Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философского знания в сравнении с наукой и религией




 

Наряду с философским типом мировоззрения принято выделять мифологическое и религиозное.

Мифология – форма мировоззрения, соответствующая ранним этапам развития человеческого общества, основанное на фантастическом восприятии окружающей действительности.

Религия – форма мировоззрения, характерная для более позднего этапа общественного развития, предполагающая веру в Бога (богов) и в ту или иную разновидность сверхъестественного.

Философское мировоззрение в силу своей духовной направленности, созерцательности и не отрицания иной, неявной реальности сближается, а отчасти и опирается на религиозное мировоззрение.

Так, например, Платон (древнегреческий философ рубежа V-IV вв. до н.э.) сравнивал жизнь людей в реальном мире с пребыванием в темной пещере. В этой пещере находятся скованные узники, обращенные спиной к выходу и не имеющие возможности повернуться лицом к свету. Мимо пещеры проходят путники, несущие сосуды различной формы, лучи солнца освещают эти сосуды, их тени падают на заднюю стену пещеры. Скованные узники могут видеть только эти тени, но не видят ни солнца, ни путников, ничего из того, что находится вне пещеры. Так и в реальности, люди живут в мире теней, а мир идей, то есть мир бесконечно прекрасных и совершенных сущностей - это другой, потусторонний мир, недоступный для них.

Похожие мысли встречаем и у Вл. Соловьева:

 

"Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все виденное нами -

Только призрак, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отзвук искаженный

Торжествующих Созвучий?"

 

Однако, несмотря на свою общую схожесть философское миро­воззрение существенно отличается от религиозного. Отличие фило­софского мировоззрения от религиозного:

 

- основано на знании, а не вере;

- рефлексивно, т.е. обращенность мысли на саму себя;

- логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему;

- опирается на четкий понятийный аппарат и категории.

Все перечисленные аспекты сближают философию с наукой. К основным признакам всякой науки можно отнести: получение объективно истинного теоретического знания; наличие объекта и предмета исследования, категориального аппарата, разработанность методологии исследования; наличие научных кадров и научно-исследовательских и образовательных институтов.

 

Философия обладает всеми признаками науки:

· объектом изучения философии является все бытие в целом;

· предметом философского изучения выступают наиболее общие законы развития природы и общества, отношения человека к миру и самому себе;

· располагает разработанным категориальным аппаратом;

· имеет четко оформленные научные направления и школы;

· обладает научными кадрами образовательными и исследовательскими институтами.

В то же время философия отличается от собственно научного знания:

· философское знание характеризуется высокой степенью всеобщности и абстрактности объекта и предмета исследования, отсутствием системы проверки достоверности полученного знания, крайней условностью получаемых знаний и их личностным характером (истина открывается не народу, а индивидуально);

· философия не довольствуется объективной картиной мира, обращается к проблеме отношения человека к миру, его восприятию окружающей действительности, что является областью подвижной и зыбкой;

· основная цель философии - вывести человека из мира повседневности и увлечь к высотам духовного бытия, т.е. оторвать от реальности;

· философская идея многозначна в отличии от специально-научной, она может быть развита, продолжена даже в разные, противоположные стороны. Все это дает многомерную, нелинейную картину развития философского знания, когда одно знание не вытекает напрямую из предыдущего. Главный девиз: "Подвергай все сомнению" (Маркс) или "Я знаю только то, что я ничего не знаю" (Сократ);

· философское знание национально в отличии от конкретно-научного (не может быть национальной математики, физики, химии). Философские идеи глубочайшим образом выражают национальную душу народа, его духовный опыт, особенности его мироощущения.

· философский анализ действительности используются в тех областях, в которых не удается сформулировать достаточно адекватных, т.е. соответствующих изучаемой реальности исследовательских моделей.

По замечанию английского философа ХХ в. Бертрана Рассела, философия представляет собой размышления о предметах, точное знание о которых не возможно или пока отсутствует. Наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы не знаем. Философия дает возможность получить знания о предметах, которые еще не попали в сферу науки, а также о тех предметах, научное познание которых пока невозможно.

Таким образом, философское мышление нередко направляется на те объекты, относительно которых эмпирическое знание еще не достижимо.

Исходя из перечисленных моментов можно присоединиться к мнению Б. Рассела, определявшего место философии в духовной жизни6 как "ничейную землю" между наукой и религией, как двумя основными формами освоения мира. подобно науке философия полагается на разум, но в тоже время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить не возможно, что отдаляет философию от науки. Однако при решении любых вопросов бытия важное место принадлежит духовно-нравственному аспекту, ценностной характеристике в ходе его анализа.

Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками протекает все более ускоренными темпами. Однако в этой ситуации философия не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научных знаний. В то же время существует по-прежнему противопоставления философии, как науки, выходящей за пределы опыта, способной давать сверхопытное знание, и частными науками, опирающимися на эмпирические данные. Однако каждая частная наука исследует определенную систему закономерностей, но ни одна из частных наук не изучает закономерностей, общих для развития природы, общества и познания. Эти закономерности и являются предметом философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.