Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. 1. Проблемно-ориентированный подход в психологическом консультировании




Цель лекции: формирование представлений у студентов о проблемно-ориентированном подходе в психоконсультативной практике, о его назначении и результативности применения; о возможностях использования проблемно- ориентированного подхода разными психологическими парадигмами

План лекции:

1. Специфика проблемно-ориентированного консультирования.

2. Подготовка психолога к консультативной практике в проблемно-ориентированном подходе.

3. Типология основных затруднений, преодолеваемых проблемно-ориентированной стратегией.

4. Психологические парадигмы и их действенность в проблемно-ориентированном подходе.

5. Стратегические профессиональные установки по решению некоторых проблем.

 

Основные научные положения по теме

 

Реализация проблемно-ориентированного подхода в консультировании, в отличие от возрастно-психологического консультирования, предполагает фокусировку не столько на личности клиента, сколько на его проблеме. А уже через проблему, через изучение истоков и условий её появления, рассматривается личность обратившегося за консультацией. Выбор фокуса психолога, а, значит, и консультативного подхода, несомненно, опосредуется психологической парадигмой, которой отдаёт предпочтение консультант, и зависит от опыта психолога-консультанта. Чрезмерным использованием подхода, предполагающего фокусировку на проблеме, "грешат", как правило, начинающие психологи. Им ещё недоступно панорамное одновременное личности клиента во всех её аспектах, в связи с возникшими трудностями, и учёт влияния проблемы на социальную ситуацию личностного развития, и, соответственно, полноценное оказание психологической помощи клиенту. Они чаще уделяют внимание работе по искоренению проблемы, то есть ограничивают свою деятельность только удовлетворением запроса клиента, не выходя за его пределы. В итоге, проблема преодолевается только на видимом уровне, причины же, вызвавшие её остаются. Поэтому часто, клиенты, решившие проблему в пределах консультации, взаимодействуя с начинающим специалистом, спустя некоторое время сталкиваются с ней вновь, обнаруживая однако симптомы другого, трансформированного, характера, которые они принимают за признаки иного нарушения. Это обстоятельство приводит к заключению, что проблемно-ориентированный подход не позволяет достичь ожидаемого эффекта при ограничении фокуса консультирования только рассмотрением заявленной клиентом проблемой. Необходимая продуктивность работы возможна лишь при консультативном взаимодействии, учитывающем:

- суть и характер проявления проблемы в контексте данной личности;

- особенности изменения личности в связи с появлением проблемы;

- черты личности и поведения, спровоцировавшие возникновение проблемы;

- внешние условия, создавшие предпосылку для порождения проблемы;

- особенности личностного пространства клиента и характеристику социальной ситуации развития его личности в текущий момент;

- прогноз оптимального развития личности данного клиента;

- определение условий для плодотворного психологического развития личности клиента;

- ресурсы и возможности личности клиента для преодоления проблемы;

- выбор адекватной психологической парадигмы для обеспечения оперативного и качественного решения проблемы клиента.

Указанная специфика всё же не свидетельствует о низкой эффективности проблемно-ориентированного подхода. Он позволяет психологу на начальных этапах консультирования лучше понять причины, социопатогенез и условия возникновения проблемы, оценить уже имеющиеся последствия, порождённые ею, и определить её опасность для личности клиента в случае сохранения. Более того, правильное использование проблемно-ориентированного подхода обеспечивает оперативную победу над самыми сложными проблемами, их полное искоренение, или помогает ускорить их решение в сравнении с консультативной практикой, игнорирующей фокусировку на проблемном поле клиента.

Для того, чтобы психолог мог успешно применять проблемно-ориентированный подход в консультативной работе, его профессиональная готовность должна отвечать требованиям:

1. Владение знаниями о перечне проблем, успешно решаемых в рамках той или иной психологической парадигмы. Подобная осведомлённость необходима о всех парадигмах, применимых в русле проблемно-ориентированного подхода.

2. Сформированность о видовом многообразии проблем с точки зрения проблемно-ориентированного подхода, способность относить предъявленную клиентом проблему по классификационным признакам к определённому виду.

3. Ориентировка в примерных сроках преодоления проблем в соответствии с типом, к которым они относятся.

4. Способность к адекватной оценке потенций клиента в решении проблемы и составлению прогноза относительно продолжительности консультативного взаимодействия с учётом избрания наиболее подходящей в работе с данным клиентом парадигмы.

5. Владение необходимыми техниками психоконсультативной работы в той парадигме, которая признана наиболее эффективной для преодоления проблемы клиента.

Остальные требования в отношении профессионализма психолога являются общими, однако наибольшего внимания для проблемно-ориентированного консультирования заслуживают вопросы, затрагивающие оформление консультативных взаимоотношений, распределение ответственности, организованность, готовность к оказанию помощи, доверие клиенту и другие аспекты.

К числу проблем, в искоренении которых, наиболее оптимально применение проблемно-ориентированного подхода, относятся:

1. Тревожность.

2. Страхи и фобии.

3. Агрессия и аутоагрессия.

4. Чувство вины.

5. Переживание горя.

6. Хронические заболевания и помощь умирающему, его близким.

7. Депрессия.

8. Склонность к суициду.

9. Зависимость от агентов разного рода и созависимость.

10. Ослабленность самоконтроля и самоуправления (в том числе обсессивность и компульсивность).

11. Сексуальные нарушения и отклонения.

В решении проблем, требующих проблемно-ориентированного подхода, наиболее успешны следующие школы и парадигмы:

1. Классический психоанализ позволяет успешно осуществлять работу над преодолением тревожности, которая предусматривает учёт не только источников её возникновения, форм проявления и маскировки (в виде соматики, навязчивых действий и форм поведения), но и средств подавления тревожности, которые рассматриваются как способы психологической защиты. Кроме того, психоаналитическая традиция одна из первых открыла пути лечения сексуальных отклонений, продемонстрировала адекватность понимания патогенеза депрессии и суицидальных тенденций, что нашло подтверждение в их успешном преодолении.

2. Психотерапия, основанная на постулатах динамического психоанализа, доказала, то продуктивным средством избавления от негативных, разрушающих, эмоций является их проживание и выражение в виде трансформации в социально приемлемые формы активности. Динамический психоанализ зарекомендовал себя в этой области, как наиболее авторитетная парадигма, показав генезис развития глубоких переживаний, носящих пролонгированный характер. Вклад отдельных психологов настолько весом, что их имена ассоциируются с перечнем проблем, стратегии по преодолению которых были предложены их носителями. Так, в связи с разрешением эмоциональных конфликтов и предложением методов избавления от форм навязчивого поведения уместно упоминание К. Хорни, в отношении стратегий упреждения и преодоления саморазрушающих поведенческих паттернов и собственно суицидальных тенденций, - К. Меннингера. В лечении психосоматических проблем и возрождения способности свободного самовыражения при проявлении любых форм активности (а, особенно, эмоционально-поведенческой) наилучшей результативности добились специалисты в области телесно-ориентированной психотерапии: Ф. Александер, А. Лоуэн, В. Райх, М. Фельденкрайц, А. Янов.

Из психоанализа выросло и получило развитие терапевтическое направление, чьи технологии решают задачи по оказанию помощи клиенту в раскрытии его потенций, служат средством облегчения самореализации, поскольку предлагают пути, максимально приближенные к природной сути человека. Подобные методы выражают сущность креативной психотерапии, основанной К. Юнгом, и привлекают самые разные средства, так или иначе стимулирующие проявление сферы бессознательного вовне. Инструмент его активизации и определяет название формы или среды терапевтического взаимодействия, - песочная психотерапия, арттерапия, библиотерапия, игротерапия, сказкотерапия.

3. Гештальт-терапия, чьи достижения связаны с именами В. Келера, К. Левина, Ф. Пёрлза, позволяет клиенту посредством различных техник не просто лучше рассмотреть свою проблему, оценить её последствия для жизни, но и пойти дальше - переместить установку с проблемы на личность и исследовать затруднение с личностно значимых позиций. Это позволяет в дальнейшем работать над изменением личности, создавая тем самым преграды для возвращения данной проблемы и порождения новых, отличных от уже имеющейся. Гештальт-технологии предполагают фокусировку внимания на актуальных эмоциях и чувствах, предусматривают их анализ и проработку при выполнении упражнений по выделению фигуры и фона; обучают "здоровому" контактированию со средой и формируют способность жить "здесь и сейчас"; воспитывают умения принимать на себя ответственность и осуществлять сознательный выбор, осуществляя который клиент уже понимает, какие чувства он активизирует, а какие, - игнорирует (такой подход содействует развитию функций самоуправления и самоконтроля клиента, приобретающих характер зрелости, обеспечивая соответствие принятых решений здравому смыслу). Методики гештальт-терапии ставят клиента в такие условия, которые помогаю ему понять природу внутренних конфликтов, упредить появление тенденций к разрушающему поведению и развитие зависимости, но и главное, - создают предпосылки к обретению личностью зрелости.

4. Когнитивная психотерапия, разработанная как практическая стратегия А. Беком, и рационально-эмотивная, являющаяся её разновидностью (основателем которой выступает А. Эллис), - известны своей продуктивностью в преодолении депрессии, тревожности, таких психопатологических состояний, как мании, параноидальный синдром, обсессивно-компульсивный невроз и другие. Их достижения в решении указанных проблем опосредованы переменой взгляда на место процесса познания и его результат - формируемое мировоззрение, суждения, верования и идеалы, а также на роль познания в порождении тех или иных эмоций. Методы, разработанные и внедрённые в практику когнитивной психотерапией, ориентированы на замену неэффективных верований и убеждений, удалённых от реальной действительности, более адекватными, обеспечивающими полноценную адаптацию. Стратегия психолога сводится к формированию у клиента готовности сознательно отказаться от неправильных когнитивных оценок, выражаемых им по поводу событий и явлений окружающего мира и к содействию развития у него объективного взгляда на происходящее вокруг и в его жизни непосредственно. Необходимость подобных действий объясняется местом когнитивного оценивания в выполнении функции управления поведением и деятельностью. Тактика освобождения от предубеждений способствует изменению результатов последующего оценивания продуктов процесса познания, корригированию реакций, возникающих в ответ на отражаемые события, влияет на планирование будущих событий. Психоконсультационная работа, осуществляемая в традициях классической когнитивной терапии и рационально-эмотивной парадигмы, требует от психолога знания разновидностей автоматических мыслей и типологии форм предположений (неэффективных убеждений), составляющих их основу. Модели, раскрывающие природу отрицательных эмоций и их поведенческих проявлений, могут с успехом применяться, в частности, РЭТ для лечения:

- депрессий;

- тревожных расстройств;

- маний;

- многочисленных проявлений паники;

- фобических реакций;

- параноидальных состояний;

- обсессий и компульсий;

- истерии;

- саморазрушающего поведения;

- зависимостей.

Выдвинутое А. Эллисом предположение об опосредованности эмоциональных расстройств нарушениями в когнитивной сфере, было глубоко изучено и практически доказано. Систематизация результатов, полученных в ходе проверки его истинности, позволила представить иррациональные установки, провоцирующие возникновение негативных эмоций, вследствие провокации индивида к неадекватному взаимодействию с окружающей средой, дифференцировав их на группы:

1. Установки должествования.

2. Установки преувеличения (сводится к преувеличению значения событий, что выражается в речи высказываниями, указывающими на крайнюю степень: "ужасно", "невыносимо").

3. Установки обязательной реализации своих потребностей (для полной реализации и обретения счастья, необходимо обладать определёнными качествами или предпринимать какие-то действия).

4. Оценочная установка (связана с отождествлением отдельного аспекта, по которому оценивается индивид, с его личностью в целом).

В ходе личной профессиональной практики А. Эллис пришёл к заключению о том, что основу для эмоциональных расстройств составляют 12 иррациональных идей, то есть жёсткие эмоционально-когнитивные связи, выраженные в форме предписания, требования, приказа, носящие абсолютистский характер. У полноценно функционирующего человека система установок рациональна и имеет вид гибких эмоционально-когнитивных связей, которые отражают скорее вероятность, пожелание и предпочтительность того или иного события. Их адекватность способствует поддержанию чувства реальности и не провоцирует эмоциональных всплесков благодаря хорошему самоконтролю. РЭТ декларирует использовать обучающий подход (чем содействует повышению общего культурно-образовательного уровня клиента) для достижения изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах и рекомендует психологу следовать в работе двум основным принципам: активности и директивности. Эти правила консультативного взаимодействия направлены на реализацию главной цели рационально-эмотивной терапии - продемонстрировать клиентам:

1) их участие в создании собственных нарушений при применении ими догматических "должен", "обязан";

2) их возможности в оспаривании и преодолении своих императивов при подвержении сомнению за счёт подвержения научной проверке;

3) их способности в коренном изменении философии собственной жизни посредством отказа от "подрывных" чувств;

4) их возможности противостоять иррациональным убеждениям при проявлении настойчивости, решительности и терпения.

5. Транзактный анализ, основанный Э. Берном, использовавшем в качестве основы для его создания идеи классического психоанализа, зарекомендовал себя как удачная методическая система по формированию у клиента самоконтроля и способности к принятию ответственности за выбор той или иной поведенческой стратегии, а также как совершенный инструмент развития коммуникативных навыков и умений. Предлагаемые трансактным анализом систематизация способов поведенческого реагирования, учитывающая критерий времени и форму активности (6 видов структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность), классификация и примерные истолкования смысловой направленности "жизненных сценариев" (что было глубоко исследовано Кейлером Таиби, 1974; Шиффами, 1971, а позже - терапевтами Бобом и Мери Гулдингами, 1997), открывают доступ клиенту к глубокому анализу содержания собственного поведения, выступая тем самым предпосылкой к его корригированию и последующему направлению в продуктивное русло. Обращение внимания на проблему программирования дальнейшего хода жизни посланиями, приказаниями, отданными ребёнку в детстве, и определяющими основу решений, поведенческих паттернов и драйверов, указывает на общность источника происхождения трансактного анализа и индивидуальной психологии Альфреда Адлера, - психоанализ. Выделение позиций или Эго-состояний (Родитель, Взрослый, Дитя), исходя из которых индивид выстраивает своё поведение, и описание типов игр с подачей анализа их сюжетов, обеспечивает понимание сути стратегии, реализуемой индивидом в коммуникации, осознание её психологической выгоды. Понимание подтекста поведения (выигрыша, достигаемого им; глубинных причин, лежащих в его основе - посланий, приказаний, сделанных другими, и принятых индивидом в ответ на них сценарных решений относительно себя, других и жизни) не только в значительной мере облегчает работу психолога, но и позволяет самому клиенту лучше понимать себя, источники своих поведенческих реакций и поступков окружающих по отношению к нему, а, значит, открывает большие возможности к управлению собой и контролю ситуации. Таким образом, транзактный анализ позволяет решить проблему, установив её истоки, определив характер деструктивности избранной поведенческой стратегии, чем обеспечивает профилактику её возобновления или упреждает возникновение симптомов нарушений, опосредованных теми же причинами, то есть изначально он ориентирован на решение проблемы, но так или иначе затрагивает при этом личностный уровень.

6. Психосинтез как концепция,создан Р. Ассаджиоли в противовес психоанализу. Он выступает перекидным мостиком, соединяющим проблему клиента с его личностью, сосредоточивая внимание не столько на трудностях индивида, сколько на его целях, на его позитивной мотивации, и на том, к чему он хотел бы прийти. Конечные цели психосинтеза направлены на развитие высшего истинного Я, достижение внутренней гармонии и на налаживание адекватных отношений с окружающим миром, в том числе, и социальным, что само по себе невозможно при наличии проблем. Поскольку основным источником для их реализации служит работа с содержанием бессознательного, а инструментом его выражения выступают мышление, эмоции, тело, в форме которых проявляют себя субличности (основное понятие психосинтеза), то вполне правомерно рассмотрение психосинтеза, предполагающего выявление субличностей и ограничение их полномочий в отношении контроля за активностью личности, обретение внутренней целостности Я в противовес дифференциации на множественные суб-Я, как системы психотерапевтических приёмов, способствующих выполнению задач проблемно-ориентированного подхода, с той оговоркой, что решение проблем не является конечной целью психосинтеза.

7. Нейролингвистическое программирование (НЛП), чьи основы создали Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, а позже развивал Роберт Дилтс, в последнее время получило особую популярность в странах постсоветского пространства, благодаря кажущейся простоте применения отдельных техник. В рамках данной концепции решение проблем происходит за счёт оказания помощи индивиду в переходе им из настоящего состояния в желаемое при подключении необходимых ресурсов. Это подключение к скрытым и неиспользуемым клиентом ресурсам помогает осуществить психолог, стимулируя их извлечение из подсознания и последующее подведение к уровню сознания, чем обеспечивается открытие доступа к ним. Способам применения выявленных потенций также обучает консультант. Опытность и профессионализм специалиста актуальны уже на первых этапах психоконсультационного взаимодействия - при "подстройке" к психическому миру клиента (которая включает распознание "модальности", в которой обратившийся за помощью воспринимает мир, обнаружение "ключей доступа" к ней); при изучении метамодели (субъективной модели мира) клиента. Средством психокоррекционного воздействия в НЛП является слово, составляющее основу программирования. Применимость нейролингвистического программирования в русле проблемно-ориентированного подхода определяется выбором техник. Наиболее оперативно помогают справиться с проблемами методики, имеющие ниже приводимый спектр разрешающих возможностей:

1. Метод "якоря" предназначен для коррекции эмоционального состояния, дисгармония которого вызывает ощутимый дискомфорт и составляет основу многочисленных поведенческих отклонений. Одни манипуляции, предлагаемые методикой, служат для усиления чувства, что значимо в преодолении сексуальных дисгамий, другие, - напротив, предназначены для снижения интенсивности переживания, что необходимо при лечении фобий.

2. Техники работы с субмодальностями позволяют уменьшать дискомфорт, вызываемый проблему, а при более глубоком и содержательном взаимодействии, цель которого - изменение мировосприятия клиента, ощутимо влиять на его мышление и поведение. Этот метод успешен при избавлении клиента от фобий посредством активизации его способности диссоциированно воспринимать окружающее. Стимуляция ассоциативного восприятия, требующего включения в ассоциативный ряд самого индивида, продуктивна в преодолении сексуальной дисгармонии.

3. Метод наложения открывает доступ к решению разнообразных проблем и эффективен в целях обучения, имеющего прямое отношение к формированию профессионально значимых навыков учителей, врачей, артистов.

4. Методики "Принятие решения" и "Изменение убеждения" создают условия к замене неадаптивного поведения продуктивным, что достигается изменением когнитивных установок, выступающих центром управления поведением.

5. Техника "взмаха", использующая в своей основе врождённое стремление человека к удовольствию, применима для коррекции настроения, избавления от зависимостей, навязчивых форм поведения (обсессий, компульсий). В целях ускорения достижения желаемого эффекта она используется в сочетании с техникой "Взрыв", которая предшествует "взмаху".

6. Визуально-кинестетическая диссоциация продуктивна при избавлении от проблем, в генезисе которых главенствующую роль играют ощущения.

7. Техники "рефрейминга" помогают бороться с зависимыми формами поведения, избавляться от сексуальных девиаций, фобий, навязчивых состояний и побуждений, упреждать суицид.

8. Методики "Посмотри на себя глазами, полными любви", "Терапевтическая метафора" используются как средства по развитию контроля и функции управления за поведением клиента, перенаправляющие его в русло самосохранения.

8. Позитивная психотерапия, внедрённая в психологическую практику Н. Пезешкианом в 1972 году, предлагает качественно новый подход к разрешению проблем клиента - посредством стимулирования его резервных возможностей. При этом используется иное истолкование патопсихологческих симптомов. К примеру, депрессия рассматривается как форма реагирования на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность - как способ отказаться от помощи тела и прочее. К позитивной практической психологии в современном понимании относят новую волну мировой психотерапии. Наиболее близка по сути к концепции, предложенной Н. Пезешкианом, психотерапия, фокусированная на решении (Ахола, Фурман, 2000). Целевая направленность позитивной психотерапии сводится к изменению точки зрения клиента на своё недомогание и как следствие - к поиску новых резервов в борьбе с недугом. Взгляд на любую проблему как последствие некоего конфликта переносит внимание на этот конфликт и необходимость поиска источника ресурсов - когнитивных эмоциональных для его разрешения, что требует учёта культуральных особенностей клиента (его принадлежности к западному или восточному типу ментальности). В качестве психокоррекционного средства позитивной психотерапией широко используются притчи, поучительные истории, "психотерапевтические сказки". Данная концепция при рассмотрении проблем учитывает сферы проявления конфликтов:

а) тело/ощущения;

б) деятельность;

в) контакты;

г) фантазии/будущее.

Охват зон их возникновения объясняет многообразие патопсихологических симптомов и формы поведения, являющиеся ответной реакцией на конфликт. Выделяют 4 основные типа конфликтного реагирования, позволяющие психологу лучше понять характер и природу нарушения, обнаруженного у клиента, оценить его возможности в преодолении отклонения:

1) бегство в болезнь;

2) бегство в общение или одиночество;

3) бегство в работу;

4) бегство в фантазии.

При разрешении проблем клиента учитываются его первичные (способность к любви) и вторичные (к познанию) способности, которые рассматриваются как факторы, усугубляющие воздействие внешних событий, аффективно окрашивая их на фоне биологически-биографической данности. По отношению к клиенту позитивная психотерапия определяет такие задачи:

1. Профилактика появления отклонений и дискомфортных состояний.

2. Лечение обнаруженных нарушений.

3. Реабилитация и последующая помощь.

Эти направления реализуются посредством 9 тезисов, отражающих суть концепции:

1. Учёт всех позитивных аспектов каждой болезни, каждого симптома, воспринимаемого клиентом негативно. Предполагает выяснение консультантом о значении симптома для человека и его социальной группы (Что позволяет делать и, напротив, не выполнять страх находиться в большом скоплении людей или проблема, связанная с тем, что организм слишком явно реагирует на испытываемое смущение, замешательство и прочие трудности).

2. Принятие во внимание содержание конфликта и его динамики. Считается, что конфликт есть результат избирательного реагирования индивида на мелкие неприятные воздействия, которое предопределяет формирование характера, проявляющего чувствительность только к определённым воздействиям.

3. Основа позитивной терапии - транскультурное мышление. Для обеспечения действенной поддержки необходимо включение и объединение в одном культурных, семейных и индивидуальных явлений.

4. Действенность терапевтической ситуации обеспечивают концепция, определяющая её суть и характер, мифология и притчи. Мифология служит средством, облегчающим понимание механизма появления проблемы, притчи снижают сопротивление и облегчают активизацию внутренних резервов к самопомощи уже в ходе консультирования, увеличивая таким образом его продуктивность.

5. Неповторимость каждого индивида. Консультативный процесс строится, исходя исключительно из потребностей клиента.

6. Консультативный процесс прямо (предусматривая приглашение их на консультацию) или косвенно всегда затрагивает членов семьи клиента.

7. Доступность понятий позитивной терапии каждому (их простота устраняет речевые барьеры).

8. Возможность преодоления любого недуга за счёт оперирования тремя видами помощи: психопрофилактика, коррекция и реабилитация.

9. Концепция предполагает рациональное применение и сочетание разных методов и специальных направлений (метатеоретических и метапрактических).

Ценность данного подхода, определяемого как конфликт-центрированная помощь, заключается:

а) в широте диапазона решаемых проблем - невротические и психосоматические расстройства, депрессии, фобии, сексуальные расстройства, психопатии и прочие отклонения;

б) в оперативности купирования проблемной зоны;

в) в стойкости терапевтического эффекта.

9. Терапия, фокусированная на решении базируется на позициях, схожих с позитивной, но ввиду своего преимущества, она получила уточняющее определение - краткосрочная. Она акцентирует внимание на сущности решения клиента в отношении преодоления проблемы, его эффективности с точки зрения учёта им сути проблемы и собственных резервов. Это раскрывают её постулаты:

1. Первообразной качества жизни выступает мировоззрение человека и его отношение к её событиям.

2. Конфронтация с проблемой чаще является неэффективной, ибо её симптомы несут в себе не только негатив, но и указывают на путь адаптации (который обычно связан с поиском компромисса).

3. Учёт того, что рамки любой концепции, в силу её логической оформленности и догматической веры, которую она навязывает, уже, нежели индивидуальный или семейный опыт (Ни одна концепция не способна учесть всех возможных вариаций условий и характеров, продуцируемых ими).

Явное преимущество двух последних концепций заключается в богатстве используемого инструментария и поощрении импровизации в отношениях, складывающихся между психологом и клиентом, что весьма важно в работе, ориентированной на решение проблемы.

В целом определяя стратегию консультативной работы, осуществляемой в рамках проблемно-ориентированного подхода, следует отметить, что она отличается своим директивным характером. Такое консультирование предполагает обязательное погружение клиента в проблему. Если же он всеми доступными ему способами избегает этого, то его действия рассматриваются как сопротивление участию в процессе оказания психологической помощи. Ведь "кружить" вокруг проблемы, не вникая в её суть, характер проявления, источники и последствия, считается в ПОП неэффективным. Хотя работа над преодолением проблемы, ставящая клиента в позицию зависимости, не позволяя личностно приблизиться к консультанту, провоцирует включение процессов переноса клиентом на психолога своих потребностей и типов отношений со значимыми фигурами детства (что является ничем иным, как проявлением защитных механизмов), нельзя отрицать ценность данного подхода при оказании помощи клиентам, не определившимся с проблемным полем, не признающимися себе в наличии области затруднения, но при этом сильно страдающими от симптомов проблемы (например, соматических нарушений), лицам, быстро разочаровывающимся от работы с психологом, обнаруживая существенную разницу между требованиями, предъявляемыми к ним процессом консультирования, и их личным желанием что-то делать для решения проблемы, а также склонным к чрезмерной рационализации и другим.

При работе психолога в рамках проблемно-ориентированного подхода его установки и действия при ведении консультации строго определяются спецификой проблем, их природой и условиями возникновения. Помимо этого направленность консультативной деятельности учитывает символику, которая отражена в симптомах той или иной проблемы. Все эти аспекты имеют огромную значимость для построения качественной консультативной работы, позволяющей полностью искоренить проблему или снизить "шансы" её последующего появления, максимально отсрочить возвращение симптомов, вызывающих у клиента дискомфорт и нарушающих благоприятное течение его жизни.

В работе с клиентами, испытывающими тревожность, консультант прежде всего должен исходить из того, что она может являться признаком развития личности клиента, т.е. выступать естественной характеристикой, указывающей на динамику в его жизни и профессиональный рост, но может и свидетельствовать о патологии. Но так или иначе, работа над её преодолением сопряжена с трудностями, поскольку тревожность активизирует механизмы психологической защиты, которые являются ответной реакцией на имеющийся внутренний конфликт. Она переживается как тягостное, пролонгированное во времени, состояние дискомфорта, который трудно объясним, ввиду неопределённости причин и природы самого беспокойства. Тревожность возрастает и принуждает обратиться к психологу обычно при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств - при появлении угрозы социальному положению, финансовому успеху, при нарушении стабильности и определённости жизненной ситуации. Работа по её искоренению осложняется ещё и тем, что она способна принимать самые разные формы проявления ("выливаться" в соматические заболевания и навязчивые действия; которые являются, пожалуй, самыми явными свидетельствами на наличие конфликтной жизненной ситуации; скрываться за самыми разнообразными негативными эмоциями и чувствами - раздражительностью, враждебностью, агрессивностью, подавленностью, возникающими в ответ на тревожные жизненные обстоятельства; отражаться во многоречивости, заискивающем и демонстративном поведении, при котором обратившийся заявляет о своих трудностях и всем видом показывает озабоченность решением проблем), поэтому клиенту трудно самому обнаружить связь между нею и сопутствующими сигналами. Достижению продуктивности в консультативном взаимодействии мешают саботажные действия клиентов, которые с сарказмом критикуют работу психологов, пытавшихся помочь им ранее. Этим они провоцируют занятие психологом-консультантом оппозиции по отношению к ним, дискредитируя всю психологическую помощь как таковую, и кладут "конец" консультационному процессу.

Преодоление тревожности возможно только при преодолении механизмов психологической защиты, к которым прибегает клиент для избавления от неприятного воздействия, вызываемого ею. К ним относятся некоторые из описываемых классическим психоанализом: вытеснение, регрессия, проекция, интроекция, рационализация, интеллектуализация, компенсация, реактивное формирования (связано с подменой неприемлемых для осознания побуждений гипертрофированными, противоположными тенденциями), отрицание, смещение. Единственно действенная стратегия в деятельности консультанта, помогающего справиться с тревожностью, - способствование её выражению вовне. Причём в своей работе психолог-консультант должен учитывать, что экзистенциальная природа тревожности вовсе не означает, что носитель её симптомов не нуждается в психологической помощи. Такие клиенты также не должны быть лишены права на её получение.

В оказании помощи клиенту в преодолении страхов, как естественной реакции на неблагоприятный агент, и фобий, как патологического ответа на внешнее воздействие, наилучшим образом зарекомендовали себя технологии, предложенные бихевиористическим направлением. Хотя они требуют продолжительного времени работы, их использование того стоит, поскольку эти техники позволяют клиенту полностью избавиться от страха. Другие методики (арттерапия, психодрама и прочие) направлены лишь на избавление индивида от симптомов, они не дают должного эффекта на длительный срок. Через какой-то промежуток времени страх может "заявить" о себе вновь, и чаще всего он оказывается уже реакцией на другой агент.

Следует заметить, что частота обращения за психологической помощью связана не со страхами, а с фобиями. Работая над их искоренением, специалисту необходимо помнить, что обычно они возникают в отношении одного объекта или обстоятельства, а выражаются в патологической боязни другого объекта, ситуации, которые выступают в качестве заместителя первичного провокатора этой эмоции. Впервые воздействующий агент, вызывающий сильный страх, приводит человека в замешательство из-за утраты им способности адекватно произвести выбор из наличных у него способов ответа на этот раздражитель. Появляющийся внутренний конфликт дезорганизует и дестабилизирует индивида, опосредуя появление фобии, и часто не одной. Иногда за единственной фобией может скрываться не один конфликт, что совершенно не осознается клиентом и даже отрицается. Поэтому психологу, оказывающему помощь в избавлении от фобии, нужно учитывать 3 основные поведенческие стратегии, которыми пользуются клиенты:

1) способность признать наличие страха и обозначить его природу, но полное отрицание внутренних конфликтов, скрывающихся за ним;

2) активное занятие самолечением с сопутствующим чтением специальной литературы в целях обращения внимания на внутренний конфликт;

3) уклонение от проработки внутренних конфликтов, сопровождающееся передачей своих страхов психологу. В этом случае, во избежание негативных последствий, консультанту следует усилить самоконтроль.

При работе над искоренением враждебности клиента психолог-консультант должен учесть, что подобная реакция - это не только предупреждающий об опасности сигнал, но и чувство, обусловливающее самозащиту, которая выражается в виде агрессивной реакции. Конечно, враждебность появляется в ответ на внешний раздражитель, который выступает только катализатором такого реагирования, истинный же источник кроется в личности самого клиента. Чтобы облегчить деятельность по выяснению подлинных причин, первоначально следует обязательно предупредить клиента о недопустимости агрессивного поведения и о дисциплинарных санкциях, которые будут предприняты в ответ на него. Условия для внешнего выражения агрессивности всё же должны быть созданы в условиях консультации и оговорены пути её проявления за пределами консультационного пространства. Однако они должны быть такими, которые не способны причинить вреда ни самому клиенту, ни окружающим. Вполне приемлемо проявление агрессии через проговаривание того, что индивид чувствует, какой силы это чувство и на кого оно направлено, возможно и прибегание к замещающим способам его реализации - через действия, что рекомендуется телесно-ориентированной традицией. Соблюдение этой рекомендации чрезвычайно важно, так как непроявленная враждебность чревата дезорганизацией поведения, мышления психосоматическими реакциями, существенно мешающими консультативной работе по вскрытию и разрешению внутренних конфликтов.

Вина как чувство возникает при нарушении индивидом значимых для него норм нравственности или отказе им от выполнения долга, снятии с себя ответственности. Специалисты различают три вида вины: естественную, экзистенциальную и невротическую. Проработки требует последний вид, когда вина является результатом совершения воображаемых поступков или нарушения запретов. Этот тип вины используется для оправдания перед собой, но не преследует цели искреннего раскаяния перед окружающими и объяснения им причин своих поступков. Человек, переживающий невротическую вину боится быть раскрытым и осужденным другими. Демонстрируя свою виновность, он стремиться скрыть собственные слабости, незащищённость, беспокойство, отсутствие способности бороться за себя и отстаивать свои интересы. Вместе с тем он не принимает ответственности, манипулирует другими, паразитирует на них, прибегая к доминированию, демонстрации любви или покорности, выставляя им напоказ в качестве подтверждения своей расположенности к ним чувство самообвинения, рассчитывая получить от них взамен благосклонность к нему, высокую оценку его "честности", и "нравственности". Выбранная стратегия может применяться им достаточно длительно, поскольку поддерживает комфортные условия для существования и действования данного индивида. Она не требует от него изменения, ибо только единицы из тех, кто с общается с таким способны пресечь его лживые поступки. Раскрытие психологом истинного положения дел и обнажение им внутренней выгоды для клиента от позиции, занимаемой им, и определение данной стратегии как фактора, тормозящего личностное развитие клиента и не способствующего улучшению его жизненных условий, подтверждение этого вывода фактами из жизни самого консультируемого, - единственный продуктивный путь работы по искоренению невротической вины. Необходимость отказа клиента от очень удобного и уже привычного образа жизни на первых этапах способна вызвать у клиента агрессию, направленную на психолога, разрушающего его "идеальный" мир. Понимание сути этого аспекта специалистом-консультантом и принятие им во внимание данной особенности, способно даже облегчить его работу, поскольку агрессивная реакция может рассматриваться как симптом, подтверждающий предположения психолога об использовании клиентом стратегии самообвинения для получения ещё большей социальной выгоды.

Консультирование лиц, склонных пользоваться истерией в личных целях, должно строиться с учётом того, что основу истерического поведения составляют нереализованные потребности в любви и сексе, как её подтверждение (личности, склонные к истерическим реакциям часто создают себе иллюзию, что секс - это верный признак любви и активно пользуются этим средством для подтверждения её наличия или выражения собственной привязанности к партнёру по общению). Эти потребности у истерика принимают вид фантазии, что ещё больше снижает их шансы на воплощение в жизнь. Истерическое поведение при этом является ничем иным как символическим способом удовлетворения потребности-фантазии, в правдивость и действенность которого клиент свято верит. В качестве символических средств при этом используются: неустанная активность, драматизация, лживость, соблазнение, в том числе и сексуальной природы, позиция зависимости от других, демонстрация теплоты и нежности, на которые истерик заведомо неспособен. Целевая направленность их применения - избежать столкновения с неосознаваемыми внутренними и внешними конфликтами. Работа психолога заключается во-первых, вскрытии конфликтных зон, во-вторых, в воспитании у клиентов внутреннего разрешения на проявлении любви, внутреннего тепла и нежности к другим людям, миру в целом, и формировании у них навыков адекватного выражения этих чувств вовне, без опасения показаться слабым, никчёмным, а также разъяснение, что любовь предполагает не только позицию "брать", но и позицию "давать". При взаимодействии консультанта с клиентами истерического типа поведения, он зачастую сталкивается с такой их уловкой, как стремление превратить психолога в фигуру отца или матери, которые как воспитывают, так и контролируют, и от которых ожидаются исключительно родительские формы взаимодействия с системой скидок и поощрений. К этим действиям клиенты прибегают неосознанно, но изыскивая свою выгоду - не принимать на себя ответственность.

При работе с компульсиями и обсессиями консультирующему психологу необходимо исходить из того, что клиенты, страдающие от них, испытывают затруднения в самоконтроле, которые возникают у них на фоне отсутствия решения о выборе поведенческой стратегии - быть послушным или сопротивляться правилам, угождать авторитету или стать в оппозицию по отношению к нему. Недостаток самоконтроля они стремятся компенсировать тем, что демонстрируют желание взять под контроль развитие консультативной ситуации, для чего прибывают на консультацию с заготовленным перечнем вопросов, которые намереваются обсудить в ходе неё. Но это только уловка, которой клиенты пользуются преследуя противоположную деловым отношениям цель - уклониться от эмоционального контакта с консультантом. Отступление психолога от порядка работы, активно навязываемого клиентом, приводит, как правило, последнего в замешательство. Поэтому задача консультанта сводится к тому, чтобы помочь клиенту выразить побуждения, от которых он тщательно защищается, и сделать консультативный процесс максимально нетрадиционным, а главное - несоответствующим представлениям клиента.

Консультирование лиц, переживающих горе, требует духовной готовности и высокой профессиональной компетентности. Обычно горевание проходит в стадиях: отрицание, агрессия, поиск компромисса, депрессия, адаптация, которые просто нужно помочь пережить утратившему близкого. Если право на психологические защиты оправдано на ранней стадии траура, когда отсутствует способность смириться со смертью, то на этапе адаптации ("работы скорби") это недопустимо. Переживание потери всегда осложняется тем, что человек, понёсший утрату, лишается оценки, любви и поддержки ушедшего. С этим трудно мириться. Однако период горевания имеет и положительное значение. Он предоставляет возможность для дальнейшего личностного роста. Задача психолога как раз и состоит в том, чтобы показать эту возможность.

Консультирование по поводу психосоматических заболеваний в основном базируется на психоаналитическом понимании личности, хотя известно множество других попыток истолковать психосоматические нарушения. Психоаналитической традицией нездоровье истолковывается связью с эмоциональным состоянием, а именно неблагоприятным эмоциональным статусом, имеющим место уже продолжительное время. Считается, что чаще всего психосоматические нарушения формируются в результате озлобленности, которая является результатом неудовлетворённости индивидом своей жизненной ситуацией. При работе с клиентом, страдающим от психосоматических заболеваний, психологу-консультанту следует принимать во внимание то, что неудачные отношения с окружающим миром уже стали привычными для больного. Работа с такими клиентами затруднена по причине их эмоциональной безграмотности, неспособности вербализовывать свои внутренние переживания, несформированности у них символического мышления, а также из-за их молчаливости, ориентированности на медикаменты и ослабленной мотивации к лечению посредством психологической помощи. Это принуждает консультанта к постоянному проявлению инициативы, что воспринимается им самим не как нормальное явление, ибо консультирование, как вид помощи, предполагает разделение ответственности между участниками процесса таким образом, что большая доля ответственности должна приниматься на себя клиентом. Впрочем, консультативный процесс со страдающими от психосоматических нарушений предусматривает в целях повышения его эффективности включение в работу психотерапевтических техник, основная направленность которых - выражение клиентом своих эмоций, преодоление привычных стереотипов поведения:

1) слащавости, за которой они прячут своё враждебное отношение к внешнему миру, другим людям;

2) игнорирование того факта, что ближайшее окружение клиента есть результат его неосознанного стремления - сплотить вокруг себя недоброжелательных людей, что и рано или поздно провоцирует у него формирование озлобленности к миру (Если приближённые относятся негативно, что можно ожидать от других людей, которые с ним мало знакомы. Хотя, эти лица просто не умеют дифференцировать людей и подпускают к себе тех, кто норовит ими воспользоваться в личных целях, не считаясь с интересами тех, к чьим услугам они прибегают.).

При консультировании хронически больных деятельность психолога затруднена тем, что психологические последствия болезни уже прочно закрепились (равно как и источники, вызвавшие её) в структуре их личности, а характер взаимодействия их с окружающими и отношение окружающих к ним, способствуют "расцвету" качеств, ещё больше упрочивающих их оценку своего положения как безнадёжного.

Не меньшей сложностью отличается работа со страдающими от депрессии, которая традиционно возникает в ответ на травмирующие жизненные события. Этот ответ сугубо субъективен, ибо то, что заставляет депрессировать одного, не мешает продолжать радоваться жизни другому. Наиболее эффективной стратегией в преодолении депрессии считается телесно-ориентированный подход. Его технологии облегчают снятие эмоциональных блоков, запретов на выражение негативных эмоциональных реакций, а также способствуют обеспечению тела дополнительной энергией, ускорению энергообмена, что требуется для ведения полноценной насыщенной жизни. Продуктивность данного подхода объясняется самим отношением, заложенным в нём к депрессии. Здесь она рассматривается как состояние, при котором индивид впервые сталкивается с реальностью и осознаёт, что погоня за иллюзорными целями не позволяет ему осознать и реализовать свои подлинные потребности, необходимые для нормальной жизни, дарящей удовольствия и радость. Таким образом, стремясь к иллюзорным целям, навязанным другими, общественным мнением, индивид постепенно отказывается от того, в чём он действительно испытывает потребность, и от себя, даже не замечая этого. Самые главные задачи психолога - поддержать клиента в наиболее сложный для него период - столкновения с реальностью, с действительным его положением, и стимулировать его к тем простым видам активности, пусть даже самым простым, дарящим ему удовольствие (навык получения удовольствия также нуждается в восстановлении - новорожденные используют удовольствие как основной способ закрепления их способности жить и развиваться); обучить энергетическим упражнениям и обеспечить должный контроль на первоначальных этапах их выполнения, пока это не станет привычным для клиента набором действий, в исполнении которого он будет испытывать ежедневную потребность.

Прежде чем приступать к работе с лицами, проявляющими склонность к суициду, психолог должен заключить специальный договор, с тем, чтобы обезопасить себя от чувства вины в случае реализации клиентом суицидальных тенденций, и повысить уровень его самоконтроля. В дальнейшем в консультационном взаимодействии следует уделить внимание аспектам воспитания и обучения, поспособствовавшим формированию у клиента установки на отказ от жизни и замене её установкой "на жизнь". Параллельно психологу необходимо уделить внимание выявлению и искоренению актуальных конфликтов, которые клиент, не имея возможностей и средств решить конструктивным способом, пытается преодолеть посредством суицидальных тенденций.

Консультационная работа по поводу зависимости (от алкоголя и других агентов) строится с учётом того, кто напрямую страдает от неё, сам обратившийся или его близкие. И в том и другом случае обязательно учитывается род агента, от которого зависит индивид, и характер зависимости - прямая или опосредованная. Так или иначе во внимание принимается, что зависимость - это реакция на неудовлетворённость сложившимися с окружающими взаимоотношениями и прежде всего её истоки следует искать в родительской семье. Психолог должен понимать, что к зависимости приводит неспособность человека выдерживать эмоциональное напряжение, возникающим в связи с представляемым клиентом собственным будущим. Такой индивид не видит в нём позитива, а неудовлетворяющие его "картинки" о предстоящей жизни, требующей значительных эмоциональных, интеллектуальных и физических усилий, сильно пугают. Эти страхи он не может выдерживать, находя единственный подходящий для него выход - прибегнуть к внешнему стимулу, создающему иллюзию того, что ситуация находится под контролем. Работая над искоренением зависимых тенденций в поведении, оптимально вовлекать в психологическое взаимодействие всех лиц из ближайшего окружения клиента (прямо, приглашая их на консультации, или косвенно, обсуждая и перестраивая характер коммуникаций с ними, воспитывая у клиента новые подходы к социальному поведению) и формируя у него устойчивость к использованию новых конструктивных средств и форм взаимодействия с окружающими, не провоцирующих у зависимого лица мощных отрицательных чувств, особенно чувства вины (алкоголь, к примеру, "завязан" на эмоции вины). Только изменение отношения клиента к сути и характеру межличностных взаимодействий позволит ему отказаться от зависимого поведения (в том числе связанного с зависимостью от других людей). Кроме того, следует довести до сознания клиента, что он должен помнить о том, что стремление к зависимости может вернуться при малейшей провокации его агентом, служащим для обеспечения ухода от реальности (форма же этой зависимости может быть другой, даже ранее неведомой клиенту, она определяется характером агента и способна принять облик алкоголизма, наркомании, токсикомании и прочих).

Консультирование по поводу сексуальных проблем отличается некоторыми особенностями. Клиенты, которые обращаются за консультацией по причине неудовлетворенности своей сексуальностью или сексуальной жизнью, - это, как правило, раскрепощённые в сексуальном смысле люди, готовые обсуждать аспекты собственного сексуального поведения, решающиеся на внесение изменений в свою сексуальную жизнь. В отношении выбора клиентами психоконсультанта также обнаруживается специфика. Практика показывает, что клиенты гораздо охотнее обсуждают свои сексуальные трудности со специалистом, чей возраст указывает на то, что он уже вступил в менопаузу. Психолог, работающий в области сексуальных проблем, должен чётко дифференцировать понятия: норма, патология и девиация. Патология может проявлять себя в виде повышения сексуальной активности, её понижении и неспособности выполнять сексуальные функции. Отклонением же в сексуальном поведении считаются социально неприемлемые способы проявления сексуальной активности, которые различаются по цели и форме реализации сексуального влечения, по выбору для этого объекта. Консультируя лиц с половыми девиациями психологу нужно помнить, что отклонение сексуального поведения от утверждённого общественными нормами, есть способ адаптации такого индивида к условиям удовлетворения сексуальных потребностей доступными ему средствами. То есть для самого индивида с ненормативной формой сексуального поведения, его характер и особенности являются нормой. Только когда несовпадение с традиционно закреплёнными в обществе путями и средствами удовлетворения сексуальных потребностей вызывает существенный эмоциональный дискомфорт, только тогда человек обращается за консультацией к психологу. Однако чаще всего девиантность требует вмешательства психотерапевта и сексопатолога. В пределах консультации может быть осуществлена разъяснительная работа и удовлетворён интерес к определённым вопросам, предупредительная деятельность в целях ограждения клиента от возможных последствий, которые неотвратимо наступят при использовании им выбранных способа и формы сексуального поведения. Наиболее востребовано психологическое консультирование теми, у кого сексуальные проблемы обретают вид патологии. Работая с такими клиентами, специалисту необходимо установить образ жизни, который ими ведётся, наличие и ареал конфликтных зон, стрессогенность условий жизнедеятельности, загруженность на работе и дома, а затем работать над приведением эмоциональной сферы личности, её образа жизни и деятельности в соответствие с требованиями для ведением полноценной и удовлетворительной сексуальной жизни.

Помимо широкого спектра решаемых проблем психологическая работа, осуществляемая в рамках проблемно-ориентированного подхода, обладает рядом преимуществ, предопределяющих предпочтительность её использования на первых этапах консультационного взаимодействия с клиентом, а также с клиентами, которые ограничивают консультационное взаимодействие решением заявленной ими проблемы. И всё же среди достоинств проблемно-ориентированного подхода главным выступает то, что консультирование в этом подходе позволяет оперативно купировать негативные последствия, порождённые проблемой, достаточно быстро "расправиться" с ней самой, расчистив тем самым путь для дальнейшего развития личности клиента.

Задания для самостоятельного изучения

1. Определить общие установки, которыми должен руководствоваться психолог, отдавший предпочтение работе с клиентами в рамках проблемно-ориентированного подхода.

2. Выявить ограничения психологических школ и традиций в отношении решения консультативных задач в проблемно-ориентированном подходе.

Темы рефератов: 1. Стратегии и технологии, применяемые психологическими школами в лечении депрессии.

2. Узловые аспекты, на которые должен обратить внимание психолог, консультируя родителей по поводу обеспечения ими нормального сексуального развития и воспитания адекватного сексуального поведения у детей.

3. Эмоциональные конфликты в семье и их последствия для детей, которые в ней выросли.

 

Литература:

 

1. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и в терапии. - СПб.: Речь, 2002. - С. 152-201.

2. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - С. 16-49, 143-635, 870-887, 924-931.

3. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.:ЭКСМО, 2002. - С. 243-269, 321-344, 388-419, 480-508, 574-611, 735-786, 843-872.

4. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 44-104, 220-358.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 6379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.