Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конец XV – нач. XVI вв




ГОСУДАРСТВА XV – XVII вв.

ТЕМА: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО

ЛЕКЦИЯ 9

Первое упоминание о Москве относится к 1147 г. – она была окраинной крепостью Владимирского княжества. Площадь Москвы была около 1 га – Боровицкий холм у впадения р.Неглинной в Москва – реку. Москва имела достаточно важное значение, так как находилась в месте, где пересекались речные и судоходные пути, шедшие с севера на юг (из Новгорода в Рязань) и с запада на восток (из Смоленска в Ростово-Суздальские земли).

В 1156 г. при Юрии Долгоруком площадь города была 10 га. В 1238 г – разорена татаро – монголами. В конце XIII в – Москва стала столицей небольшого удела. А с 20-х годов XIV в – стала резиденцией русских митрополитов. В 1326г. был построен каменный Успенский собор на месте деревянной кладбищенской церкви.

При Иване Калите (1325 – 1340 гг) – начинает складываться ансамбль соборной площади - церковь «под колоколы» (1329 г), собор Спаса на Бору (1330 г), собор Архангела Михаила (1333 г).

В 1340 г – новые дубовые стены по кромке Боровицкого холма и берегу р. Неглинной.

У Боровицких ворот на берегу Москва – реки возник торгово-ремесленный подол. В 1367 г. после пожара строится каменный кремль. В центре кремля в XV в. был построен каменный Благовещенский собор, который расписывали Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев. В XV в. сложилась радиальная структура плана Москвы. Вдоль радиально расходившихся дорог (на Смоленск, на Волоколамск, на Тверь, на Дмитров, на Ростов, на Владимир, на Рязань, на Калугу) стали формироваться слободы, что придавало плану Москвы звёздообразную форму. На подступах к Москве постепенно возникла целая цепь монастырей – сторожей.

 

Характерные черты древнерусского градостроительства:

Для строительства городов выбирались места, выгодные в торговом отношении и наиболее безопасные. Уделялось внимание эстетическим достоинствам местности (на слиянии рек, на возвышенных местах).

В целом традиции размещения русских городов восходили к патриархально – общинной эпохе. Древнерусские города обносились земляными валами и деревянными (реже – каменными) стенами, которые закрывали застройку города. Над валами и стенами возвышались лишь главы соборов. Ядром древнерусского города был детинец, иначе кром или кремль, где помещался кафедральный собор, епископский двор, главная вечевая площадь, дворы знати, монастыри.

Князья не всегда жили в детинцах, иногда в загородных резиденциях. Торгово-ремесленное население сосредотачивалось на посадах, которые обносились стенами и назывались «предградьями» или «подолами».

Дворы горожан обносились тыном или частоколом и включали жилые избы, хоз. постройки, во дворе – огород, сад.

Социальное деление горожан находило выражение в облике их усадеб. Жилые дома располагались в срединной части усадьбы, на улицу выходили второстепенные постройки и заборы.

Городские улицы и площади не осмысливались, как архитектурно – пространственная основа композиции города. Поэтому они были нерегулярны, обладали живописной трассировкой, обусловливавшейся рельефом местности и конфигурацией дворовых участков. Главные узлы образовывались возле городских ворот, соборных и торговых площадей.

В основе архитектурно – художественной структуры и композиции лежали принципы иерархии и подобия.

Перепады рельефа образовывали своего рода иерархию ступеней природного подиума в основании городского ансамбля (активное участие ландшафта в композиции города). Неповторимое своеобразие ландшафта в каждом конкретном случае обусловливало объемно-пространственное построение городского ансамбля.

Главным творческим методом зодчих той эпохи – «по образцу» или «по подобию». Выбор образца и характер его воспроизведения определялись, главным образом, требованиями иерархии: второстепенные постройки подражали главным.

Созданию единства ансамбля города служило чередование подобных, но разномасштабных архитектурных форм, которые в совокупности составляли отдельные архитектурные формы, переплетённые одна с другой.

Характерную особенность древнерусского города составляла сложная многоплановость его структуры и силуэта.

Содержательная сторона архитектурного ансамбля, идейные и сюжетно – символические основы его построения имели особенно большое значение. Ансамбль представлял собой иерархию не только архитектурных объёмов, но и художественных образов зданий.

Основываясь на принципах иерархии и подобия, ансамбли города обладали гибкой и «динамической» композицией. Они могли свободно развиваться, не теряя архитектурно – художественного единства.

В конце XV в. развернулись грандиозные по размаху работы по перестройке Московского Кремля.

В 1475 г. в Москву по приглашению Ивана III прибыли итальянские мастера: Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марк Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Алевиз, в нач. XVI в - Бон Фрязин, Алевиз Новый.

В 1475 – 1479 гг. Аристотелем Фиорованти был заново построен Успенский собор.

В 1485 г – перестройка стен Кремля, который стал мощной крепостью. Ворота усилены отводными стрельницами. С трёх сторон Кремль окружён водой: с юга - Москва – река, с северо-запада - р. Неглинная, с востока – 35 – м ров с водой. Через рвы перекинуты мосты.

В 1493 г - расчищена от застройки полоса в 110 саженей-полоса имела не только стратегическое значение, но и художественное. Напротив Кремля на противоположном берегу Москва – реки разбит государев сад. Регулярность проявилась в прямолинейности отдельных отрезков стен и в систематичности расстановки башен. С каждой из своих трёх сторон Кремль имел первоначально по трое ворот, а всего по семь башен.

В конце XV в под руководством итальянских мастеров Марка Фрязина, Пьетро Антонио Солярии, Алевиза и др. начались работы по строительству нового дворца и каменных палат. В 80-е годы XV в - строится Грановитая палата – с парадным залом для торжественных приёмов. Благовещенский собор – в качестве домовой церкви великих князей. Между ними - Средняя Золотая палата (вход с террасы подклетного этажа). У западного входа в Успенский собор – церковь Ризоположения – домовая церковь митрополита.

В 1505 – 1508 гг – перестройка Архангельского собора и церкви Ивана Лествичника. Архангельский собор – усыпальница московских великих князей, арх. Алевиз Новый.

Идею централизации Русского государства выражала церковь «под колоколы» Ивана Лествичника. Она размещалась в центре Кремля на оси основных кремлёвских улиц. Кремлёвские церкви образовали стройную иерархическую систему: главный – Успенский собор, затем – Архангельский, на 3-м месте по значению – Благовещенский собор, а также соборы Спаса на Бору и Чуда Михаила Архангела, на 4-м месте – церкви Рождества на сенях, Иоанна Предтечи, на 5-м - церковь Ризоположения.

Постепенное наращивание величин храмов дополнялось разномасштабностью подобных по формам церковных глав, которые в совокупности создавали глубоко самобытный силуэт всего ансамбля.

В центральном ансамбле Кремля – соборной площади – появились элементы рационализма, свойственные эпохе Возрождения. Соборная площадь обрела замкнутый характер с пристройкой к «столпу» Ивана Лествичника церкви – звонницы Воскресения (30-е годы XVI в, арх. Петрок Малый).

Перестройка Московского Кремля оказала сильное влияние на всю архитектурную и градостроительную практику XVI в. Так же, как в Московском Кремле, крепостные стены в других городах делали прямолинейными на отдельных участках, снабжали амбразурами, увенчивали зубцами. По их верху по всему периметру крепости устраивали крытую тёсом боевую галерею. С внутренней стороны стены расчленяли рядами арочных ниш. Крепостные башни стали сильно выдвигать за линию стен для увеличения угла обстрела.

В 1485 – 1490 гг. – перестраивается Новгородский детинец, а затем – строились кирпичные кремлёвские стены в Н.Новгороде (1500 – 1512 г)., Туле (1514 – 1521), Коломне (1525 – 1531 г), Зарайске (1531 г).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.