Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Национальный проект «образование». Проблемы его реализации в период до 2020 г

 

Состояние российской образовательной системы пока весьма далеко от идеального, а по показателю образованности населения Россия по-прежнему отстает от европейского уровня. Для того чтобы преодолеть отставание, руководство страны приняло к реализации наряду с тремя другими приоритетными проектами национальный проект «Образование», стартовавший 5 сентября 2005 г. Этот проект призван ускорить модернизацию российского образования, в результате которой качество образования станет адекватным запросам общества и социально-экономическим условиям. В проект заложены два основных механизма стимулирования системных изменений: 1) выявление и поддержка вузов-лидеров; 2) массовое внедрение в практику новых методов и механизмов управления знаниями.

Среди основных направлений национального проекта «Образование» следует отметить поддержку на конкурсной основе учебных заведений, внедряющих инновационные программы, поощрение талантливых молодых людей к реализации инновационного потенциала и изменения в системе оплаты труда преподавателей. На модернизацию материально-технической базы системы образования, внедрение новых программ и обучающих технологий и в целом на повышение качества профессионального образования направлены предусмотренные проектом государственная поддержка инновационных программ вузов и других учреждений профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов. На формирование российской системы подготовки управленческих кадров высокого класса в соответствии с требованиями современной экономики рассчитано открытие новых бизнес-школ. В части, называемой интернетизацией образования, проект (наряду с повсеместным выравниванием обеспеченности образовательных учреждений современной техникой) предусматривает разработку электронных образовательных ресурсов нового поколения, что принципиально изменит результаты образовательного процесса, расширит круг индивидуальных образовательных программ.

Предусмотренная национальным проектом государственная поддержка рассчитанных на два года вузовских инновационных программ осуществляется на основе проведения открытых творческих конкурсов. Вузы-победители могут получить из государственного бюджета до 1 млрд руб. Поддержка эта непрерывно увеличивается. Так, в 2006 г. федеральным бюджетом на эти цели было предусмотрено 5 млрд руб., в 2007 г. — 15 млрд, а в 2008 г. — 20 млрд руб. Для того чтобы участвовать в конкурсе, вузовские инновационные программы должны содержать новизну или качественное усовершенствование, предусматривать применение новых информационных образовательных технологий мирового уровня, представлять собой продукт интеграции образования, науки и инновационной деятельности, формировать у выпускников вузов высокую профессиональную компетенцию.

На первом конкурсе весной 2006 г. победителями оказались 17 инновационных программ, представленных техническими и экономическими университетами, медицинскими и сельскохозяйственными вузами. Вторым конкурсом в декабре того же года были определены уже 40 инновационных образовательных программ, которые получили поддержку федерального бюджета. Предоставляемая по итогам конкурса финансовая поддержка является целевой и направляется на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию учебной базы, повышение квалификации вузовского персонала. Так, в 2006 г. существенно модернизированы более 300 лабораторий во всех 17 вузах-победителях первого конкурса, около 2000 преподавателей повысили квалификацию. Некоторыми вузами было закуплено уникальное оборудование, в частности, Томским государственным университетом — суперкомпьютер, Московской медицинской академией — оборудование для виртуальной лаборатории клинической практики, Московским институтом электронной техники — многофункциональный технологический комплекс «Нано-5» и др.

При работе над инновационными образовательными программами ведущие российские вузы используют собственный опыт и научно-образовательный потенциал, возможности сотрудничающих с ними оте­чественных и зарубежных исследовательских учреждений, а также партнерские отношения с бизнесом и работодателями, учитывая при этом потребности развития перспективных направлений развития науки и техники. Они включают в учебный процесс и принципиально новые инновационные программы, ориентированные на «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации», утвержденные Президентом России. Предполагается, что в ближайшие годы образовательная система России будет строиться на самых современных знаниях и технологиях. Перед ней поставлена задача перехода к обучению по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Закон о таких стандартах уже принят, и начата их конкретная разработка.

Отметим, что если раньше система образовательных стандартов была весьма жесткой, то теперь соотношение базового и вариативного стандартов стало «мягче» — 70: 30. Но главное заключается в том, что упор делается не на содержание учебного курса, а на уровень знаний выпускника учебного заведения, т.е. основные требования предъявляются не к процессу, а к результату — тому, что должен знать и уметь дипломированный специалист. Образовательные стандарты создаются специалистами ведущих вузов страны с участием разных категорий работодателей, весьма заинтересованных в разработке стандартов. В частности, активное участие в этой работе приняли представители предприятий энергетики, авиационной и оборонной отраслей промышленности, некоторых отраслей сферы услуг и др. Более того, предполагается, что бизнес не ограничится участием в подготовке стандартов, а будет конролировать их применение в вузах.

Еще одним направлением совершенствования российской образовательной системы является дальнейшая интеграция образования и науки, призванная обеспечить научные исследования кадрами, а также улучшить систему образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники. В рамках этого направления появятся новые и будут расширены имеющиеся возможности для НИИ в плане сотрудничества и координации деятельности с вузами; вузы и НИИ смогут беспрепятственно создавать ассоциации и союзы. Кроме того, НИИ смогут предоставлять вузам в пользование движимое и недвижимое имущество на правах собственности или оперативного управления. В рамках этого направления Государственная Дума РФ в декабре 2007 г. внесла ряд поправок в законодательные акты Российской Федерации. В частности, в целях интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки предусматриваются такие формы, как проведение вузами научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов и иных источников финансирования, взаимное «встречное» привлечение вузами и научными организациями сотрудников для исследований и преподавания на договорной основе, осуществление вузами и НИИ совместных научно-образовательных проектов и других совместных мероприятий, реализация исследовательскими институтами образовательных программ послевузовского профессионального образования. Кроме того, на базе отдельных НИИ вузы будут создавать свои кафедры, осуществляющие образовательный процесс. НИИ, со своей стороны, организуют лаборатории для проведения научных исследований вузовскими специалистами.

Среди основных приоритетов развития образования на ближайшие годы (кроме реформы среднего образования, обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения качества образования) особо выделяется переход к непрерывному профессиональному образованию. Первые попытки реализации подобной идеи имели место еще в средневековой Европе в рамках «цеховых школ», а основателем современных воззрений на непрерывное образование признан чешский педагог-гуманист и общественный деятель XVII века Ян Амос Коменский. Перейти к непрерывному профессиональному образованию пытались и в СССР. В начале 1960-х годов даже стали появляться новые формы образовательных учреждений, в частности для образования взрослых и повышения профессиональной квалификации. Однако к концу 1960-х годов от них постепенно отказались, причем именно в то время, когда ЮНЕСКО, впервые употребившая термин «непрерывное образование», признала его основным принципом, «руководящей конструкцией» для дальнейшего повсеместного развития образовательных систем.

В настоящее время концепция непрерывного образования, которое человек получает в течение всей жизни (включая дошкольное, начальное, среднее, высшее, академическое, дополнительное и пр.), реализуется во всех развитых странах. Теперь эта концепция, активно поддерживаемая государством, будет осуществляться и в России. Внедрение системы непрерывного образования может привести к принципиальной перестройке, поскольку предусматривается переход от системы управления вузами к системе управления отдельными учебными программами, введением так называемой кредитно-модульной системы, суть которой заключается в следующем. Поскольку студенты сами будут выбирать, какие предметы они будут изучать, уйдут в прошлое единые учебные планы. Учащиеся сами будут набирать зачетные единицы (кредиты) и части образовательных программ (модули), причем это можно будет делать в нескольких вузах одновременно. После прохождения каждого такого курса студенты получат подтверждение в виде сертификатов, выдаваемых центрами оценки качества образования по итогам соответствующих проверок.

Конечно, такая перестройка — дело будущего, поскольку она требует серьезной подготовительной работы и значительных денежных средств. Поэтому реформа, скорее всего, начнется с развития системы дополнительного образования. В какой-то мере это вынужденная мера, и продиктована она существенным отрывом подготовки специалистов от конкретных нужд народного хозяйства (по разным оценкам, в настоящее время от 20 до 50% выпускников вузов работают не по специальности). Проблема дисбаланса между структурой образования и структурой трудовых ресурсов (в частности, перепроизводство юристов и экономистов при остром и углубляющемся дефиците инженеров) стала предметом серьезной озабоченности Правительства РФ, посвятившего этой проблеме специальное заседание 10 апреля 2008 г. Учитывая актуальность и серьезность вопроса, по-видимому, в России будут узаконены сертификаты о прохождении дополнительного образования солидных фирм, ценящиеся у предпринимателей наравне с дипломами вузов, а также распространится практика дополнительного обучения в других учреждениях.

Такие учреждения уже появляются. В качестве примера можно привести недавно созданный в Санкт-Петербурге Центр дистанционного образования «Элитариум», реализующий концепцию непрерывного дистанционного образования — профессионального сопровождения карьеры. Концепция непрерывного образования, как она определена на интернет-сайте «Элитариум», — это современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте. Концепция предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается обогащение творческого потенциала личности.

Для достижения рассмотренных выше целей в области национального образования Россия постоянно увеличивает государственные расходы на развитие образования. Так, если в 2004 г. из федерального бюджета на подготовку одного студента выделялась 21 тыс. руб., то в 2008 г. — уже 78 тыс. руб. Однако современная политика государства в этой области отличается тем, что данный рост будет сопровождаться изменением принципа распределения средств, которое теперь будет осуществляться по схеме нормативно-подушевого финансирования. Суть новой схемы заключается в том, что, с одной стороны, размеры государственного обеспечения вузов будут напрямую зависеть от численности обучающихся в них студентов, а с другой — дополнительные средства из государственного бюджета вузы будут получать на конкурсной основе. Дифференцированный подход будет осуществляться государством и в отраслевом разрезе: существенно сократится прием на бюджетные места в педагогические, экономические и юридические вузы, тогда как обратная картина будет наблюдаться в технических вузах. Это объясняется тем, что в настоящее время в стране переизбыток гуманитариев, тогда как промышленность испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, владеющих современными технологиями.

Некоторые российские вузы (технические, медицинские и военные) продолжают отстаивать свое право выпускать дипломированных специалистов по традиционной схеме, несмотря на принятый 24 октября 2007 г. Закон о переходе на двухуровневую систему образования. В соответствии с ним Россия присоединилась к так называемому Болонскому процессу, одним из основных условий которого является переход к двухуровневой системе обучения по схеме: «бакалавр» (3–4 года обучения) и «магистр» (еще 2 года). Особенность обучения в соответствии с Болонской декларацией заключается в том, что любой студент может получить образование в любом европейском вузе, где за прослушанный курс ему будут выставлены баллы. Набрав определенное количество баллов за 3–4 года обучения, он сможет претендовать на получение звания бакалавра и стать квалифицированным, но рядовым сотрудником. Чтобы дальше подниматься по служебной лестнице, ему придется продолжить подготовку в вузе (заняться научно-исследовательской и аналитической деятельностью) и получить звание магистра.

В силу изложенных выше причин в России пока самые низкие показатели вовлеченности студентов в программы двухуровневой модели высшего образования, что вызывает озабоченность Правительства РФ, выдающего разрешения профильным вузам на сохранение традиционной схемы. Перечень таких вузов будет сокращаться, поскольку сохранение прежней ситуации негативно влияет на положение страны на глобальном рынке знаний (у России весьма низок показатель международной студенческой мобильности) и, следовательно, на ее конкурентоспособность.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Концепция развития высшей школы при переходе к рыночной экономике. Преобразования в сфере образования России. Переход к двухуровневой системе обучения в вузах | Стратегии международного маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.