Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как наука. Ее зарождение и основные проблемы исследования




 

Древнегреческое слово "философия" происходит от сочетания двух терминов "phileo" (любовь) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже в античности мы встречаемся с различными толкованиями мудрости:

Во-первых, данный термин обозначал "всякую осмысленную дея­тельность, умение, сноровку", "способность наилучшим образом дос­тичь наилучших результатов".

Во-вторых, мудрость – это некоторая гибкость ума, даже хитроумие, противопоставление неучености.

По Гераклиту, мудрость – это говорение истины и действие в соответствии с природой, т.е. действие в соответствии с природой т.е. в соответствии с некими всеобщими законами, лежащими вне субъекта.

Аристотель считал мудростью особого рода знание: "Мудрый тот, кто не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи и ее цель", т.е. понимает окружающую действительность.

Стремление к мудрости придает философии особую направленность, заключенную в ее устремленности целостно воспринимать действительность и ее осмысливать с целью выяснения возможностей человека и его места в мире.

Исходя из приведенных определений, можно заключить, что философия – это наука о наиболее общих законах развития природы и общества. Наука указующая человеку формы рационального, правильного поведения в мире.

Философия зародилась на зоре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов слово философия встречалось уже у Пифагора (конец VI – начало V в. до н.э.), а в качестве названия особой науки он впервые употребляется Платоном рубеж V-IV вв. до н.э.). Однако Одним из первых греческих мудрецов считался Фалес из Милета (625-547 г. до н.э.). Он был астроном, математик, политик, писатель, учитель. В частности, с его именем связан притча, рассказанная Аристотелем. Он подчеркивал, что при желании философы могут разбогатеть, применив свои знания на практике, "только не это дело составляет предмет их интересов". Так, когда "Фалеса попрекали его бедностью, т.к. – те занятия философией никогда барыша не приносят, то Фалес, предвидя, на основании астрономических данных, богатый урожай оливок, еще до истечения зимы раздал накопленную им небольшую сумму в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и Хиосе; маслобойки Фалес законтрактовал дешево, т.к. никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался одновременно внезапный спрос со стороны многих лиц на маслобойки. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойки за ту цену, за которую желал. Набрал таким путем много денег..." Тем самым, по мнению Аристотеля, Фалес доказал преимущества работы ума.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было раз­делено по отдельным научным дисциплинам; оно было единым, синкре­тичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире и т.д.

Первые философы античности стремились открыть единый источник многообразных природных явлений. Неслучайно, что первая историческая форма философского мышления получила название натурфилософия (от лат. natura – природа). Натурфилософия представляет собой способ умозрительного, доопытного, доэкспериментального истолкования природы.

В этот период времени были разработаны основные философские категории, оформились главные философские школы и направления, были сформулированы основные проблемы, решаемые философией в последующие эпохи.

Следует заметить, что оформление философии пришлось на эпоху, которую немецкий философ ХХ в. К. Ясперс назвал эпохой "осевого времени". Хронологически этот период ограничен 800 – 200 г. до н.э. Именно в эту эпоху были определены масштабы и основные вопросы всего последующего развития.

В это время происходит много необычного. В первую очередь – это возникновение крупных религиозно-этических учений. В этот период в Китае жил Конфуций и другие мыслители, положившие начало всем направлениям китайской философии. В Индии возникли Упанишады (сокровенное знание), легшие в основу буддизма, в это время жил Будда. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, Парменида, Гераклита, Платона. Все, что связано с этими именами, в первую очередь создание религиозно-этических учений, возникло почти одновременно в тече­ние немногих столетий в Китае, Индии, на Юге Европы.

Осевое время – это время рефлексии (размышление о своем внутреннем состоянии, своих мыслях). Человек начинает осознавать самого себя, объектом мышления становится само мышление. Причины такого интенсивного процесса самопознания заключались в том, что прежние культурные возможности оказались исчерпанными и человечество начало входить в пограничную ситуация. Пытаясь разрешить возникающие предельные вопросы бытия, человек поставил перед собой высшие цели, стремясь "познать абсолютность и ясность трансцендентного мира" (не только видимого, но и тот который не видим).

Осевое время стало периодом, последовавшим за так называемой "прометеевской эпохой" – времени, берущего начало от обретения человечеством огня, орудий труда и речи и охватывающего эпоху древневосточных цивилизаций (IV-III тыс. до н.э.). Это было время, когда человек обустроился, однако просто обустроиться и насытиться недостаточно. Именно в такие моменты возникают перед человеком те самые предельные вопросы бытия. Невольно вспоминаются слова Ф.И.Достоевского: "Ведь я знаю, что если превращу камни в хлебы и накормлю человечество, человек тотчас же спросит: "Ну, вот я поел: теперь что же делать?"

Так и в истории, за эпохой обустройства человека на земле наступило время умопостигания своего бытия, поиски его смыслов. И эти задачи взяла решать на себя философия, как комплексное знание об окружающей действительности. Это первоначальное знание древних греков заключало в себе пранауку и прафилософии.

По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации нерасчлененного знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения.

Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками протекает все более ускоренными темпами. Однако в этой ситуации философия не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научных знаний, как занимающейся изучением наиболее общих законов развития природы, общества и процесса познания.

Процесс окончательного размежевания философии и частно-научных знаний длился много веков, но наиболее интенсивно он протекал в XVII-XVIII вв. По словам Ясперса, это был новый период прометеевской эпохи – эпохи науки и техники, которая длиться до сего дня и характеризуется активным обустройством человека на земле, вгрызание в эту землю, когда рефлексия своего духовного опыта уступает место овладению внешним миром.

Современный этап развития научного знания характеризуется нарастающими тенденциями интегративности, сближения и взаимопроникновения отдельных научных дисциплин, оформление общего предметного поля, стремлением использовать методы смежных научных дисциплин. В ходе наблюдаемых интеграционных процессов, несмотря на пессимистические прогнозы об утрате философии совей предметности по мере развития частно-научных дисциплин, философия начинает выступать той областью знания, на базе которой возможно осуществить интеграцию отдельных научных дисциплин в комплексное знание о мире.

Взаимоотношение философии и частных наук представляется как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте.

Намечающийся интеграционный процесс – это первые ласточки предполагаемых тенденций продвижения человечества к новой эпохе осевого времени, с которой связывается процесс становления подлинного человека.

Интегрирующая функция философии проистекает из особенностей характера самого философского знания. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях на знания, создавая син­тез универсальных законов бытия и мышления.

Основным методом философского познания является теоретичес­кое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.

Т. Манн писал: "Философия – царица всех наук. Среди них... она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов. Она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результаты исследования во всех областях науки, тем самым, создавая картину мира, всеобъемлющий и законополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе" ("Доктор Фауст", С.111).

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Здесь уместно привести в качестве иллюстрации древнеиндийскую притчу о том, как три слепых пожелали узнать, что такое слон. Один из них пощупал хобот, другой – ногу, а третий – хвост. На вопрос: "Что такое слон?" Один ответит: "Это что-то мягкое и гибкое, как змея", другой – "Это что-то большое, как колонна", третий – "Это что-то тонкое и длинное, как веревка". В это притче тонкий намек, что знающий нечто лишь под одним углом зрения остается в неведении о сути того, что он познает. Для истинного постижения бытия необходим комплексный подход.

Такую целостную систему знаний о мире пытается сформировать философия. Конкретные науки – орудия познания мира, отдельных его областей. Философия – способ понимания действительности, способ сведения знаний отдельных научных дисциплин в единое целое.

Так, Вл. Соловьев писал: "Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство".

Философия представляет собой сложное и разветвленное знание, включающее в себя ряд самостоятельных крупных разделов и отдель­ных научных теоретико-философский дисциплин.

Общий курс философии включает в себя следующие учения:

· онтология – учение об общих основах бытия или учение о бытии (или о первоначалах всего сущего);

· гносеология – теория познания;

· аксиология – учение о ценностях;

· философская антропология – учение о человеке;

· социальная философия – учение о сущности и развитии человечес­кого общества;

· философия природы – учение о взаимодействии природы и общества;

· история философии.

 

Наряду с философскими учениями следует различать и отдельные философские дисциплины, получившие на определенном этапе развития философского знания статус самостоятельных наук. Среди них: логика - наука о формах правильного (т.е. связанного, последовательного, доказательного) мышления, этика, эстетика, культурология.

 

СХЕМА СТРУКТУРЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

ОНТОЛОГИЯ Ф И Л О С О Ф И Я ГНОСЕОЛОГИЯ

 

АКСИОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛСОФИЯ

 

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

ЛОГИКА КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЭТИКА ЭСТЕТИКА

 

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (как самостоятельной области бытия).

 

В процессе изучения философии возникает проблема, существует ли философия как таковая или можно говорить только о различных философских школах и направлениях, т.е. о возможности изучения только истории философии.

Длительный период времени в нашей стране преобладало представление о существовании философии как таковой параллельно с историей философии, историей философских школ и направлений. Речь шла о марксистско-ленинской философии как некой объективной науке, составными частями которой назывались диалектический материализм и исторический материализм. С изменением общемировоззренческой ситуации в стране изменилось и понимание сущности философии как учебной дисциплины.

Стало очевидным, что о философии вполне возможно говорить как о самостоятельной системе знания, имеющего свою структуру, и не сводимой к истории философии. Несмотря на крушение, утрату актуальности тех или иных философских систем, сохраняются общенаучные категории, которые имеют место в каждой из отдельных философских систем и направлений, а в итоге составляют общее предметное поле философии как самостоятельной отрасли знания. Поскольку ни один философский принцип не утрачивается, а все они сохраняются в последующих учениях: меняется только положение, какое они занимали.

Еще Гегель писал: "Нет ничего легче, чем указать на негативную сторону философий. Рассматривая негативную сторону, мы тешим свое сознание тем, что оно стоит выше того, о чем судит. Тем самым самолюбие польщено: действительно, опровергая что-то, мы его превосходим, Однако превосходя, мы не проникаем внутрь, а для того чтобы обнаружить позитивную сторону предмета, необходимо проникнуть внутрь его, обосновать его существование; что сделать гораздо труднее, чем опровергнуть его".

Национальная система философии. В русской философии есть некоторые своеобразные особенности, состоящие том, что на второстепенное место отодвигается теория познания. Русские философы очень склонны к так называемому онтологизму при разрешении вопросов тории познания, т.е. к признанию, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Иными словами, познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, а потому его смысл, задачи и возможности определяются из общего отношения нашего к миру. Русский онтологизм выражает не примат реальности над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем.

Русская философия не теоцентрична, не космоцентрична, она больше занята темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и целях истории. Прежде всего, это сказывается в том, насколько всюду доминируют (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка". Это позволяет говорить об особой антропоцентричности русского философского знания

Существует представление, что обучение философии есть что-то уж слишком эфемерное. Философия живет только в мышлении, ибо "деятельность ума – это жизнь".

В.О. Ключевский писал по поводу смысла процесса познания: "На что может пригодиться изучение исторических сочетаний и положений, когда-то и для чего-то сложившихся в той или другой стране...? Мы (однако – О.С.) хотим знать по этим сочетаниям и положениям, как раскрывалась внутренняя природа человека в общении с людьми и борьбе с окружающей природой; хотим видеть как в явлениях, составляющих содержание исторического процесса, человечество развертывало свои скрытые силы, - словом, следя за необозримой цепью исчезнувших поколений, мы хотим исполнить заповедь древнего оракула – познать самих себя, свои внутренние свойства и силы, чтобы по ним строить свою земную жизнь".

"Он должен знать, что приобретенные им знания, не сделают его богатым или благополучным, скорее наоборот. Но они сделают его счастливым той мерой полноты ощущений жизни, которая часто недоступна другим людям". (См.: Новая реальность: каталог выставки. М., 1991).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.