Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности внутрисемейных отношений и личностное развитие лиц с нарушением слуха в период обучения в школе




Родители и дети- социально, психологически, биологическое объединение людей с общими целями, интересами, потребностями. Если в семье рождается ребенок с нарушением слуха или другими ограниченными возможностями, то его появление является причиной психологических стрессов родителей. Члены семьи такому ребенку дают заботу, обеспечивают целями в жизни, опекой, воспитанием, образованием, передают социальный опыт жизни и обучают нормам общественной жизни.

Трудности семей, имеющих детей с ОВЗ:

1. С определением диагноза ребенка(поиск врачей и т.д.)

2. В материальном обеспечении ребенка

3. В моральных и духовных затратах.

Семьи с детьми с н/сл должны быть готовы к тому, что стадии их развития не всегда сходны со сверстниками. Они медленно достигают определенных жизненных этапов, иногда вообще могут не достигать, поэтому таким семьям всегда необходим контакт с такими же семьями, что позволяет расширить кругозор родителей. Из-за этого родители часто создают общие организации, которые позволяют решать проблемы детей с особыми потребностями. Родственники являются лучшими психотерапевтами для детей, ни возвращают ему веру в жизнь и в самого себя.

Отношения и родителей, и детей можно рассматривать по нескольким направлениям:

· Отношение к окружающему миру

· Отношение к своей семье

· Отношение к себе с позиции родителей

· Отношение к ребенку

Вначале у родителей появляется чувство страха. Следовательно, ни начинаю активно действовать (ищут такие же семьи). Отношение к семье – отношение к родственникам, которые оказывают психологическую и экономическую поддержку семье. Родители направляют жизнь семьи в определенное русло. Часто ребенок с ОВЗ является «камнем преткновения». Отношение к себе – комплекс сложных факторов, которые соблюдают родители в плане режима дня, внешнего вида, нравственных приоритетов, привлечение родных и близких в решении проблем семьи. Отношение к ребенку – соотношение множества факторов, способных удовлетворить потребности ребенка.

Родители детей с н/сл часто понимают, что такой ребенок требует во много раз больше материальных ресурсов и затрат, чем дети в норме. Так же понимают, что дети требуют чрезвычайно много внимания и, в следствие это, часто «попечительствуют» детям.

 

Отношение родителей к детям с н.сл.

В группе родителей с детьми с н.сл. выделяются 2 категории:

А) слышащие:

Б) имеющие нарушение слуха.

Группа Б согласно исследованиям Масурова не имеют особых переживаний из за нарушения у детей, так как произошла идентификация собственных нарушений с нарушениями ребенка. Для родителей группы А есть фрустрирующее препятствие для установления контакта и межличностных связей со своими детьми, что может приводить к нарушению семейных ценностей, провоцировать негативное отношение. Они имеют трудности взаимодействия со своими детьми. У них нарушено «принятие» таких детей. Принятие означает – особая позиция по отношению к себе и своему ребенку, которые имеют когнитивный (компонент рассматривается в том, что родители имеют представления и определенные знания о ребенке не только внешн., но и внутр.(интуиция)), эмоционально – смысловой ( как родители принимают ребенка с н.сл. – как самостоятельную личность или ребенок становится для родителей средством самореализации или служит для удержания партнёра) поведенческий компонент ( умение родителей правильно взаимодействовать с ребенком, адекватно его способностям, возможностям, а также такие родители всегда способны совершить правильный ситуативный выбор в пользу ребенка).

По мнению ученого А.Я. Барга и Столина В.В. в структуре принятия выделяются следующие компоненты:
-) Восприятие ребенка на когнитивном уровне/инфантилизация – неспособность понять, что ребенок – самостоятельная личность;

-) Интегральное, эмоциональное отношение – принятие/пренебрежение;

-) Формы и направленность контроля за поведением ребенка - авторитарная гиперсоциализация. Отражается в авторитаризме, навязывании ребенку своей точки зрения и т.п. и т.д.;

-) Межличностная дистанция в общении с ребенком/симбиоз.

Выделяют адекватное и неадекватное принятие, как субъективное, так и объективное.

Адекватное принятие – приянятие ребенка таким какой он есть.

Неадекватное принятие – отторжение ребенка, раздражение, игнорирование интересов ребенка в силу их примитивности, желание наказать и избавиться от ребенка.

Субъективное принятие - ребенок как субъект общественных отношений, полноправный член общества.
Объективное принятие – ребенок, который удалён от общества, у него воспитывают потребительское отношение.

Основная проблема таких семей – проблема восприятия ребенка как фактора, нарушающего нормальные функции семьи, поэтому дальнейшее развитие этой семьи или гармонизирует или искажает этот фактор, соответствующим образом влияет и на самого ребенка и на близких взрослых.

 

Проф.ориентация старшеклассников с нарушением слуха (н.сл.).Выбор профессии в социуме.

Проф.ориентация старшеклассн-в или выбор профессии – выбор мер, которые направлены на оказание помощи глухим и слабослышащим старшеклассникам в выбое будущей профессии.

Компоненты проф.ориентации:

· Проф.просвещение (обеспечение неслышащей молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях проф. карьеры);

· Проф.воспитание (воспитание трудолюбия, работоспособности, ответственности, выработка определенных способностей и склонностей);

· Проф. консультирование (выбор профессии и возможность получить подготовку по этой профессии);

· Проф.развитие личности (подготовка личностного роста в профессиональном плане глухого человека, начиная со стен в школе).

Для того чтобы выявить склонность лица с н.сл. к определенному роду деятельности существуют спец.тесты и методики, которые позволяют определить дальнейший выбор профессии. Тесты проводятся в центре трудоустройства. Очень важно четко знать способности детей и общую направленность того, чем будут заниматься в будущем неслышащие старшеклассники.

Среда профессий, которую предлагают человеку с н. сл., нужно помнить систему требований по которым можно выбирать профессии: (по Климову):

1.пригодность/непригодность;
2. соответсвие/ несоответствие профессий или отдельных профессий, т.е. необходимы не только противопоказания, но и личные определенные качества, которые необходимы для выбора этой профессии

3. призвание - возможность человека соответствовать всем требованиям деятельности и реальн. Соответствие этим требованиям по основным моментам

4. дееспособность общая, не только физическая, но и умственная

Абсолютная проф.пригодность практически не встречается, но благодаря профориентации можно помочь неслышащему старшекласснику хотя бы в тех качествах, которые ему будут нужны для будущей профессии и четко знать, каких качеств ему не хватает и необходимо развить.

Старшеклассники пользуются следующими способами:

1. Способ проб и ошибок(ученик выбирает профиль обучения, учебное заведение

-идет туда и уходит….)

2. Осознанный выбор будущей профессии(выполнен самостоятельно), предполагает выбор той профессии, которая соответствует психолого–физиологическим способностям человека и не требует дополнительного глуб. переформатирования организма.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают что многие подростки с н.сл. не готовы самостоятельно строить своё будущее. Причина этого не только собственный дефект слуха, но и недостаточные знания о конкретных видах отдельных профессий, особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями.

В представлении старшекл-в профессия является:

-) средством для достижения жизненного успеха

-) средством самореализации личности

-) средством для нахождения своего места в обществе

В их возрасте необходимо выделять 3 периода в становлении будущей профессии (на примере классификации по рабоч.специальности):

1. Поступление в проф.уч.заведение и мотивированный выбор профессии, начиная со школьной скамьи, проф.обучение(от 3-4,5лет);

2. Овладение соответствующими знаниями и умениями, предварительная опробация правильности выбора и развитие профессиональных способностей;

3. Трудовая деятельность, закрепление и развитие умений и навыков, приобретение опыта работы и окончательное утверждение выбранной специальности.

Очень важно, чтобы старшеклассники с нар.сл. правильно выбирали будущую профессию, так как нарушение слуха закрывает для них много специальностей. Например Бозова А.П. считает, что при выборе профессии необходимо учитывать следующие факторы:
-) уровень речевого развития

-) степень потери слуха

-) общий уровень образования (средняя школа, спец. училище, университет);

-) процентное соотношение вариантов физического и умственного труда в ходе овладения будущей профессией.

-) необходимо учитывать перспективность развития выбранной специальности человеком с нар. Слуха в условиях научно-технического прогресса

-) уровень понимания и восприятия человека с нар.слуха слышащими коллегами.

По профессиональной ориентации старшеклассников с н.сл Пряжников Н.С. рекомендует следующие методы:

-) инф.-справочные просветительские методы (профессиограммы, разл. виды справочн. литературы, инф.-поисковые системы, профессиональная реклама и агитация, экскурсии на предприятия, познавательные и просветительские лекции, учебн. фильсы, использование средств массовой информации, ярмарки профессий);

-) методы профес. психодиагностики – помощь человеку в самопознании: беседы, интервью закрытого и открытого типаопросники профес. Мотивации, проективные личностные тесты, наблюдение, психофизиологическое обследование, частичное использование игровых и тренинговых ситуаций в понимании профессий, профессиональные пробы.

-) методы морально-эмоциональной поддержки. Используются в виде групп общения, тренингов, использование методов индивид-й и групповой психотерапии, примеры личного обояния(???) консультантов;

-) методы оказания помощи в выборе и принятии решений ребенком с нарушением слуха. Построение цепочки основных ходов, варианты разл. Действий ученика с нар.сл. В альтернативном выборе профессий.

По мнению Гозовой А.П., существуют принципиальные подходы к ограничению профессий для лиц с нар.сл. Выбор всех профессий ограничивается дефектом-снижением/ отсутствием слуха, вследствие чего:

-) ограничиваются те профессии, где в работе требуется слуховой контроль (нарп., диджей, мез. Руководитель, диспечер, настройщик инструментов, сурдопедагог

-) определенные виды специальностей из соображения техники безопасности, т. е. Все виды работ, где необходим акустический контроль

-) глухие не могут работать на большой высоте;

-) там, где требуется постоянный речевой контакт с окружающими;

-) не рекомендуются профессии, которые требуют высокого уровня общего образования;

-) профессии, которые не требуют общеобразовательной подготовки, а могут осуществляться на базе более низкого общеобразовательной подготовки (уборщица, дворник).

При выборе профессии важно иметь 1 этап обучения на базе школы, но в отдельных случаях обучение таким профессиям требует дополнительного оборудования, дополнительнительных человеческих ресурсов.

Необходимо учитывать уровень материального достатка, который получит будущий глухой специалист про занятии этой профессией. Также необходимо учитывать распространённость профессии по месту жительства.

Чаще всего подготовка глухого к дальнейшему выбору профессии проходит на уроках труда. На них решаются следующие основные задачи:

  • обучение детей с нар. сл. политехническим знаниям, профессиональным техническим умениям и навыкам;
  • воспитание любви и уважения к труду;
  • развитие их творческого потенциала и технического мышления;
  • всестороннее развитие таких учеников;

На уроках труда используются три различных формы работы:

  • Фронтальная.
  • Индивидумальная.
  • Групповая (бригадная).

 

По мнению Богдановой Т.Г., глухие и слсл старшеклассники, выбирая профессию, стремятся быстрее получить результат, следовательно не заботятся о качестве будущего результата. Им не хватает сосредоточенности, дисциплинированности, организованности. Они часто с большим трудом набирают новые трудовые навыки, стараются быстрее получить конечный продукт. В результате то, что получается в конце является неудовлетворительным и неожиданным для них.

У старшеклассников возникает отрицательное эмоциональное состояние, появляется неудовлетворенность, которая при повторных неудачах может распространится на всю трудовую деят-ть. Все люди с н. сл. Характеризуются недостатком внимания и низким осознанием при выборе будущей трудовой профессии, у них отсутствует положительная мотивация и желание стать хорошим специалистом в буд. профессии.

По мнению многих ученых, важный компонент выбора профессии лиц с н.сл. – формирование устойчивых интересов, которые в будущем помогут влится в общественное производство, а также влияние на ребенка и его выбор семейных традиций.

Существуют профессии:

· Человек – природа

· Человек – техника

· Человек – человек

· Человек – знаковая система

· Человек – худож. образ (маляр)

Многие старшекл-ки совершают ошибки при выборе профессий, которые заключаются в следующем:

1) они смотрят на проф-ю, как на выбор постоян. прижизн., не учитывая, что появляются нов. ЗУК, характер.для современ. Общества.

2) Гл. часто имеют предрассудки по некотор. профес., которые они считают не приличными и недостойными, несмотря на то, что эти проф. Очень нужны стране.

3) Часто глух. люди переносят отношения к чел-ку на проф., которую он представляет.

4) Некот. увлекаются какой-то стороной профессии и не учитывают все многообразие работы.

5) Имеют недостаточно полную инфу о профессии, не знают динамику развития профессии с учетом технического прогресса.

6) Часто лица с нар. слуха не дооценивают свои физические возможности, составляю свои задания, не могут разобраться в себе,в мотивах своих поступков, им сложно выбрать буд. профессию.

7) Люди затрудняются или не знают, как правильно выбрать профессию и последовательно решать задачи проф. самоопределения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.