Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И тяжкий млат




1689-1725

Родился 30 мая 1672 г. в Москве. Четырнадцатый ребенок царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) и первенец от его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Всего у Алексея Михайловича было 16 детей.

После смерти Алексея Михайловича на престол вступил его сын от первого брака с Марией Ильиничной Милославской 14-летний Федор Алексеевич, процарствовавший всего 6 лет (1676-1682 гг.) После его смерти формально царем был 10-летний Петр, однако фактической правительницей стала Софья Алексеевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака и, стало быть, сводная сестра Петра. Партия Милославских взяла верх и Наталья Кирилловна была отстранена от царских дел. В мае 1682 г. был стрелецкий бунт, а в августе 1689 г. Петра чуть не убили: он спасся бегством из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и оттуда подавил движение стрельцов, науськанных Софьей. Софья была удалена в Ново-Девичий монастырь, а ее наперстники Ф. Шакловитый и С. Медведев казнены. С этого времени 17-летний Петр твердо взял бразды государственного правления в свои мощные руки.

И действительно, Петр поражал современников гигантским ростом – без двух вершков сажень, то есть 2 м 4 см (вершок 4,4 см, сажень 2 м 13 см), необыкновенный силой, жестокостью, своей гордой и величественной осанкой с повелительным суровым выражением красивого, но немного грубоватого круглого лица, с откинутыми назад густыми вьющимися волосами. Петр не пошел ни в своего отца, ни в своего деда (по мужской линии), он, как весьма многие великие люди, унаследовал внешние и внутренние особенности материнского рода, как положительные, так и отрицательные черты рода Нарышкиных – физическую и умственную силу, твердость характера, устремленность, решительность, переменчивость, страсть к новизне. Эти слова воплощены в двух изобразительных источниках. Посмотрим на них. Они очень реалистичны в сравнении с портретами художников, рисовавших Петра I «с натуры». Но эту «натуру» они меняли, приукрашивая свого повелителя.

         
 
 
 
Маска, снятая с лица Петра I. К.Б. Растрелли 1719 г.
 
Маска бронзовая Петра I К.Б.Растрелли.* 1719 г. Отливка нач. XX в. Бронза  

 


Отец много сделал для развития своего любимого сына: в 6 месяцев Петр начал ходить, замечательно занимался военными игрушками – «потешными лошадками», «пищалями», «барабанцами» и прочими. Но царь Алексей Михайлович позаботился не об одних забавах для своего сына – он положил начало правильному военному обучению, дав ему в учителя

_________________________

* Граф Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор и архитектор. С 1715 г. работал в России по приглашению Петра I.

полковника-шотландца Менезиуса. Обучение грамоте было начато по букварю на исходе 5-го года (12 марта 1677 г.). Петр быстро овладел грамотой под руководством русского человека Никиты Моисеевича Зотова (ок. 1644-1718 гг.), подъячего из Приказа Большого Прихода (ведомства неокладных сборов), с 1710 г. – граф; с 1695 г. – начальник царской походной канцелярии под Азовом, с 1701 г. – глава ближней канцелярии, Печатного приказа, участник веселых забав молодого царя и «всешутейший патриарх». Зотов знакомил понятливого Петра с русской историей, рассказывая о деяниях Владимира Святого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного и Алексея Михайловича и др.

Первым влиятельным пестуном Петра (в жизни, а не в школе) стал Борис Алексеевич Голицын (1654-1714 гг.) – князь, дядька-воспитатель Петра I. В 1689 г. активно способствовал победе партии Нарышкиных над правительницей Софьей и приходу к власти Петра I. Во время заграничного путешествия Петра I в 1697-1698 гг. стоял во главе правительства. За год до смерти постригся в монахи.

Он был человеком «ума великого», «великий мздоимец, так что весь мир разорил», и «пил непрестанно» (слова князя Куракина). Всему этому Б.А. Голицын и научил Петра в Немецкой слободе, да и у себя дома.

Во главе иностранцев стоял около Петра Франц Лефорт – «демошан французский» (Куракин ошибается – Лефорт был немцем), в доме которого помимо «демоша с дамами» происходило и «питье непрестанное», от чего Лефорт и умер преждевременно. По словам князя Куракина, Петр особенно подружился с «Ивашкой Хмельницким» - так он на своем колоритном языке называл хмельное питье.

Огромное (и отрицательное) воздействие на молодого Петра оказали выступления стрельцов.

Было три выступления стрельцов:

30 апреля – 17 мая 1682 г. Его результат – захват власти Софьей, ставшей правительницей Московского государства (1682-1689).

7 августа – 12 сентября 1689 г. Его результат – казнь фаворита Софьи князя Василия Васильевича Голицына (12 сентября 1689 г.) и отстранение правительницы от власти и ее заточение в Новодевичий монастырь.

Апрель – июнь 1698 г. – восстание стрельцов и его поражение. С середины сентября 1698 г. состоялась несколько казней стрельцов.

Кратко скажем о каждом из названных выступлений стрельцов.

30 апреля 1682 г., то есть через три дня после смерти царя Федора, стрельцы явились во дворец с требованием выдать им на расправу неугодных командиров. Наталья Кирилловна, застигнутая врасплох, удовлетворила ультиматум. 16 командиров стрелецких полков были отстранены от должностей и биты кнутом. Милославские затем направили гнев стрельцов против Нарышкиных путем распространения слуха (он исходил от Софьи), что Нарышкины будто бы умертвили царевича Ивана (брата Петра I). 15 мая 1682 года они явились в Кремль, уверенные в том, что Иван мертв (этот день трагический в истории России – 15 мая 1591 г. в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного и Марии Нагой*). Однако Наталья Кирилловна вышла на крыльцо со своими сыновьями – Иваном и Петром. Ложь была налицо: Иван предстал перед глазами лжецов.

Второе стрелецкое выступление 7 августа – 12 сентября 1689 г., спровоцированное Милославскими, преследовало цель убить Петра.

Глубокой ночью он был разбужен, ему (сонному) сказали о грозящей опасности. В исподней одежде он убежал в ближайший лес, окруживший село Преображенское. Позже ему доставили одежду, привели коня, и он с ближайшими сотрудниками 5 часов скакал в Троице-Сергиеву Лавру, опасаясь погони своих врагов. От нервного потрясения у него начала дергаться мышца на левой щеке, а несколько позже – трястись голова.

Уцелев, Петр I жестоко расправился с зачинщиками бунта. Петр приказал их привести в Лавру. Вот описание расправы над стрельцами, принадлежащее перу Н.И. Костомарову: «11 сентября, в 10 часов вечера [1689 г.] против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа. Шакловитому отрубили голову топором. То же сделали стрельцам: Обросиму Петрову и Кузьме Черному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка».[2] Софья была заточена в Новодевичий монастырь.

 

       
   
 
 
Софья в Новодевичьем монастыре И.Е. Репин. 1879 г.

 

 


Третье выступление стрельцов, как было уже упомянуто, свершалось продолжительное время – около 3-х месяцев 1698 г. Петр был за границей. О восстании он был извещен. Сразу же поскакал в Белокаменную. Стрельцы между тем тайно установили связь с Софьей. Восставшие намеревались возвести на престол царевну Софью, находившуюся в заточении в Новодевичьем монастыре, или, в случае ее отказа, - «милосердного» к ним боярина В.В. Голицына. Восставших было около 4000 чел. Против них правительство послало Преображенский, Семеновский, Гордонов и Лефортов полки (всего 2300 чел.) и дворянскую конницу под командованием А.С. Шеина и П. Гордона. Сражение произошло 18 июня под Новоиерусалимским (Воскресенским) монастырем, в 50 верстах к западу от Москвы. Стрельцы были разбиты. Началось следствие над пленными стрельцами в стенах Новоиерусалимского монастыря; 57 из них казнили, остальных отправили в ссылку. По приказу Петра I, срочно вернувшегося из-за границы 25 августа 1698 г., началось новое следствие, которое получило название «великого розыска». Его возглавил сам царь. По подсчетам М.М. Богословского, с сентября 1698 г. по февраль 1699 г. были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 стрелец (преимущественно малолетние). Следствие над восставшими и их казни продолжались и в последующие годы (вплоть до 1707 г.). Московские стрелецкие полки, не принимавшие участия в восстании, были реформированы; стрельцов вместе с семьями выслали из Москвы.[3]

Часть описания расправы над стрельцами «положил» на холст прекрасный художник В.И. Суриков под названием «Утро стрелецкой казни».

 

 
 
В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

 


Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над этой картиной в 1878 году. Он создавал ее в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств.

Здесь, в древней столице русского государства, Суриков нашел, по его словам, свое подлинное призвание — призвание исторического живописца. «Я, как в Москву приехал, прямо спасен был, — вспоминал он впоследствии. — Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись!». В этом произведении Суриков обратился к переломной эпохе русской истории — эпохе Петра I. Мы знаем, что исторически прогрессивные преобразования Петра достигались дорогой ценой — страданиями и кровью народных масс, неимоверным усилением социального гнета, который вызывал горячий протест. Поэтому «начало светлых дней Петра мрачили мятежи и казни». Вполне естественно, что прогрессивные реформы Петра вызывали решительное противодействие прежде всего со стороны исторически обреченных общественных групп. Стрельцы (старое допетровское войско, которое Петр I заменил регулярной армией), ущемленные в своих интересах, неоднократно восставали. В 1698 году последний стрелецкий бунт, реакционный по своим целям (им пыталась воспользоваться старшая сестра Петра царевна Софья, чтобы завладеть престолом), был жестоко подавлен.

Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков не показал, однако, самой казни. Поразить зрителя кровавыми ужасами не входило в его намерения. Его задача была неизмеримо глубже и значительнее — страницу давней истории России он стремился прочесть, как трагическое повествование о народных судьбах в момент крутого исторического перелома. Всмотримся в полотно художника.

... Москва. Красная площадь. У Лобного места, на фоне храма Василия Блаженного расположились привезенные к месту казни стрельцы. В белых рубахах, с погребальными свечами в руках, они приготовились к смерти. Последние минуты перед неотвратимой казнью, которая сейчас начнется… Первого осужденного уже повели к виселице. Страшную драму стрельцов художник раскрыл, сосредоточив внимание прежде всего на их душевном состоянии, на том, как каждый из приговоренных переживает свою последнюю предсмертную минуту, показав отчаяние и бессильные слезы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.

Слева — рыжебородый стрелец в красном заломленном колпаке, руки его связаны, ноги забиты в колодки, но не покорился он. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени. С лютой злобой устремил он свой взор на Петра, сидящего на коне подле кремлевских стен. Столь же гневным и непримиримым взглядом отвечает стрельцам Петр, полный сознания своей правоты.

Мрачно, исподлобья, взглядом затравленного зверя, озирается вокруг чернобородый стрелец в красном накинутом на плечи кафтане, глубоко затаив гнев непокорного бунтаря. Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, он не видит припавших к нему детей; он разжал руку, из которой солдат выхватывает свечу.

Смиренно склонился, прощаясь с народом, стоящий на телеге стрелец; его почти безжизненное тело и как бы сломившаяся голова словно предвещают ожидающую его участь.

Тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки у того стрельца, которого солдаты волокут к виселице; брошены на землю ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилек свечи, выпавшей из рук; свеча потухла — жизнь оборвалась.

Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены; мальчик, вскинув руки, прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно мать одного из стрельцов, темные, землистые тени легли на ее изможденное страданием лицо. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, кричит охваченная страхом маленькая девочка. Ее красный платочек выделяется среди темной толпы так же, как выделился среди слитного гула площади ее звонкий детский голосок.

Но не только раскрытием душевного состояния изображенных, не только выразительностью их лиц и фигур достигает Суриков впечатления глубокого трагизма сцены. Этому служит тяжелый темный колорит картины, оправданный самим выбором момента: раннее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся над площадью холодный лиловатый туман. В утренних сумерках, среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных; мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы...

О народе, о его силе, о его гневе и страданиях в сложную, полную противоречий, переломную эпоху русской истории думал великий русский художник, создавая свою картину. И именно это явилось основным содержанием «Утра стрелецкой казни».

Однако до окончания Северной войны было еще далеко, предстояло выполнить большую работу по укреплению армии, хозяйства страны, эффективности государственного аппарата. И Петр I сам показывал пример. Он трудился в поте лица своего. Хорошо об этом сказал А.С. Пушкин:

Дробя стекло,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.