КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Другая периодизация философии эпохи Возрождения:
Другая периодизация философии эпохи Возрождения: - гуманистический этап; - неоплатонистический этап; - натурфилософский этап. Гуманисты Мирандола: составил 900 тезисов (вопросов для обсуждения) Неоплатонизм Натурфилософы: Коперник, Телезио – вопросы природного устройства. Окончательная разработка пантеистического мировоззрения: «Бог-мир» Средние века – ортодоксальная трактовка: основу составляет идея трансцендентного (запредельного) Бога. Христианин мыслит себя падшим (греховным) и через это осмысление он приближается к облику (восстановление облика) первого человека (Адама) через сближение с Богом→ каждодневные нравственные упражнения; самоанализ – норма жизни. Возрождение – пантеизм («все Бог» или «Бог во всем») – упразднение различия между совершенством Творца и несовершенством некоторых его творений.
? Возрожение – начало упадка личности или её возрождение: 1) Начало упадка: в ср. века существовала необходимость нравственного совершенствования христианина. 2) Возрождение личности.
Николай Кузанский (наиурфилософ и неоплатонист) – диалектик: учение о совпадении абсолютного максимума (Бог) и абсолютного минимума (предел делимости). Доказывая их тождество, Кузанский доказывал совпадение Бога и мира – математическое обоснование пантеизма. Актуальная и потенциальная бнсконечность (ось координат) Кузанский: если Вселенная бесконечна, то любая её точка является её центром (основа перехода от гео- к гелиоцентризму).
Джордано Бруно: учение о бесконечном множестве миров во вселенной. В основе всего – множество манад («единиц»). Манада – неуничтожима, вечна, телесна→ бессмертие человеческой души (объяснение не религиозным, а рациональным образом).
В онтологическом смысле манада – предел делимости; в физическом смысле аналогична атомам Демокрита; в математическом смысле – точка. Этико- героический энтузиазм Бруно.
Галилео Галилей: открытие эксперимента как метода познания.
Итог. Философия эпохи Возрождения: - имеет особую направленность развития, обусловленную теоцентризмом; - по-новому осмысляются традиционные для средневековья идеи; - закладываются предпосылки для материализма.
Философия нового времени (рубеж XVI-XVII в. – Новое время характеризуется качественно новым этапом в постановке познавательных задач и средств их решения. Основная мысль – познание должно стать научным, т.е. стать социальным институтом, а значит, берет на себя определенные социальные функции, интересы общества (хотя оно способствовало обогащению одного класса – буржуазии, а не всего общества; основная проблема науки становится в том, что ученый, сделав новое открытие, не может проследить дальнейшую судьбу своего изобретения, и наука берет на себя ответственность за многочисленные жертвы военных действий, связанных с развитием техники). Для достижения этой цели познание должно перестать быть субъективным (и интуитивным), т.е. отражать мысли и точку зрения не ученого, а объективную истину. Наука изобретается человеком под решение определенных задач. Классическая рациональность Познание Субъект Объект S – носитель познавательной активности О познания – то, на что познание направлено. Субъект активен, О- принципиально пассивен Данная формула не будет работать в тех областях, где познаваемое обладает способностью себя познавать, осознавать и изменяться в соответствии с тем, как оно себя познает. Истина не должна зависеть от истины познающего, она должна быть объективной истиной→ в данной формуле – перенос своих желаний, стремлений на объект.
Основные вопросы философии Нового времени: 1) Вопрос о познаваемости мира как такового. - агностика (Кант) - познавательский объективизм - скептики (сомневаются в познавательности мира) – Пирс 2)Вопрос о специфике субъекта познания. Какая из познавательских способностей может быть критерием истинности познания? - рационализм (Декарт, Спиноза, Паскаль); - эмпиризм: критерием истинности познания может быть только чувственное познание; - сенсуализм (Гоббс, Локк) 3) Вопрос об объекте познания. 3.1 Вопрос о субстанции, т.е. из чего объект возник. Вопрос о субстанции добавился количественной стороной: - в основе – 1 субстанция (монисты) идеалистический материалистический объективный субъективный - в основе – 2 субстанции (дуализм) –Кант, Декарт; - плюрализм (бесконечное множество субстанций) – Лейбниц. 3.2 Вопрос о движении. 2 модели (трактовки): - механистическая трактовка движения (Ньютон, Декарт): движение – перемещение в пространстве, т.е. обладает только количественными характеристиками. Тело – ключевое понятие в механике; тела различаются только количественными характеристиками (вес, объем и др.)→ источник движения – внешний толчок. Первое тело, которое энергию не получает, и не передает – Бог. - диалектическая трактовка (Гегель) предполагает, что движение – развитие (количественно-качественные характеристики). Источник движения - единство и борьба противоположностей (внутреннее).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |