Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и проведение государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль в области предупреждения ЧС, защиты населения и национального достояния проводится в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС. Цель - проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Эту деятельность осуществляют органы МЧС России (Главная инспекция, региональные центры по делам ГО и ЧС), управления ГОЧС субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами государственного надзора всех уровней в рамках предоставленных им существующим законодательством полномочий.

Специфика предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается прежде всего в обеспечении безаварийного функционирования объектов экономики, готовности предприятий и их специализированных аварийно-спасательных формирований к ликвидации последствий аварий и катастроф. Государственный надзор в этой области осуществлялся в основном Госгортехнадзором, Госатомнадзором, МВД, Минтрансом, Минприроды, Минтруда.

Следует отметить, что их деятельность избирательна и направлена на отдельные объекты, инженерные сети и транспортные коммуникации. В меньшей степени уделяется внимание формированию общих оценок состояния аварийности, прогнозам вероятности возникновения ЧС, рекомендациям по необходимым защитным мерам для населения и территорий.

Важным этапом в решении указанных проблем является внедрение систем декларирования безопасности промышленных объектов, а также лицензирования видов деятельности, связанной с повышенной опасностью промышленных производств (объектов), работ и перевозок.

Порядок организации и осуществление государственного надзора и контроля регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Задачами Государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС являются:

• обеспечение действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС;

• соблюдение федеральных и местных требований (установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий от ЧС;

• обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС;

• обеспечение выполнения программ и мероприятий по предупреждению всеми органами государственной власти на соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта, независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, их должностными лицами и работниками, а также гражданами.

Разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти при осуществлении государственного надзора в области защиты населения территорий от техногенных ЧС следующее:

постоянно действующие территориальные органы управления РСЧС (Министерства, Госкомитеты, Комитеты, Управления ГОЧС субъектов Российской Федерации):

организуют и проводят практическую работу на территории по государственному надзору в области защиты населения и территорий;

• привлекают и координируют территориальные структуры федеральных надзорных органов исполнительной власти на территориях в работе по государственному надзору в области защиты населения и территорий от ЧС;

• организуют и проводят работу по лицензированию деятельности промышленных и транспортных предприятий на данной территории.

МЧС России:

осуществляют методическое и практическое руководство действиями специальных территориальных органов по проведению государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;

• обеспечивает нормативно-техническое сопровождение деятельности при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществляют методическое и практическое руководство действиями специальных территориальных органов по лицензированию деятельности промышленных и транспортных предприятий на данной территории.

Государственный надзор за мероприятиями по снижению масштабов ЧС природного характера проводится надзорными службами министерств и ведомств и обеспечивает:

• соблюдение порядка и условий пользования недрами с целью предотвращения возникновения опасных геологических процессов;

• контроль за использованием земель в целях охраны жизни и здоровья людей, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель-

• контроль за мероприятиями по предотвращению лесных пожаров готовностью сил и средств борьбы с огнем;

• контроль за мероприятиями по предупреждению и ликвидации

последствий паводков и другого опасного воздействия вод, охране запасов рыб и других водных животных и растений;

• контроль за техническим состоянием сооружений инженерной защиты территорий и др.

Методы надзора в области защиты населения и территорий от ЧС включают:

• посещение и проведение обследования предприятий, включая воинские части, специальные объекты и службы вооруженных сил, органов внутренних дел и государственной безопасности;

• ознакомление с документами и иными материалами, характеризующими состояние технических систем, подготовку персонала, систем управления, систем действия при ЧС промышленных и транспортных предприятий, а также с иными документами и материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

• проведение расследования причин возникновения аварий, развития аварий и обусловленных ими ЧС, действий по ликвидации ЧС с целью сбора систематизации данных по случаю аварии и ЧС на подконтрольных и поднадзорных объектах;

• выработка рекомендаций по мерам и мероприятиям по улучшению работы по предупреждению ЧС на территории, принятие обязательных для исполнения решений по результатам расследования случаев аварий и ЧС.

Механизм реализации результатов надзора в области защиты населения и территорий от ЧС заключается в принятии санкций в отношении граждан, должностных лиц и организаций, виновных в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей при ЧС.

В случаях, установленных законами и иными нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, обязанностью государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС в отношении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС являются:

• привлечение их к административной ответственности;

• направление материалов о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности;

• предъявление исков в народный или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного в результате их действий жизни и здоровью населению, окружающей природной среде.

Контроль - это форма проявления целенаправленного действия на коллективы людей, предусматривающая выявление отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации поставленных задач.

Контроль позволяет своевременно совершенствовать систему управления. корректировать задачи, улучшить отчетность и тем самым обеспечить непрерывность управления.

Стадии контроля:

• сбор данных о фактическом результате исполнения;

• сравнение и оценка фактического и ожидаемого результата исполнения;

• выработка и осуществление корректирующего воздействия.

Цель контроля - своевременное вскрытие и устранение недостатков в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивости функционирования объектов и территорий и тем самым повысить их готовность к функционированию в чрезвычайных ситуациях.

Виды контроля:

• контрольные проверки;

• рассмотрение планов, программ;

• экспертиза проектов;

• анализ отчетности;

• заслушивание (на КЧС, коллегиях и др.)

Основной вид контроля за выполнением мероприятий РСЧС на объектах

и территориях - это контрольные проверки.

Организация работы по предупреждению возникновения и развития ЧС, соблюдение требований законов, норм и правил постановлений, выполнение ИТМ ГО оценивается на основании:

• анализа материалов территориальных и местных органов, осуществляющих госнадзор за безопасностью техногенной деятельности;

• изучения отчетных материалов о реализации целевых и иных программ, направленных на предупреждение ЧС и создание условий для их ликвидации;

• выполнения требований ИТМ ГО и требований, предусмотренных нормами по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах.

Работа по данному направлению оценивается “удовлетворительно”, если:

• КЧС всех уровней скоординированых работой госнадзорных органов по предупреждению ЧС, проводится анализ обстановки и прогнозирование возможности возникновения ЧС техногенного и природного характера результаты прогноза учитываются в планах и повседневной деятельности подсистемы;

• мероприятия по предупреждению ЧС, предусмотренные в актах и предписания госнадзорных органов на планах предприятий, а также в территориальных, городских и районных планах и программах, объективно отражают обстановку на потенциально опасных объектах, и территории проверенных районов и городов, их выполнение обеспечивается финансовыми и материально-техническими ресурсами;

• в установленные сроки выполняется большинство (не менее 2/3) мероприятий (в том числе ИТМ ГО), включенных в федеральные, региональные и территориальные программы (планы).

Невыполнение последнего условия служит основанием для неудовлетворительной оценки работы.

Основной вид контроля - это комплексные проверки. Следует предусматривать проведение проверок различными инстанциями: МЧС, региональные центры, управления ГО ЧС, министерства, ведомствами и другими органами управления. Проверки могут быть: плановые, внезапные, комплексные, целевые, повторные, перекрестные.

Инспектирование (проверка) территориальных подсистем, как правило, проводится методом комплексной проверки по всем вопросам (направлениям), указанным “инструкцией”, с проведением штабных тренировок, командно-штабных и объектовых учений.

По решению руководства МЧС России может проводиться целевое инспектирование (целевые проверки) по отдельным направлениям деятельности территориальных подсистем (выполнение мероприятий ГО, создание и использование чрезвычайных резервных фондов, предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования объектов экономики и территории и др.).

Проверки могут проводиться внезапно. Чаще о времени их проведения, о вопросах, которые будут проверяться, сообщается заранее, с тем, чтобы проверяемые территории, службы, объекты имели время для самокритичной оценки состояния дел и приняли меры к устранению выявленных недостатков до начала проверки.

Основными результатами государственного надзора в области защиты насе­ления и территорий являются рекомендации по мероприятиям, направленным на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обяза­тельные для исполнения решения по результатам расследования причин возник­новения чрезвычайных ситуаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Декларация промышленной безопасности объекта | Лекция 17. Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природ­ных и
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.