Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка плана электронных учебных материалов

Познакомившись с процедурой создания плана электронных учебных материалов, Вы сможете:

· описать, из чего складывается план материалов;

· назвать не менее двенадцати составляющих (пунктов) плана урока;

· описать процедуры подготовки каждого из элементов плана урока;

· разработать план учебных материалов по заданному образцу.

Учебная структура урока — основа для построения плана урока, на основе которого затем готовится рабочий (поэкранный) сценарий урока. Взятые вместе планы уроков образуют план материалов в целом. Детализированный план урока, как правило, включает в себя следующую информацию:

· диаграмму (блок-схему) обучающей программы с явным указанием всех спряжений данного урока с другими частями компьютерного курса;

· диаграмму (блок-схему) урока с указанием всех его разделов;

· названия и коды урока и каждого его раздела;

· цели урока;

· собственно пункты плана урока;

· ожидаемую продолжительность урока;

· удельный вес (значимость) данного урока в системе всех уроков КОП;

· вводный текст к уроку;

· способы подачи материала;

· способы текущего и итогового контроля;

· заключительный текст к уроку;

· перечень графических иллюстраций, видео- и аудиофрагментов, тренажеров и других специализированных программных средств (например, базы данных в курсе "Введение в базы данных"), а также дополнительных материалов (если они нужны).

Рассмотрим перечисленные составляющие.

Диаграмма (блок-схема) электронных учебных материалов. Главное назначение диаграммы — зафиксировать общую логическую структуру материалов и место каждого урока в этой структуре. Традиционно эта диаграмма выполняется в виде блок-схемы. Достоинство блок-схемы — ее наглядность. Недостаток — громоздкость, которая особенно досаждает при большом количестве взаимосвязей. Поэтому вместо блок-схем часто используют структурную запись, похожую на формат, принятый в процедурных языках программирования (рис. 9). Разработчики могут сами выбрать форму описания связей, наиболее приемлемую для своих конкретных условий.

Заставка КУРСА Регистрация пользователя Как пользоваться курсом Меню курса Урок 1 Урок 2 Урок 3 ……… Урок 7 Помощь (Как пользоваться электронным учебным материалом) Настройки (Включить/выключить звук) Выход из КУРСА

Рис. 9. Пример диаграммы КОП

Диаграмма (блок-схема) урока. Диаграмма урока (рис. 10) обычно выполняется по тем же правилам, что и диаграмма курса. Из приведенных примеров видно, что, скажем, модуль "Как пользоваться курсом " обязательно предъявляется обучаемому перед началом работы с курсом, а потом его можно вызвать из "меню курса" или "меню урока".

Заметим, что авторам, использующим специальные инструментальные пакеты для создания электронных материалов (например, "УНИАР-продюсер"), сразу предлагаются готовые варианты проектных решений по ветвлениям на макроуровне (структура КУРСА). Если предлагаемая общая структура устраивает, остается разработать логические переходы на микроуровне (внутри разделов), которые целиком зависят от специфики изучаемого материала.

Меню урока Раздел 1 Раздел 2 ……….. Раздел 6 Помощь (Как пользоваться электронным учебным материалом) Настройки (Включить/выключить звук) Выход (в Меню курса)

Рис. 10. Пример диаграммы урока

Названия и коды урока и каждого его раздела. Определите окончательные названия уроков и разделов. Эти названия будут многократно использоваться в меню и в "шапках" при подготовке сценария и программировании уроков. Следование жесткой системе внутренних кодов помогает заметно упростить организацию работы на всех этапах создания материалов. Эти коды часто включают метку соответствующих разделов при подборе материалов и при написании самой программы.

Цели урока. Приведите описание целей урока в том виде, как их увидит обучаемый на экране компьютера. Старайтесь использовать такую формулировку целей, которая будет организовывать, направлять действия обучаемых. Можете сослаться на цели курса и уточнить их применительно к данному уроку.

Ожидаемая продолжительность урока. Определите примерную продолжительность урока. Это время (в минутах), которое понадобится среднестатистическому обучаемому, чтобы полностью пройти урок и выполнить все требуемые упражнения. Информация о продолжительности урока ориентирует обучаемого, служит основанием для планирования его самостоятельной работы.

Удельный вес урока. Определите (если это важно), какую часть курса (в процентах) покрывает урок. Этот показатель определяется, исходя из двух соображений:

· важности рассматриваемого материала, с точки зрения окончательных целей курса;

· продолжительности урока.

Данная информация нужна, в частности, для оценки эффективности разработанного курса (определения доли контрольных вопросов по материалу данного урока среди общего количества контрольных вопросов по курсу).

Вводный текст к уроку. Каждый урок должен предваряться введением. Обучаемый всегда будет начинать занятие с этого текста, который ему можно представить в письменном виде (текст на экране компьютера), в виде аудиозаписи (дикторский текст) или в виде видео ролика. Помните о различном восприятии текста зрительно и на слух.

Способы подачи материала. Укажите предполагаемый способ подачи учебного материала. Эта информация готовится на этапе определения учебной структуры урока. Описание способа подачи материала — рабочее указание для подготовки рабочего сценария (поэкранной проработки урока).

Способы текущего и итогового контроля. Текущий контроль позволяет поддерживать уровень внимания обучаемого, фиксировать текущее освоение фрагментов излагаемого материала. Обычно он включает в себя вопросы на повторение. Описание итогового контроля (контрольное задание по итогам разделов и урока) берется из ожидаемых результатов обучения. Многие формы контроля поддерживаются стандартными средствами инструментальных пакетов, таких как "УНИАР-продюсер". Постарайтесь выявить возможные нестандартные формы и, если они есть, сообщите о них программистам для разработки дополнительных функций. Вопросами на внимание и на повторение Вы займетесь на следующем шаге — в ходе поэкранной проработки курса.

Заключительный текст к уроку. Подготовьте рабочую версию заключительного текста для каждого урока аналогично тому, как вы готовили вводный текст.

Перечень графических иллюстраций, видео- и аудиофрагментов, тренажеров и других специализированных средств, а также дополнительных материалов (если они нужны). Итак, план электронных учебных материалов практически готов. Осталось составить перечень иллюстраций, видеофрагментов, текстов и т.п., которые Вы намерены включить в свой курс. Члены команды разработчиков будут заниматься подбором этих материала в то время, пока вы будете заняты подготовкой рабочего сценария КОП.

Упражнение

Просмотрите КОП "Введение в мир Интернет" и составьте как можно более подробный план первого урока, а затем планы остальных уроков и всего курса.

Разработка типовых экранов

Познакомившись с разработкой типовых экранов, Вы сможете:

· описать назначение типовых экранов;

· описать процедуру разработки типового экрана;

· перечислить не менее пяти соображений, которыми надо руководствоваться при разработке экранов.

Разработать интерфейс — значит определить правила организации объектов "учебной среды" (элементов изображения на экране компьютера и звуковых эффектов), а также доступные обучаемому способы реагирования на изменяющуюся ситуацию (с помощью мыши, клавиатуры, микрофона и т.п.). Основными средствами обмена информации в электронных учебных материалах служит видеомонитор, мышь и клавиатура, поэтому мы будем говорить только о них.

Рассуждая формально, электронные учебные материалы - это последовательность изображений или экранов. При разработке уроков определяют несколько типовых экранов. В ходе поэкранной проработки сценария каждый конкретный экран готовится на базе одного из типовых. Выбор перечня типовых экранов достаточно произволен. Многолетний опыт разработок, накопленный в УНИАР, позволяет рекомендовать следующий набор типовых экранов:

· заставки (используются, например, при входе в программу и выходе из нее);

· экран регистрации (используется для регистрации нового пользователя);

· экран меню;

· информационный экран (используется для представления информации);

· экран вопросов;

· транзитный экран;

· экран упражнений.

Типовые экраны нужны и разработчику, и обучаемому. Первому они упрощают и стандартизируют процесс разработки. Второму они позволяют легче ориентироваться в материале, действовать по умолчанию. Обучаемые должны концентрироваться на содержании учебных материалов, а не на работе с ними. Хорошо разработанный интерфейс прозрачен для обучаемых, не отвлекает их внимания. Если на вопрос: "В какой точке произошло ветвление обучающей программы?" — обучаемый отвечает: "Я не заметил никаких ветвлений", — значит, интерфейс ему действительно не мешает. Выбрав типовые экраны, не старайтесь их разнообразить. Они должны отличаться друг от друга лишь содержательной информацией.

Упражнение

· Просмотрите первый урок хорошей компьютерной учебной программы и найдите в нем все перечисленные типы экранов. Какие еще типовые экраны есть в этой обучающей программе? · Познакомьтесь с примером типового экрана, разработанного автором для электронных учебных материалов «Демонстрационные опыты по физике». Что Вы предложили бы к нему добавить? Что здесь можно убрать? Как Вы порекомендуете автору улучшить этот формат экрана? Согласится ли он с Вашими доводами? Если Вы уверены, что предлагаете нечто действительно полезное, напишите об этом на форуме.

Инструментальные пакеты (такие, как "УНИАР-продюсер") обычно предлагают разработчику готовые наборы (варианты) типовых экранов. Одновременно они предоставляют средства для их изменения или подготовки собственных экранов.

Разработка учебного интерфейса — большая самостоятельная область, которую желательно осваивать на практике. Когда Вы начнете разрабатывать свои типовые экраны, постарайтесь учитывать следующие соображения:

1. Элементы экрана не должны "накладываться" друг на друга. Такая опасность возникает, например, при использовании "всплывающих подсказок". Обучаемый должен всегда видеть все составляющие экрана. Это, в первую очередь, касается навигационных элементов.

2. Важной составляющей оформления экрана является цветовая гамма. Рекомендуется подготовить первый прототип и поработать с ним некоторое время. Некоторые цветовые сочетания могут выглядеть весьма привлекательными, но начинают раздражать при продолжительной работе. Рекомендуется провести экспериментальное обучение с новой цветовой гаммой в течение 10-15 минут, прежде чем принять ее в работу.
Есть немало общих рекомендаций по использованию цветовых сочетаний.
Например:
- Используйте "холодные" тона (например, желтый или синий) в качестве фона.
- Старайтесь избегать "горячих" тонов (красный или зеленый). Они годятся только для аварийных сообщений и т.п.
В Справочнике web-дизайнера можно найти детальные рекомендации по выбору цветовой гаммы. Немало полезной информации и специальных инструментов для подбора цветовых сочетаний можно найти через Интернет (www.design.ru/tema/top10/right_colors.html; www.bagism.com/colormarker; www.netcreations.com/paternland и т.п.)

3. При обработке ответов учащихся обязательно предусматривайте реакцию на все мыслимые действия обучаемых. При первом неверном ответе не спешите с оценкой, дайте возможность учащемуся сделать еще одну попытку. Хорошим средством обратной связи может служить звуковой сигнал. Чудной звук (например, вороний "Кар-р-р!") в ответ на неверное действие лучше информирует ученика, чем пространное объяснение.

4. Старайтесь ограничивать время работы обучаемого с учебной информацией на экране. Текст и другая учебная информация должны оставаться на экране до тех пор, пока обучаемый не подтвердит, что он закончил с ним знакомиться (например, нажав клавишу "Ввод").

5. Следите за тем, чтобы обучаемый точно знал, что от него ожидается, и какие действия он может или должен предпринять. Используйте подсказки и другие виды обратной связи, чтобы ученик всегда знал, как продолжить работу или выйти из курса.

6. Дайте учащимся возможность в любой момент получить напоминание о правилах работы. Предусмотрите кнопку "Помощь", которая будет легко доступна из любого места учебных материалов.

7. Обучаемый имеет право в любой момент прекратить (прервать) работу с учебным материалом. Предусмотрите соответствующий инструмент на каждом экране (кнопка "Выход", клавиша "Escape" и пр.). Не забывайте, что электронные учебные материалы - инструмент самообучения. Нельзя заставить обучаемого работать, если он этого не хочет (у него всегда есть возможность выключить компьютер).

Подготовка рабочего сценария

Познакомившись с техникой подготовки рабочего сценария, Вы сможете описать, из чего складывается поэкранная проработка сценария электронных учебных материалов.

Итак, поурочный план разработан, типовые экраны определены, можно приступать к самой объемной части работы — поэкранной проработке курса. На этом шаге готовится окончательная редакция учебных текстов, они распределяются по экранам, для каждого экрана определяются правила перехода к следующему(им) экрану(ам), описываются реакции на действия обучаемого (подсказки, поощрения и т.п.). Рабочий (поэкранный) сценарий — это детальный прототип электронных учебных материалов.

Если все предыдущие шаги работы выполнены, поэкранная проработка курса — всего лишь большая техническая работа. Если по каким-либо причинам вы приступаете к поэкранной проработке сценария, не разобравшись с целями обучения, не определившись со способами изложения материала, не подготовив детальный поурочный план курса, не зафиксировав типовых экранов, у вас нет шансов на успех.

Обязательная составляющая поэкранной проработки — экспертная оценка подготовленного материала. С первой попытки получить хороший сценарий удается редко. Как правило, нужно подготовить несколько последовательно улучшаемых редакций сценария. Каждую редакцию передают экспертам, которые проводят его оценку. Рекомендуется пригласить не менее двух экспертов — специалиста-предметника (для содержательной оценки) и педагога-практика (для методической оценки). Изучив рабочий сценарий, эксперты укажут на неточности в фактическом материале, дадут рекомендации по способам его изложения и используемым методическим приемам. Каждому электронному учебному материалу необходим также литературный редактор, который не только устранит грамматические и стилистические ошибки, но и поможет улучшить язык изложения. Все эти замечания поступают к автору курса (дизайнеру, методисту), который принимает окончательное решение о внесении изменений (возможно, не все замечания следует принять).

Как показывает опыт, для получения качественного сценария надо подготовить не менее двух–трех редакций. В шестом выпуске мы рассмотрим процедуры формирующей оценки и "доводки" материалов сценария более подробно.

В процессе подготовки рабочего сценария формируются окончательные требования к используемому иллюстративному материалу, компьютерным моделям, аудио- и видеофрагментам. По завершении отдельных разделов рабочего сценария (после появления второй-третьей редакции материала) можно уже заказывать иллюстрации, аудиозаписи и видеосъемки. Это позволит распараллелить этапы выполнения работы без потери качества. В больших проектах для заказа специальных программных инструментов, рисунков, аудио- и видеофрагментов дизайнер готовит технические задания на программирование, эскизы рисунков, дикторские тексты, съемочные сценарии. Каждый из этих документов оформляется в соответствии с внутренними стандартами, а сами документы прилагаются к рабочему сценарию и являются его неотъемлемой составной частью.

Итак, вы прочитали об основных процедурах разработки сценария учебных материалов. К сожалению, этого мало, чтобы стать «практикующим дизайнером». Подготовку рабочего сценария (поэкранную проработку курса) можно освоить только в ходе реальной подготовки электронных учебных материалов.

Что же такое «педагогический дизайн»?

Итак, вы познакомились с некоторыми процедурами педагогического дизайна. Вы знаете про уточнение и операционализацию целей обучения. Вы познакомились с этапами разработки электронных учебных материалов и их отдельными шагами. Вы прочли о том, как создается сценарий. Теперь Вы готовы на новом уровне вернуться к общим понятиям и определениям, проанализировать: что Вы узнали, и что еще предстоит осваивать.

М.В. Нежурина сделала подборку основных понятий и определений педагогического дизайна, которые распространены в зарубежной литературе. Познакомьтесь с этим материалом, а затем попробуйте написать небольшое эссе на тему:

· как я понимаю педагогический дизайн;

· как это понимание согласуется с моим личным опытом разработки учебных материалов (в том числе, электронных);

· какие из многочисленных процедур педагогического дизайна Я готов(а) использовать в своей работе;

· что изменилось (уточнилось, затуманилось и т.п.) в моих представлениях о «правильной» разработке электронных учебных материалов после знакомства с первыми четырьмя выпусками материалов о педагогическом дизайне.

Перечитайте Ваше эссе и пошлите его на форум.

 

 

В педагогических схемах обучающие системы (далее - ОС) делят на внутреннюю и внешнюю.

Информация внутренней ОС поступает к обучаемому и используется им для самокоррекции своей деятельности. Информация внешней ОС поступает к педагогу и используется им для коррекции деятельности обучаемого и обучающей программы. Понятие внутренней ОС имеет исключительно важное значение для построения тренажеров ЭОС. Внутренняя ОС призвана частично заменить помощь преподавателя на этапах анализа результатов и принятия решений. Работая с ЭОС, обучаемый должен оперативно получать информацию о правильности (или эффективности) своих действий. Строго говоря, результаты расчета сами по себе являются основной информацией внутренней ОС. Но, как уже отмечалось выше, их анализ не всегда доступен обучаемому. Необходимо давать ему дополнительную информацию, которая бы стимулировала и помогала проводить вдумчивое изучение результатов расчета. Простейшим дополнительным сообщением, которое, как показывает опыт, стимулирует интерес к анализу результатов расчета, является сообщение об оценке действий, выполненных обучаемым на этапе подготовки к расчету. Это может быть оценка правильности выдвинутой гипотезы в учебном исследовании, оценка эффективностипроектного решения, оценка качества построения математической модели и т.п.

Кроме оценки, обучаемому может предоставляться и определенная вспомогательная информация для анализа и коррекции принятых решений. Степень развернутости этой информации, помогающей обучаемому принимать рациональные решения, определяется результатами оценки его деятельности. Выделим ряд общих требований к внутренней ОС: оперативность, наглядность, вариантность по степени оказания помощи, продуктивно-творческий характер вспомогательной информации, дружественная форма человеко-машинного диалога. Существенный вклад в реализацию этих требований вносит применение в тренажерах интерактивной машинной графики. Известно, что скорость восприятия информации, представленной в графическом виде, на несколько порядков выше, чем скорость чтения и осмысления символьных данных. Говорят, что инженеры мыслят образами. Поэтому применение машинной графики, особенно интерактивной, заметно интенсифицирует и повышает качество познавательной деятельности.

На завершающем этапе тренажа проектировщика целесообразно планировать анализ наиболее интересных и поучительных проектных задач рассматриваемого класса. Для этой цели в тренажере д.б. сформирован специальный архив. По каждой задаче в архиве хранятся ее исходные данные и оптимальные решения в виде, допускающем различные формы представления результатов. Архив может содержать также комментарии опытного преподавателя-проектировщика, которые могут предъявляться обучаемому по его запросу. Анализ оптимальных решений из архива, подкрепляемый комментариями опытного преподавателя, позволяет закрепить и усилить учебный эффект предшествующего самостоятельного проектирования.

В заключение необходимо отметить, что общие принципы, рассмотренные выше, не охватывают, конечно же, всей совокупности методических способов и приемов построения сценариев эффективных тренажеров. Многое в них определяет специфика предметной области.

ЭОС может содержать несколько тренажеров. Основное их назначение - формирование и развитие практических умений и навыков, ускоренное накопление профессионального опыта Тренажеры основаны на математическом моделировании объектов и процессов, для них пока не существует универсальных инструментальных средств. Поэтому процесс разработки тренажеров - это весьма трудоемкое дело. Однако их обучающий потенциал весьма высок. Иногда тренажеры используют и для развития творческих способностей, профессиональной интуиции. Однако в ходе курсового и дипломного проектирования, когда общая задача имеет комплексный характер и решается с помощью декомпозиции на ряд частных задач, относящихся к различным темам и дисциплинам, возникает потребность в компьютерных средствах решения этих частных задач.

 

 

Проанализируем отдельные стадии унифицированной модели обучения и выясним возможности и ограничения дистанционного обучения.

Начнем со стадии "Мотивация". На успешность обучения большое влияние оказывают интересы, мотивы, ценностные установки и потребности индивидуума. Обучаемый должен иметь желание учиться и сознавать необходимость этого. Учебный процесс по своей природе целенаправлен, хотя и не исключает элементов случайности. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.

Существуют различные способы и приемы мотивирования обучения. К их числу, несомненно, следует отнести и использование в учебном процессе (в качестве средства обучения) компьютера и компьютерных технологий. Например, возможность получения в дополнение к учебнику огромного объема высококачественной, хорошо оформленной информации на компакт-дисках и из Интернета. Несомненно, это активизирует учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность, мотивацию в обучении.

Но, как показывает опыт, часто у обучаемых смещаются акценты и вместо усиления заинтересованности в изучении учебного материала увеличивается интерес к возможностям современных компьютерных средств. Другими словами, внимание обучаемого смещается от объекта изучения к средству изучения.

Стадия "Организация". К числу организационных форм обучения относятся: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации, самостоятельная работа и т. п. Основной формой всегда считалась и считается самостоятельная работа. Поэтом, применение современных технических средств, особенно при обучении "на расстоянии", может иметь достаточно высокую эффективность.

В самом деле, сегодня имеются технические возможности для того, чтобы обучаемый, находящийся на огромном расстоянии от учебного центра (вуза, колледжа, лицея), прослушал и просмотрел лекцию ведущего профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент и т. п.

При этом возникает опасность некачественного обучения, ведь учебные курсы в Интернете предлагают не только крупные университеты, но и небольшие малоизвестные компании.

Стадию "Понимание" можно считать кульминацией учебного процесса. Это наиболее уязвимый этап, он непосредственно связан с интеллектуальной деятельностью обучаемых и менее всего подвержен влиянию извне. Для того чтобы убедиться в успешности прохождения этой стадии, при любой форме организации учебного процесса предполагается следующий этап - "Контроль и оценка". При дистанционном обучении в определенном смысле эта стадия является центральной. В самом деле, обучаемый должен убедиться прежде всего сам в том, что разобрался в изучаемом учебном материале, понял его, запомнил основные положения, научился применять их на практике для решения соответствующих задач. С другой стороны, обучающий должен не только убедиться в том же, но еще и принять решения по корректировке дальнейшей программы обучения. Если же речь идет об итоговом контроле, то обучающий должен оценить достигнутый обучаемым уровень усвоения.

Эта стадия дистанционного обучения при итоговом контроле имеет специфический нюанс: обучающий должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа (диплома, свидетельства, удостоверения, сертификата) об освоении соответствующей образовательной программы.

Известно, что даже при недистанционном обучении на стадии "Контроль и оценка" приходится иногда предпринимать дополнительные меры по идентификации обучаемого. Что касается дистанционного обучения, то здесь имеются трудности, которые могут быть преодолены только за счет проведения контрольных испытаний обучаемого в специально оборудованных учебных помещениях в присутствии лиц, находящихся в полном доверии у обучающего и администрации учебного центра.

Стадия "Повторение" предназначена для закрепления полученных обучаемым знаний и умений, доведения их до уровня навыков и опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне служит стадия "Обобщение".

И на стадии "Повторение", и тем более на стадии "Обобщение", как правило, требуется активное общение обучающего с обучаемым. Это - наиболее творческая для обучающего часть учебного процесса. Использование на этих стадиях средств дистанционного обучения, в принципе, возможно, но, как показывает опыт, это увеличивает временные затраты, ухудшает глубину понимания и в конечном счете, снижает качество обучения.

Кроме анализа дистанционного обучения с методической точки зрения, необходимо оценить экономическую эффективность дистанционного обучения. Из опыта общения с работниками сферы образования складывается впечатление, что намечается тенденция коммерциализации дистанционного обучения, то есть использования системы дистанционного обучения для оказания платных образовательных услуг.

Для создания высококачественной системы дистанционного обучения требуются значительные затраты - и материальные, и временные. Компенсировать их можно оказанием платных образовательных услуг достаточно большому числу обучаемых. При современном уровне развития российских компьютерных сетей, дороговизне подключения к Интернету, недостаточной актуальности многих обучающих программ, разрабатываемых для использования в Интернете, вряд ли можно рассчитывать на то, что платные образовательные услуги, предоставляемые по системе дистанционного обучения, будут массово востребованы в обозримом будущем.

 

 

В настоящее время существуют два основных подхода к проектированию обучающих программ: эмпирический и теоретический.

Сторонники эмпирического подхода действуют методом проб и ошибок, делают упор на интуицию, здравый смысл, использование личного педагогического опыта, опыта разработки различных программных средств. Проектирование обучающих программ эмпирическим путём обычно идет от учебного предмета к обучающим воздействиям и завершается программной реализацией. Более того, эти обучающие средства нередко представляют собой электронные справочные системы или создаются по аналогии с пакетами прикладных программ, предназначенными для решения производственных задач. Результатом подобной разработки является, как правило, низкая дидактическая эффективность обучающих программ, которая может привести к дискредитации самой идеи применения информационных технологий в образовании.

Проектирование обучающих программ при теоретическом подходе осуществляется от проектирования образовательного процесса, рассматриваемого в единстве учебной и обучающей деятельностей, к технологии и методике обучения, и лишь затем осуществляется машинная реализация.

Теоретический подход базируется на определенном фундаменте, включающем такие науки, как: педагогика, теория педагогического проектирования, педагогическая психология, инженерная и общая психология, информатика, кибернетика, теория высшей нервной деятельности, теория систем и др.

На основании психолого-педагогического проектирования автором систематизированы следующие основные требования к обучающим программам:

1. научность содержания; обеспечение возможности построения содержания учебной деятельности на научно-обоснованных принципах;

2. открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью; обеспечение возможности модификации;

3. целенаправленность; обеспечение обучаемого постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях обучения, степени достижения целей;

4. обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;

5. наличие входного контроля; диагностика обучаемого перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации обучения, а также оказания требуемой первоначальной помощи;

6. индивидуализация обучения; содержание и трудность учебного предмета должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучаемых; программа должна включать динамическую модель обучаемого;

7. креативность; развивающий характер обучения; обеспечение подготовки специалистов с высоким творческим потенциалом;

8. обеспечение систематической обратной связи;

9. наличие развитой системы помощи; помощь должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, учитывающей характер затруднения и модель обучаемого;

10. наличие многоуровневой организации учебного материала, базы знаний и банка заданий;

11. педагогическая гибкость; программа должна позволять обучаемому самостоятельно принимать решение о выборе стратегии обучения;

12. наличие специально отведённого места для рефлексии обучаемых;

13. возможность документирования хода процесса обучения и его результатов;

14. наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;

15. обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы;

16. наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", "автопоказа";

17. наличие блока контроля утомления обучаемого, блока релаксации;

18. надёжность работы и системная целостность.

 

 

К компьютерным обучающим программам относится любое программное средство, созданное и адаптированное для применения его в учебном процессе. Одним из таких средств является электронный учебник, который представляет собой программно-методический комплекс, позволяющий пользователю самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Он должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

При использовании компьютерных средств обучения появляется возможность учета индивидуальных темпов обучения учащихся, они имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать преподавателю свои вопросы по мере необходимости. Этому виду обучения свойственна высокая мотивация и развитые познавательные способности учащихся. Однако довольно часто электронные учебники представляют собой лишь электронную копию печатного издания и не используют в полной мере возможности персонального компьютера. С другой стороны, при компьютерном обучении необходимо наиболее полно использовать все положительные возможности традиционных методов обучения.

Структура электронного учебника

Решением этой проблемы может стать компьютеризированный учебник, который являлся бы носителем научного содержания учебной дисциплины, структурно состоящим из двух дидактически неразрывно связанных, взаимодополняющих частей, текстовой и компьютерной, которые в комплексе обеспечивают единство активного самостоятельного процесса по овладению обучаемыми знаниями, навыками и умениями в соответствии с целями обучения по данной учебной дисциплине. Текстовая часть с включенной в контекст системой управления познавательной деятельностью обучаемого должна составляться в соответствии с принципами интенсивного обучения, с учетом психолого-педагогических особенностей диалога человека с компьютером. Компьютерная часть должна включать в себя комплект (систему) обучающих, моделирующих, информационно-справочных и контролирующих программных модулей, состав которых определяется в зависимости от дидактических задач, решаемых с их помощью, записанных на магнитный диск. Данный комплект позволит в диалоговом режиме общения обучаемого с ЭВМ гарантированно достичь запланированных целей обучения [2].

Согласно рекомендациям зарубежных и российских специалистов по дистанционному обучению, учебное пособие может включать следующие составляющие: печатное учебное пособие (это учебные тексты с графическими иллюстрациями, рекомендации по применению учебного пособия для преподавателей и учащихся, описание и набор задач для тренажеров и учебных ППП), электронный учебный комплекс (это структурированная информация и система упражнений для осмысления и закрепления учебного материала после изучения пособия), тренажеры (это инструмент для формирования и развития практических умений и навыков, ускоренное накопление профессионального опыта), учебные пакеты прикладных программ (это, в основном, решение задач по теме комплекса, сформулированные самим обучаемым). В качестве источников для каждого издания, должна выступать печатные и электронные материалы, базы данных и поисковые системы в глобальных телекоммуникационных сетях.

После структурирования и отбора содержания учебного материала формулируются требования по уровню представления, уровню усвоения, степени автоматизации, уровню осознанности. Устанавливается четкая преемственность и взаимосвязь различных учебных дисциплин или отдельных тем в одной дисциплине.

Заключение

Создание электронного учебника, отвечающего современным требованиям, возможно только с помощью новейших компьютерных технологий, таких как гипертекстовая организация информационных связей и представление информации с помощью средств мультимедиа (то есть использование наряду с текстами графических изображений, различного рода рисунков, иллюстраций, компьютерной анимации, видеоматериалов и звуковой информации). Кроме того, чрезвычайно важным является разработка методологии и выбор платформы проектирования.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебная структура урока | Типология педагогических программных средств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.