КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: « Экологическое и гигиеническое значение воды»Цели: Образовательная: Сформировать представление об экологическом и гигиеническом значении воды для человека.
Студент должен знать: -физические свойства воды -химический состав -роль воды в жизни человека -водные эпидемии -водоснабжение и охрана его -требования к питьевой воде.
Студент должен уметь: -выявлять причины водных инфекций -обучать население методам профилактики. -определять остаточный хлор -осуществлять контроль за эксплуатацией колодцев.
Развивающая: Развивать потребность решать экологические вопросы в пределах компетенции Среднего медицинского работника.
Методы: Проблемно-поисковый с применением эврестической беседы.
Методическая: Совершенствовать педагогическое мастерство.
Воспитательная: Содействовать формированию убеждения в необходимости в доведении полученных знаний по дисциплине «Гигиена и экология человека» до населения.
Форма организации учебного процесса: Групповая.
3семестр, 2 год обучения.
Межпредметные связи:
СД при инфекционных болезнях, тема «Водные инфекции». Биология, тема «гигиена воды».
Внутрипредметные связи:
Гигиена и экология человека, тема «Предмет и содержание гигиены и экологии человека».
Список литературы для преподавателя:
Основная: -Матвеев Н.А. Гигиена и экология человека», 2005г -Румянцева Г.И. «Гигиена»,2000г
Дополнительная литература: -Обум Ю. «Экология», 1986г. -Алексеев С.В. «Экология человека», 2001г
ПЛАН.
1.Санитарно-гигиеническое, физиологическое, хозяйственное значение воды. 2.Значение минерального состава воды. 3.Эпидемиологическое значение волы. 4.Характеристика и охрана водоисточников и систем водоснабжения. 5.Загрязнения водных ресурсов. 6.Гигиенические требования к качеству питьевой воды. 7.Методы улучшения качества питьевой воды.
Вода является объектом окружающей среды, она необходима для жизни человека, Растений и животных. Без пищи человек может прожить более месяца, а без воды – лишь несколько дней.
Физиологическое значение воды в том, что она входит в состав всех биологических тканей организма человека (60-70% массы тела). Вода универсальный растворитель. Она является основой кислотно-щелочного равновесия, участвует во всех химических реакциях организма, составляет основу крови, секретов, экскретов организма. Вода транспортирует в организм макро- и микроэлементы, питательные вещества, с потом, слюной, калом выводит шлаки и токсические вещества, участвует в терморегуляции организма.
Гигиеническое значение воды. Ее качество является ведущим показателем санитарного благополучия населения. Доброкачественная вода необходима для поддержания чистоты тела, жилища, мытья посуды, приготовления пищи, стирки белья, поливки улиц и зеленых насаждений, закаливания организма. Средний расход воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд без учета промышленного потребления равен 272л на одного жителя России в сутки.
Народнохозяйственное значение воды состоит в том, что она является ценным тех- нологическим сырьем. Для выращивания 1т пшеницы требуется 1500 куб м воды и т.п. Психогигиеническое и оздоровительное значение воды состоит в купании, закаливании, занятий спортом, необходимы физиотерапевтические водные процедуры, питье минеральных вод. Вода имеет эстетическое значение, т.к. воздей- ствует на эмоциональное состояние человека. Эпидемиологическое значение воды связано с тем, что через нее могут передаваться многие заболевания. Водный путь передачи характерен для многих инфекционных заболеваний: холеры, брюшного тифа, паратифов, амебной и бактериальной дизентерии, амебиоза, энтеровирусных заболеваний, инфекционных гепатитов А и Е, лептоспироза, лямблиоза, гельминтозов, аденовирусных инфекций. Водный путь имеет важное значение в передачи антропозоонозных заболеваний – лептоспирозы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза и др. Водным путем передаются и вирусные заболевания – инф. Гепатит А, полиомиелит и др.
Для распространения инфекционных заболеваний через воду необходимо одновременно наличие трех условий: -возбудитель должен попасть в воду источника водоснабжения. -патогенные м/о должны сохранять жизнеспособность в воде в течении длительного времени. -возбудитель должен попасть в организм человека с питьевой водой.
Минеральный состав воды может способствовать развитию неинфекционных заболеваний – нарушение вводно-солевого обмена, диспепсических явлений… Доброкачественная вода не имеет запаха (землистый, болотистый, рыбный, цветочный…) и запахи, связанные с загрязнением водоема сточными водами. Питьевая вода должна иметь приятный освежающий вкус без посторонних привкусов (сладкий, горький, кислый, соленый). Привкус воды зависит от повышенных концентраций минеральных солей: -соли железа – чернильный привкус -тяжелые металлы – вяжущий привкус -хлориды – соленый -сульфаты – горький От минерального состава вода может приобретать определенный цвет: -болотистые – желтоватый оттенок - примесь глины – молочный оттенок -примесь солей железа – зеленоватый Вода с повышенной минерализацией отрицательно влияет на секрецию желудка, вызывает отеки, хуже утоляет жажду.
Высокое содержание хлоридов приводит к заболеваниям пищеварительной системы, уменьшению диуреза, повышению артериального давления.
Высокое содержание сульфатов приводит к диспепсическим явлениям, диарее…
Суммарное содержание бикарбонатов, сульфатов, хлоридов, кальция, магния определяет жесткость воды. Жесткая вода малопригодна для стирки и мытья, в ней плохо развариваются мясо, овощи, бобовые. Употребление жесткой воды приводит к развитию мочекаменной болезни.
Высокое содержание нитратов вызывает у детей токсический цианоз (метгемо- глобинемию), обладают мутагенным и эмбриотоксическим эффектом.
Повышенное содержание фтора – поражает эмаль зубов – флюороз (пятнистость эмали), недостаток фтора вызывает кариес зубов.
Пониженное содержание йода вызывает – эндемический зоб Хроническое отравление мышьяком – массовые заболевания (копытная болезнь).
В связи с этим необходимо гигиеническое нормирование или стандартизация состава и свойств питьевой воды, обработки источников водоснабжения.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.
В Российской Федерации с 2002г действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - САНПИН 2.1.4. 1076 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», которые учитывают современное санитарно-эпидемиологическое состояние окружающей среды и обеспечивают высокие требования к качеству питьевой воды и контролю за ним. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиоцион- ном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, в точках водоразбора. Нормативы обобщенных показателей безопасности питьевой воды: -общая минерализация - менее 1000мг/л -общая жесткость - менее7,0мг/л -нефтепродукты – менее0,1мг/л
Органолептические свойства воды должны соответствовать нормативам: -запах – не более 2 баллов
-привкус – не более 2 баллов -цветность – 20 градусов -мутность – 2,6 единицы мутности не допускается присутствие в питьевой воде водных организмов и поверхностной пленки. Общая радиоактивность – не более 1,0 к/л.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |