Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половины XIX – нач. XX вв

Градостроительство России второй

ЛЕКЦИЯ 12

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УСТАВ

 

В основу строительного устава положена программа курса строительного искусства, разработанная профессором М.С.Волковым (1802 – 1878 г).

Представление о городе, как об организме, функционирующем в определённой окружающей среде.

Основные принципы, лежащие в основе русской градостроительной науки:

1) принцип всеобщности и полноты охвата явлений,

2) принцип единства архитектурных и градостроительных задач,

3) принцип единства решения инженерно – технических и художественных проблем.

Волков опередил английскую идею городов – садов.

 

 

- падение крепостного права

- промышленный подъём во всех отраслях, особенно в тяжёлой индустрии, угольной и металлургической (возникновение промышленных районов).

- строительство железных дорог, вдоль которых строились населённые пункты (Новосибирск) ранее Новониколаевск возник на пересечении ж/д и реки Обь.

- развивалось морское и речное пароходство (рост и возникновение приречных городов)

- развитие торговли. Создание кредитной системы – акционерные коммерческие банки.

- увеличилась численность населения

- присоединились территории Средней Азии

- изменение социальной структуры общества (купеческие клубы)

«отвлечение крестьян к промышленности»

- крупные промышленные города росли значительно быстрее, чем все остальные города

- распределение городов по территории России было неравномерным.

- новый тип города: фабрично-заводской город (Иваново-Вознесенск), (русский Манчестер).

Фабрично-заводские сёла (Орехово-Зуево)

с. Богородское Владимирской губернии

с. Катунки Нижегородской губернии

с. Сормово

с. Гусь Хрустальный Владимирской губернии

с. Реутов, Пушкино и другие под Москвой

с. Юзовка (Донецк)

Характерным было ослабление планированных предписаний со стороны правительства и предоставление большей свободы частным застройщикам.

Общие правила ограничивались противопожарными и санитарно-гигиеническими предписаниями.

 

Строительный устав требовал:

Ширину новых улиц не менее 10 саженей,

Высота частных домов не превышала ширину улиц и переулков.

Внутренние дворы - не менее 5-6 кв.саженей.

Строительство городов в этот период имело стихийный характер. Основную массу построек составляло частное жилищное и промышленное строительство.

 

Основным законом стали представители торговой и промышленной буржуазии, а также владельцы городских земель. Изменилась роль архитекторов, превратившихся в исполнителей частных заказов, часто ограничивавшихся одними проектами зданий, строительством ведали подрядчики.

Плотность застройки резко повысилась. На месте жилых дворянских усадеб с обширными садами и дворами строились 4-6 этажные многоквартирные доходные дома. В нижних этажах – лавки, склады, мастерские, магазины, сдававшиеся в наём. Смыкаясь друг с другом, доходные дома образовывали сплошной фасадный фронт, вдоль «красной линии». Стремление разнообразить архитектуру доходных домов проявилось в эклектике. Эклектические сооружения образовали фоновую застройку, отдельное здание уже перестало играть решающую роль.

Пространственная структура улиц обобщилась. Исчезли прежние композиционные акценты, которые в эпоху классицизма создавались курдонерами жилых усадеб, портиками дворцов. Улица превратилась в коридор, прерываемый перекрёстками. Банки, пассажи, гостиницы, больницы, богадельни, земские школы, училища по внешнему облику были близки к доходным домам.

Новый архитектурный стиль, получивший название «Византийский», проявился в зданиях вокзалов, городских театров, музеев, городской думы, церковном зодчестве.

На смену «Византийскому стилю» пришёл так называемый «русский стиль» (1870-1880г.г.) Архитектор Л.В. Даль - собор Александра Невского на Нижегородской Ярмарке (1883г.).

Его облик ассоциировался с шатровыми русскими храмами XVII века.

В 1890 г. на Нижегородской Ярмарке было построено здание главного ярмарочного дома (архитекторы А.И.фон Гоген, Т.А. Тромбицкий и К.В. Трейман) в русском стиле на средства Нижегородского купечества.

Во второй половине XIX века центральные улицы городов мостились булыжником, а тротуары – каменными плитами. В малых городах – тротуары деревянные.

Озеленение: В Киеве расчищен старый регулярный парк вокруг Мариинского (Царского) дворца. В Риге – полукольцевой бульвар с системой прудов на месте старых укреплений.

Освещение: Керасиновое освещение, в 1870 г. – стало вводиться газовое освещение, в конце 1870 г. – появились электрические фонари в Петербурге, в 1880г. – электрические фонари в Москве, в нач. 1890г. - в Киеве.

Водопровод: до 1861 г. водопровод существовал только в нескольких городах – Москве, Саратове, Вильно (сегодня Вильнюс), Торжке и Ставрополе, в 1860г. – построили в Петербурге и в семи губернских городах – Ярославле, Твери, Владимире, Костроме, Воронеже и др., в 1890г. – в Нижнем Новгороде, Туле, Кишинёве.

Транспорт:

Рост населения больших городов коренным образом изменил транспортные потребности.

Наиболее усовершенствованный вид городского транспорта - конные ж/д (первая городская «конка» - в 1860 г. в Санкт- Петербурге, 1870 г. – Москва, Одесса). В 1890г. появились трамваи: первый трамвай в России пошел в Киеве в 1892 г., второй в Казани, третий в Н.Новгороде, в конце 1890г. в Москве проведена первая трамвайная линия.

В Петербурге трамвай появился лишь в нач. XX века.

Ж/д – способствует развитию промышленности. Быстрый рост городов, расположенных на железнодорожных узлах, и экономический упадок городов, оставшихся в стороне от ж/д.

Водный – развитие пароходства; вдоль берегов - причалы, склады.

Развитие железнодорожного и водного транспорта способствовало экономическому подъёму городов, росту в них промышленных предприятий, новому строительству. В структуре города появился новый планировочный элемент – привокзальная площадь. Улица соединявшая вокзал с центром города становилась главной магистралью города, на ней возникали богатые магазины, гостиницы.

Имелись случаи размещения вокзала на труднодостижимы территориях для жителей города. Например, вокзал в Нижнем Новгороде. Железная дорога Москва-Нижний Новгород оканчивалась тупиковым вокзалом на низком берегу, вблизи от ярмарки Сормовского паровозостроительного завода. Связь города, расположенного на высоком берегу, с ж/д вокзалом осуществлялась летом через наплавной мост через Оку, зимой – по льду, а осенью и весной связь прерывалась.

Существенным градообразующим фактором была промышленность. Выбор места для завода определялся тремя условиями:

- близостью транспортных путей (железнодорожных и водных для транспортирования)

- наличием воды (для промышленных изделий)

- низкой стоимостью земельных участков.

Строительство фабрик и заводов без учёта многочисленных факторов (выше города по течению реки, без учета направления ветров), планов городов – приводило к ухудшению санитарного состояния городов. Строительство стихийных жилых районов вокруг железных дорог и промышленных предприятий для рабочих (из бараков - 1-2 этажных деревянных домов), часто землянок.

 

Условия труда и жизни рабочего класса:

Грязные и темные помещения фабрик, несоблюдение правил техники безопасности – постоянная угроза жизни и здоровью, рабочий день – по 12-13 ч в сутки, большое число работающих детей. Антисанитарные условия жизни: удушливый дым и гарь с завода, запахи разлагающихся нечистот на улицах, грязные и тесные жилища: «балаганы» - для мелких служащих и квалифицированных рабочих, «каюты» - для рабочих. Казармы - особые жилые помещения для рабочих с общими спальнями, при сменной работе спальные места служили двойному «комплекту» рабочих.

В центрах городов пространственная система улиц и площадей начинала входить в конфликт с новой функциональной и социальной структурой.

Т.о. наиболее характерной чертой Русского градостроительства конца 19 века была стихийность градостроительных процессов. Исключение составляли лишь новые города на окраинах государства.

Градостроительная деятельность пореформенной России была направлена по двум руслам: благоустройство и реконструкция старых городов и строительство новых.

Регулирующая роль генеральных планов была ничтожной. Возникло понятие «городская среда» (сплав архитектуры и жизненных процессов). Повышение интереса к русской истории и народному творчеству породило мозаичный, эклектический «русский стиль». Пестрота фасадов и декора крупнейших общественных, торговых и культурных зданий (рынки, пассажи, городские думы, музеи, театры) сочеталась с новыми инженерно-техническими сооружениями, которые создавали контраст традиционных и новаторских черт в городской застройке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпроектные исследования | Российское градостроительство начала XX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.