Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Материалистическая философия XVIII в




Материалистическая философия XVIII в. (Вольтер, Руссо, Дидро и др.)

Метафизика (противоположность диалектики) – взгляд на мир, согласно которому мир предстоит качественно неизменным, состоящим из неупорядоченных элементов, источник движения мыслится внешним по отношению к сущности («первотело» - Бог).

Эклектизм

Появление атеизма.

«Просвещение» основывается на теории безграничных возможностей разума.

Руссо считал, что науки и искусство способствуют моральному разложению (порокам) людей – противоположность теории Возрождения («Назад к природе!»).

 

Немецкая классическая философия

Кант Фихте Шеллинг Гегель   Фейербах
дуалист, агностик. субъективный идеалист объективный идеалист (трансцендентальный)   материалист, метафизик.
  Диалектический метод  
Понятие диалектического синтеза (триада) Углубил разработки Фихте Создание и развитие учения о диалектическом методе познания

 

И. Кант: докритический период (до 1780 г.)

Критический период (1780 - _)

Работы: Критика чистого разума, Критика практического разума (анализ субъекта морального действия – этика), Критика… (анализируются проблеме вкуса – эстетике).

По Канту, задачей критики является установление действительных границ явления.

Догматическая метафизика характеризовалась тем, что процесс получения метафизического знания лишен критического исследования.

Кант впервые формулирует задачу определения границ разума (в отличие от «безграничности» в эпоху Возрождения).

- РАЗУМ: оперирует такими же априорными формами – идеями (идея Бога, мира как целого, бессмертии души). Разум направляет работу всех познавательных способностей человека.

- РАССУДОК: продолжения синтеза ощущений путем понятий и ощущений (оба априорны).

Понятие – формы активно й деятельности рассудка, необходимые для формирования опыта.

4 вида понятий:

- функцию синтеза ощущений осуществляют врожденные (априорные) чувства – пространства и времени (пространство синтезирует внешнюю форму вещи, а время указывает на внутреннюю форму) → целостный образ вещи (т.е. восприятие состоялось).

- ОЩУЩЕНИЯ (продукт взаимодействия с вещами)→ объективное существование до-вне-независимо от познания материального мира.

Материалист

 

Задача Канта – оторваться от индивидуального, субъективного к общему, трансцендентальному субъекту.

По Канту, мы можем познать лишь то, что находится в границах понятий, категорий, чувства пространства и времени.

«Феномен», «явление» - вещь, существующая в сознании человека.

«Вещь-в-себе» - объективно существуемые вещи – не познаваемы, бесконечны.

Разум пытается помыслить «вещь-в-себе», но каждый раз он впадает в противоречие, результатом которого становятся антиномии – мыслеформы, которые включают в себя 2 противоположных суждения относительно одного и того же.

Кант: «меня не перестают удивлять звездное небо над головой и моральный закон во мне самом».

В моральном законе Канта поражает безосновность.

Этический ригоризм – требует в качестве основы нравственности только чувство долга.

Легальные поступки – по форме моральны, но отражают другое содержание (имеется цель, заинтересованность).

Свобода по Канту, - спонтанна, внешне ничем не обусловлена.

 

Гегель: исходил из абсолютного начала – Абсолютной идеи (в отличие от Шеллинга, оно не статично).

В спмом Абсолюте – источник его развития.

Гегель стал первым понимать истину как развивающуюся (в отличие от предыдущей философии, где истина существовала вне времени) или обладающей собственной историей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.