Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение религии

Религия, как отмечал К.Г.Юнг в своей работе «Психология и религия», «является особой установкой человеческого ума, которую мы можем определить в соответствии с изначальным использованием понятия «religio», т.е. внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы»: духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы - и все прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними» (К.Г.Юнг, с.2).

Люди предполагают, что эти динамические силы существуют в отрыве от них. К.Г.Юнг утверждает обратное, считая, что архетипы в коллективном бессознательном являются их непосредственным источником. Косвенная встреча с архетипами, особенно архетипом самости, в том или ином из своих проявлений является всегда сверхъестественным и, следовательно, удивительным и увлекательным опытом, интенсивность которого изменяется в зависимости от ясности представления.

Очевидная независимость этих сил связана с деятельностью ума и сознательного понимания дает основание понимать их тем людям, которые их испытывают, что эти силы вторглись в них извне.

В работе «Символы трансформации» К.Г.Юнг «божественная фигура прежде всего – психический образ, тот или иной комплекс архетипических идей, вера в который сравнима с метафизической сущностью». Этот «комплекс архетипических идей» обладает определенной функциональной автономией и утверждает себя в качестве психически существующего. К.Г.Юнг отмечает, что во всех так называемых метафизических проблемах мы обнаруживаем, что имеем дело исключительно с существованием психическим. Научный подход, с его точки зрения, развенчивает метафизику и указывает на субъективность религиозного переживания.

Однако данная субъективность метафизического опыта, как резонно отмечает К.Г.Юнг, необходимо должна привести к изолированности человека от остального многообразия личностей. При этом научный подход превращает «божественную фигуру», вера в которую строится как вера в бытие верховной неопределенности, - в переменное и едва определимое качество. Наука предлагает вместо определенности веры – только неопределенность человеческого знания. Сознательный разум обнаруживает себя изолированным в мире психических факторов, большинство которых проистекают из бессознательного и, в связи с чем, они не контролируются сознательным разумом. К.Г.Юнг делает вывод, в той степени, в какой научный подход развенчивает метафизику, он погружает человека прямо в саму неопределенность, обусловленную вариантностью его психического опыта. Таким образом, наука, подчеркивая субъективность и индивидуальную неповторимость религиозного переживания, демонстрирует открытую угрозу сплоченности и единообразия религиозных постулатов, в том числе и идее христианского братства, как условия спасения души (К.Г.Юнг, Символы трансформации, с. 127-131).

Религия, как писал К.Г.Юнг в своей работе «Психология и религия» - «это отношение к высшим и сильнейшим по воздействию ценностям, будь они позитивными или негативными. Отношение к ним может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. вы можете сознательно принять ту ценность, которой вы уже одержимы бессознательно. Наделенный в вашей системе наибольшей силой фактор - это и есть Бог, поскольку Богом всегда называется превосходящий все остальные психологический фактор. Стоит ему перестать быть таковым, и он делается просто именем. Мертва его сущность, ушла его сила» (К.Г.Юнг, с.35).

Предположение К.Г.Юнга, что источником религиозных переживаний и идей находятся в психике человека, спровоцировали обвинения против него в психологизме, агностицизм и даже атеизме. Он ответил, что он как психолог может сказать ничего больше о Боге, чем дается в самой психике; психология изучает только следы религиозного переживания в психике, а не саму религию.

При этом К.Г.Юнг настаивал на том, что религия является функциональной производной психики. В своей работе «Психология и алхимия» он писал, что задача психолога состоит в оказании помощи людям действительно увидеть и восстановить внутреннее видение, которое зависит от установления связи между психикой и священными изображениями. Вместо нападения на религию, психология предусматривает возможные подходы к лучшему пониманию этих вещей, она открывает людям глаза на реальное значение догмы, а не уничтожает их (Раздел «Введение в религиозные и психологические проблемы алхимии»).

Психология, неограниченная по вероисповеданию, по мнению К.Г.Юнга, может помочь неразвитому уму оценить масштабы парадоксов веры. Действительно, путем только логических противоречий невозможно понять парадоксы веры, однако мы можем надеяться, согласно К.Г.Юнгу, приблизиться к пониманию всей совокупности жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение веры и религии для человека | Теория К.Г.Юнга и гностицизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.