

Культура является важнейшей характеристикой человека и общества. Именно она отличает человека от всех живых существ. Культура выступает как форма взаимосвязи людей. Она неразрывно связана с деятельностью человека, поэтому в самом общем смысле слова под культурой понимают совокупный результат человеческой деятельности. К культуре относится то, что противостоит природе. Культура есть способ функционирования общества, его качественное состояние.

Культура существует в единстве двух сторон: материальной и духовной. Важнейшим элементом материальной стороны культуры являются средства производства, средства построения и способа создания средств производства и потребления. Они являются носителями общественных отношений. В предметах материальной культуры есть духовное начало. В них воплощаются знания, цели, человеческие способности. Духовная сторона культуры состоит из духовных качеств человека и духовных ценностей. Важной составляющей духовной культуры является религия.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать для прогресса, передавать их от поколения к поколению и составляет культуру.

Каждое новое поколение начинает свою жизнь в мире материальных и духовных ценностей. Способности, знания, умения не передаются по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры, входят в наше сознание через традиции, а затем незаметно изменяются в процессе жизни. Степень приобщения к культуре определяет меру общественного развития человека, меру человеческого в человеке. Культура существует через определенные нормы: они скрепляют общество в единое целое. Нормативность культуры поддерживается социальными институтами. Нормы культуры изменчивы, т.к. культура носит открытый характер. Таким образом, культура содержит в себе традицию и творчество, новаторство. Культура не может жить, не обновляясь. Однако не всякое новаторство относят к культуре. Новизна ради новизны ничего не дает. Очень важным является создание общезначимых ценностей. Именно поэтому И. Кант определил культуру как то и только то, что служит благу людей и в сущности своей гуманистично: вне гуманизма и духовности нет культуры.

 

В современных концепциях культуры существуют различные подходы к определению культуры.

Качественный подход. Культура - это качественное состояние общества, уровень, степень господства людей над природой, уровень реализации деятельности в различных сферах жизни: культура производства, быта, общения, чувств и т.д.

Ценностный подход. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей. Причём к подлинной культуре относятся те блага, которые соответствуют подлинным ценностям. Антиценности лежат в основе антикультуры. В обществе есть целый ряд явлений, которые не относятся к культуре: это жестокость, дикость, фашизм, варварство и т.д. Подлинные ценности - это всё, что направлено на жизнь и созидание, а не на разрушение и смерть.

Креативный подход (творческий). Произведения культуры рассматриваются как следствия творческой деятельности людей в области техники, науки, искусства, то есть культура - это научное, профессиональное, художественное, техническое творчество и т.д.

Нормативный подход. Культура - это совокупность норм и правил поведения людей, традиции, обычаи.

Духовно-личностный подход. Культура - это уровень образованности, воспитанности людей, степень их интеллектуального развития и духовности.

Структура культуры понимается в литературе по-разному. Одни выделяют три части культуры: материальную, политическую и духовную. Другие авторы различают три слоя в культуре: материальный, духовный и художественный. При этом детерминантом признаётся художественная культура.

Материальная культура -охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, техника, технология, жилище, транспорт и т.д.).

Духовная культура - сфера духовного производства, сознания (нравственность, просвещение, философия, наука, искусство, религия). Хотя это деление нельзя абсолютизировать. Следует говорить не о материальной культуре как таковой, а о материальных основаниях культуры. Глубинным детерминантом культуры является труд, обуславливающий принятие тех или иных методов научной и производственной деятельности, определённых моральных и этических ценностей.

Культура - влиятельная социальная сила, она реализуется через такие функции, как:

* производительная,

* эстетическая,

* этическая,

* информационная,

* коммуникативная.

Культура и цивилизация - два близких понятия. Если культура характеризует человека, меру его развития, то цивилизация - уровень овладения самой культурой. Культура способствует совершенствованию человека, цивилизация означает определенный уровень материальной, духовной, научно-технической базы общества.

Русский философ Н. Я. Данилевский считал, что носителями истории являются замкнутые, обособленные культурно-исторические типы общества (египетский, китайский, европейский). Каждый такой тип - цивилизация. Их множество, они самобытны, неповторимы, в основе каждой цивилизации - особый тип культуры, ее составляющих (промышленности, техники, науки). Тип личности порождается типом культуры и определяется уровнем ее развития, принятыми личностью ценностями. В современном мире человечество осуществляет свое развитие благодаря теснейшим взаимосвязям во всех сферах жизни, культура обретает успехоцентричный характер. Успехоцентричная культура формирует цивилизации не всегда гуманистические, возвращая народы к насилию и социальным трагедиям. Будущее любой цивилизации может строиться только на подлинных человеческих ценностях культуры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы исторического процесса, линейность и нелинейность истории | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.