Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже




 

Участие трудового арбитра в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам коллективного трудового спора дополнительные возможности для его мирного разрешения.

Трудовой арбитр должен быть готов дать сторонам коллективного трудового спора предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса, для того чтобы помочь успешному ходу переговоров, в то же время не оказывая давления на представителей сторон при принятии ими того или иного решения.

Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на данном этапе.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовому арбитру при его работе, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные трудовому арбитру конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного согласия стороны или лица, давшего информацию.

Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

Трудовой арбитр должен:

обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения представителей сторон, аккумулировать все позитивное, что можно использовать для достижения согласия и разрешения коллективного трудового спора. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса;

руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также Рекомендациями Минтруда России;

знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

Трудовой арбитраж является одним из примирительных органов, создаваемых для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора. Как и примирительная комиссия, он действует лишь в период рассмотрения спора.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения данного спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 404 ТК РФ).

В мировой практике различают создание добровольного арбитража для разрешения коллективных трудовых споров и принудительного арбитража. По этой классификации трудовой арбитраж надо признать добровольным прежде всего потому, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники могут приступить к организации забастовки (ст. 406 ТК РФ), за исключением случаев, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, но создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно.

Трудовой арбитраж создается при непосредственном участии сторон: они избирают трудовых арбитров. Это также одно из проявлений добровольного характера трудового арбитража. Трудовой кодекс РФ рассматривает трудовой арбитраж как одну из примирительных процедур, хотя традиционно арбитраж и арбитражное рассмотрение споров относят к третейскому разбирательству, а также определяет порядок и сроки создания трудового арбитража. В его образовании участвуют представители работников и работодателя (работодателей), заинтересованные в разрешении спора, и государственный орган. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно. Для его создания необходимо обратиться в государственный орган, поскольку он специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

Состав трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора. Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной.

В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон. На практике иногда в качестве трудовых арбитров пытаются привлечь руководителей вышестоящего профсоюзного органа или хозяйственной организации. Такой подход к формированию трудового арбитража представляется ошибочным, поскольку и вышестоящий профсоюз, и вышестоящий орган управления не могут быть абсолютно беспристрастными при рассмотрении разногласий подчиненных им субъектов. При создании трудового арбитража стороны могут воспользоваться и рекомендациями государственного органа.

Статус трудового арбитра связан с рассмотрением конкретного коллективного трудового спора, т.е. определенные лица избираются сторонами в качестве трудовых арбитров и пребывают ими в течение срока деятельности трудового арбитража. Затем они возвращаются к выполнению своей основной работы и трудовыми арбитрами уже не считаются.

Создание трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Рекомендации Минтруда России советуют оформить эти действия протоколом, подписанным представителями работодателя (работодателей), работников, государственного органа по урегулированию таких споров.

В решении (протоколе) рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и соответствующим госорганом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия. Эти сведения также отражаются в письменном решении.

Дата подписания решения считается днем создания трудового арбитража. С этого дня исчисляется пятидневный (в рабочих днях) срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями. Он может запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, заслушивать объяснения и обращения сторон, принимать рекомендации по существу спора.

В случае необходимости арбитраж может информировать органы государственной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации, привлечь эксперта или консультанта.

Рекомендации Минтруда России предлагают закрепить следующие права трудовых арбитров:

а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

б) приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;

в) требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

г) предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

Трудовой арбитр должен знать действующее законодательство о труде и, в частности, законодательство о коллективных договорах и соглашениях и порядке разрешения коллективных трудовых споров. Он должен владеть методами ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами работников, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре.

Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса, для того чтобы помочь успешному ходу переговоров и не оказывать давления на представителей сторон.

Важно подчеркнуть необходимость добросовестного отношения каждого трудового арбитра к возложенным на него обязанностям. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочия представителей сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования конфликта.

Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам при рассмотрении трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции представителей каждой стороны, ее планы и предложения, высказанные трудовым арбитрам конфиденциально, не должны передаваться другой стороне без предварительного согласия лиц, предоставивших соответствующую информацию.

Создание трудового арбитража и рассмотрение коллективного трудового спора на этой стадии должны быть направлены на предоставление сторонам дополнительной возможности для его мирного разрешения.

С учетом имеющейся правовой базы, социально-экономической ситуации и изученного опыта становления и развития социального партнерства в других странах и в Российской Федерации можно констатировать следующее.

Подбор состава трудовых арбитров проводится с участием соответствующего госоргана. При определении кандидатур необходимо взаимодействовать с территориальными трехсторонними комиссиями, органами исполнительной власти субъектов РФ (как правило, местными органами по труду).

В состав трудовых арбитров включаются ученые, общественные деятели, представители органов исполнительной власти, предприятий, профессиональных союзов, работодателей с учетом основных данных по полу, возрасту, месту работы, должности, образованию, национальности, адресу и т.п.

В число арбитров также должны входить специалисты, имеющие соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений.

Обучение трудовых арбитров организуется госорганом и его региональными отделениями во взаимодействии с территориальными трехсторонними комиссиями и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Количественный и персональный состав арбитров по каждому коллективному трудовому спору определяется сторонами спора с участием соответствующего госоргана, который предлагает сторонам кандидатуры арбитров из рекомендуемого состава, стороны определяют приемлемых для них арбитров.

Председатель трудового арбитража избирается из числа его членов.

В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон, вовлеченных в конфликт, либо по должностному статусу заинтересованные в его одностороннем разрешении. Посредник, участвовавший в рассмотрении коллективного трудового спора, не может быть трудовым арбитром при рассмотрении того же спора.

В случае необходимости трудовой арбитраж обращается по вопросам разрешения коллективного трудового спора за консультациями в соответствующие компетентные органы.

Расходы, связанные с проведением трудового арбитража, в том числе на выплату среднего заработка и на дополнительную оплату труда трудовых арбитров в связи с выполнением ими функций по урегулированию коллективного трудового спора, оплачиваются по соглашению сторон коллективного трудового спора за счет их средств.

По вопросам, переданным на рассмотрение трудового арбитража, стороны до заседания должны представить письменные предложения председателю арбитража. Необходимые дополнительные материалы по требованию председателя арбитража должны быть ему представлены в сроки, им установленные.

Если на заседание арбитража не явилась сторона, по инициативе которой организован арбитраж, процедура прекращается, в случае неявки по уважительным причинам рассмотрение спора откладывается.

Трудовой арбитраж может вынести решение о прекращении рассмотрения трудового спора, если:

сторона достигла соглашения о прекращении трудового спора;

спор не является трудовым и не подлежит рассмотрению трудовым арбитражем.

Решение арбитража обязательно для исполнения сторонами коллективного трудового спора.

Организация данной работы возможна с помощью территориальных трехсторонних комиссий, органов по труду, через средства массовой информации.

Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража необходимо решение ряда вопросов, к числу которых относится прежде всего предоставление помещения, обеспечение средствами оргтехники и обслуживающим персоналом (секретарь и т.п.), оплата в случае необходимости консультации специалиста и других подобных мероприятий.

Законодательство не регламентирует организационного и финансового обеспечения деятельности трудовых арбитражей. Такого рода проблемы должны оговариваться при создании этого примирительного органа и разрешаться в определенной мере за счет сторон спора. Вместе с тем с учетом международно-правовых норм (в соответствии с подп. 1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража возложить на государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что он призван оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров при создании названного примирительного органа. Регламентом могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний, правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств, очередность объяснений сторон по существу спора, возможность отвода арбитров и т. п.

Рекомендации содержат лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон, следовательно, проведение заседаний в отсутствие одного или обеих сторон недопустимо. На наш взгляд, из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя (работодателей) в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. На практике такие ситуации исключительно редки.

Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора, или это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или требования работников. Иными словами, предмет спора – круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, при разрешении спора может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

а) изучение документов и материалов, представленных сторонами;

б) заслушивание представителей сторон;

в) заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

г) разработка решений.

Если бы законодатель ставил своей целью сделать рассмотрение дела в трудовом арбитраже более формальным, схожим с судебным, не имело бы смысла создавать новые временно действующие органы, можно было бы предусмотреть разрешение коллективных споров в суде. Отсутствие жестких процедурных требований, гибкость, ориентация на достижение компромисса и добровольное принятие и исполнение достигнутых договоренностей и рекомендаций – принципиальное отличие примирительных процедур, которые используются для разрешения коллективных трудовых споров. В этом их преимущество перед формальным разбирательством в суде, которое далеко не всегда приемлемо для решения таких деликатных и болезненных проблем, как коллективные трудовые споры.

В настоящее время трудовой арбитраж уже существует и его деятельность определена в официальном порядке. В 1951 г. Рекомендацией МОТ N 92 арбитраж рассматривается как орган, в который стороны трудового конфликта обращаются на основе добровольного соглашения и чье решение они добровольно признают при разрешении этим органом их коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж – это добровольное временное общественное образование, призванное на законных основаниях содействовать работникам и работодателю в урегулировании коллективного трудового спора. Это образование не является судом как таковым – он не вправе принимать на себя осуществление правосудия, его решения не обеспечены государственным принуждением. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже – один из этапов примирительных процедур. Деятельность этого органа не заменяет деятельность судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов.

Однако ТК РФ не полностью урегулированы следующие вопросы. Так, согласно его ст. 408, соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения, оформляется в письменной форме и имеет для сторон спора обязательную силу. Контроль над его исполнением осуществляется сторонами спора. Из содержания ст. 416 ТК РФ следует, что представители работодателя и работники, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном в КоАП РФ. Согласно ст. 5.33 КоАП РФ, за невыполнение работодателем или его представителем (обратите внимание на нестыковку со ст. 416 ТК РФ: отсутствует представитель работников) обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, установлено наложение штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ. Кроме того, по правовой природе трудовой арбитраж аналогичен официально созданному третейскому суду, но вопрос о возможности оспаривания решений трудового арбитража и принудительного исполнения его решений при обращении в компетентный орган судебной власти пока не получил однозначного определения ни в официальных актах, ни в юридической литературе.

Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решений по урегулированию спора. Они составляются в письменной форме, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам коллективного трудового спора. Решения принимаются с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда, оформляются протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий. Примерная форма протокола дана в приложении N 2 к Рекомендациям Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59.

Рассмотрим пример.

В г. Москве представители профсоюзов, работодателей и Правительства Москвы еще в 2000 г. обязались способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и закрепили данное обязательство в трехстороннем соглашении на 2001 г. (перезаключается каждый год, так как эффективно развивает эти отношения. На сегодняшний день существует Соглашение на 2007 г. (постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1007-ПП. – Прим. авт.). В целях реализации этого соглашения постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП "О создании учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров"*(333) был создан первый трудовой арбитражный суд. Учредителями выступили Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, специализированная коллегия адвокатов "Инюрколлегия". В апреле 2002 г. суд был зарегистрирован в качестве юридического лица в организационно-правовой форме учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником (в данном случае указанными выше учредителями) для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. На основании ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно Уставу учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" целями его создания, в частности, являются:

правовое и организационное обеспечение работы по созданию системы механизмов контроля в рамках социального партнерства за соблюдением прав и законных интересов работников в организациях различных форм собственности;

урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами в сфере трудовых правоотношений.

Для достижения поставленных целей это учреждение:

создает и обеспечивает деятельность трудового арбитражного суда, специализирующегося на разрешении коллективных трудовых споров, распространяет информацию о деятельности этого суда среди лиц, имеющих отношение к трудовому законодательству и к разрешению трудовых конфликтов;

проводит конференции, семинары и лекции на темы, относящиеся к трудовому законодательству Российской Федерации и г. Москвы;

организует курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации в области законодательства о труде и занятости для предприятий-работодателей, профсоюзных организаций, юридических фирм, министерств и ведомств;

участвует в разработке и анализе законопроектов, относящихся к сфере трудового законодательства, с учетом опыта и рекомендаций МОТ и пр.

Таким образом, стороны коллективного трудового спора, возникшего в г. Москве, для создания предусмотренного ТК РФ органа по рассмотрению спора могут обратиться в некоммерческое учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".

С середины 2003 г. московский Трудовой арбитражный суд финансировался Правительством Москвы лишь частично, основное его финансирование осуществлялось в рамках международного проекта "Трудовое законодательство и арбитраж". Этим проектом, входящим в число иных проектов Программы ТАСИС (Программа технического содействия бывшим республикам СССР, кроме стран Балтии), направленных на развитие социально-экономических реформ и демократических преобразований в России. Программа финансируется Европейским союзом.

Однако с 1 января 2006 г. международное финансирование проекта "Трудовое законодательство и арбитраж" прекратилось. Частичное финансирование взяло на себя Правительство Москвы. В связи с этим бесплатная помощь спорящим сторонам, выражающаяся в предоставлении арбитров, помещения, оргтехники и прочего необходимого при разрешении спора (вплоть до карандашей и бумаги), может стать платной. Тарифы на услуги будут зависеть от категории добровольно неурегулированного спора: например, оплата помощи в разрешении спора о размере задолженности по зарплате может значительно превышать тариф за разрешение спора о понуждении работодателя включить в коллективный договор какое-то условие.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.