Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: « Экологическое и гигиеническое значение воды»




Цели:

Образовательная:

Сформировать представление об экологическом и гигиеническом значении воды для человека.

 

Студент должен знать:

-физические свойства воды

-химический состав

-роль воды в жизни человека

-водные эпидемии

-водоснабжение и охрана его

-требования к питьевой воде.

 

Студент должен уметь:

-выявлять причины водных инфекций

-обучать население методам профилактики.

-определять остаточный хлор

-осуществлять контроль за эксплуатацией колодцев.

 

Развивающая:

Развивать потребность решать экологические вопросы в пределах компетенции

Среднего медицинского работника.

 

Методы:

Проблемно-поисковый с применением эврестической беседы.

 

Методическая:

Совершенствовать педагогическое мастерство.

 

Воспитательная:

Содействовать формированию убеждения в необходимости в доведении полученных знаний по дисциплине «Гигиена и экология человека» до населения.

 

Форма организации учебного процесса: Групповая.

 

3семестр, 2 год обучения.

 

Межпредметные связи:

 

СД при инфекционных болезнях, тема «Водные инфекции».

Биология, тема «гигиена воды».

 

Внутрипредметные связи:

 

Гигиена и экология человека, тема «Предмет и содержание гигиены и экологии человека».

 

Список литературы для преподавателя:

 

Основная:

-Матвеев Н.А. Гигиена и экология человека», 2005г

-Румянцева Г.И. «Гигиена»,2000г

 

Дополнительная литература:

-Обум Ю. «Экология», 1986г.

-Алексеев С.В. «Экология человека», 2001г

 

 

ПЛАН.

 

1.Санитарно-гигиеническое, физиологическое, хозяйственное

значение воды.

2.Значение минерального состава воды.

3.Эпидемиологическое значение волы.

4.Характеристика и охрана водоисточников и систем водоснабжения.

5.Загрязнения водных ресурсов.

6.Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

7.Методы улучшения качества питьевой воды.

 

 

Вода является объектом окружающей среды, она необходима для жизни человека,

Растений и животных. Без пищи человек может прожить более месяца, а без воды – лишь несколько дней.

 

Физиологическое значение воды в том, что она входит в состав всех биологических тканей организма человека (60-70% массы тела). Вода универсальный растворитель. Она является основой кислотно-щелочного равновесия, участвует во всех химических реакциях организма, составляет основу крови, секретов, экскретов организма. Вода транспортирует в организм макро- и микроэлементы, питательные вещества, с потом, слюной, калом выводит шлаки и токсические вещества, участвует в терморегуляции организма.

 

Гигиеническое значение воды.

Ее качество является ведущим показателем санитарного благополучия населения. Доброкачественная вода необходима для поддержания чистоты тела, жилища, мытья посуды, приготовления пищи, стирки белья, поливки улиц и зеленых насаждений, закаливания организма.

Средний расход воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд без учета промышленного потребления равен 272л на одного жителя России в сутки.

 

Народнохозяйственное значение воды состоит в том, что она является ценным тех-

нологическим сырьем. Для выращивания 1т пшеницы требуется 1500 куб м воды и т.п.

Психогигиеническое и оздоровительное значение воды состоит в купании, закаливании, занятий спортом, необходимы физиотерапевтические водные процедуры, питье минеральных вод. Вода имеет эстетическое значение, т.к. воздей-

ствует на эмоциональное состояние человека.

Эпидемиологическое значение воды связано с тем, что через нее могут передаваться многие заболевания. Водный путь передачи характерен для многих инфекционных заболеваний: холеры, брюшного тифа, паратифов, амебной и бактериальной дизентерии, амебиоза, энтеровирусных заболеваний, инфекционных гепатитов А и Е, лептоспироза, лямблиоза, гельминтозов, аденовирусных инфекций.

Водный путь имеет важное значение в передачи антропозоонозных заболеваний – лептоспирозы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза и др.

Водным путем передаются и вирусные заболевания – инф. Гепатит А, полиомиелит и др.

 

Для распространения инфекционных заболеваний через воду необходимо одновременно наличие трех условий:

-возбудитель должен попасть в воду источника водоснабжения.

-патогенные м/о должны сохранять жизнеспособность в воде в течении длительного времени.

-возбудитель должен попасть в организм человека с питьевой водой.

 

Минеральный состав воды может способствовать развитию неинфекционных заболеваний – нарушение вводно-солевого обмена, диспепсических явлений…

Доброкачественная вода не имеет запаха (землистый, болотистый, рыбный, цветочный…) и запахи, связанные с загрязнением водоема сточными водами.

Питьевая вода должна иметь приятный освежающий вкус без посторонних привкусов (сладкий, горький, кислый, соленый).

Привкус воды зависит от повышенных концентраций минеральных солей:

-соли железа – чернильный привкус

-тяжелые металлы – вяжущий привкус

-хлориды – соленый

-сульфаты – горький

От минерального состава вода может приобретать определенный цвет:

-болотистые – желтоватый оттенок

- примесь глины – молочный оттенок

-примесь солей железа – зеленоватый

Вода с повышенной минерализацией отрицательно влияет на секрецию желудка, вызывает отеки, хуже утоляет жажду.

 

Высокое содержание хлоридов приводит к заболеваниям пищеварительной системы, уменьшению диуреза, повышению артериального давления.

 

Высокое содержание сульфатов приводит к диспепсическим явлениям, диарее…

 

Суммарное содержание бикарбонатов, сульфатов, хлоридов, кальция, магния определяет жесткость воды. Жесткая вода малопригодна для стирки и мытья, в ней плохо развариваются мясо, овощи, бобовые. Употребление жесткой воды приводит к развитию мочекаменной болезни.

 

Высокое содержание нитратов вызывает у детей токсический цианоз (метгемо-

глобинемию), обладают мутагенным и эмбриотоксическим эффектом.

 

Повышенное содержание фтора – поражает эмаль зубов – флюороз (пятнистость эмали), недостаток фтора вызывает кариес зубов.

 

Пониженное содержание йода вызывает – эндемический зоб

Хроническое отравление мышьяком – массовые заболевания (копытная болезнь).

 

В связи с этим необходимо гигиеническое нормирование или стандартизация состава и свойств питьевой воды, обработки источников водоснабжения.

 

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

 

В Российской Федерации с 2002г действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - САНПИН 2.1.4. 1076 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», которые учитывают современное санитарно-эпидемиологическое состояние окружающей среды и обеспечивают высокие требования к качеству питьевой воды и контролю за ним.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиоцион-

ном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, в точках водоразбора.

Нормативы обобщенных показателей безопасности питьевой воды:

-общая минерализация - менее 1000мг/л

-общая жесткость - менее7,0мг/л

-нефтепродукты – менее0,1мг/л

 

Органолептические свойства воды должны соответствовать нормативам:

-запах – не более 2 баллов

 

-привкус – не более 2 баллов

-цветность – 20 градусов

-мутность – 2,6 единицы мутности

не допускается присутствие в питьевой воде водных организмов и поверхностной пленки.

Общая радиоактивность – не более 1,0 к/л.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.