КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие системы и методов отбора в России
В России необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале 20 века, в связи с открытием первых вспомогательных школ и вспомогательных классов (1908-1910). Представляет интерес метод изучения детей, созданный русским невропатологом Г.И. Россолимо (1860-1928). Он создал такую систему тестов, с помощью которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов (воля, внимание, точность и прочность зрительного восприятия, ассоциативные процессы). Результат вычерчивался в виде графика – профиля, отсюда и название метода – «психологические профили». Полный вариант содержал 26 тестов, каждый из которых состоял из 10 заданий и продолжался 2 часа. Позднее этот метод был упрощен до 11 тестов по 10 заданий. По сравнению с методикой Бине-Симона – Россолимо сделал попытку качественно-количественного анализа результатов работы ребенка. Однако, метод имел ряд недостатков: 1) не исследовал словесно-логическое мышление детей, не давал понятия об их обучаемости; 2) по мнению Л.С. Выготского метод раскладывает личность на ряд простых функций и измеряет отдельно каждую из них, а это «все равно, что сравнивать километры и килограммы». Следует отметить, что используя тесты, большинство отечественных психологов не считали их единственным универсальным средством изучения детей. Так, например, работы П.Я. Трошина (1874-1938) помогают в решении вопросов дифференциальной психодиагностики. Он подчеркивает важность наблюдения за поведением детей в естественных условиях. Первым же кто создал методику целенаправленного наблюдения, был А.Ф. Лазурский (1874-1917). Большой его заслугой являлось то, что он изучал ребенка в деятельности, в естественных условиях путем объективного наблюдения, разработал так называемый естественный эксперимент, включающий в себя элементы целенаправленного наблюдения и специальные задания.
Лазурский создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроке, в которой указывались проявления, подлежащие наблюдению и их психологическое значение. Им также разработаны планы экспериментальных уроков, выявляющие качества личности. Необходимо отметить, что метод Лазурского имеет недостатки: он понимал деятельность ребенка как проявление врожденных свойств и предлагал выявлять эти свойства, чтобы уже в соответствии с ними строить педагогический процесс. Особая роль в разработке научных основ дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934), который отстаивал динамический подход к изучению детей. Он предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что он может сделать сам, а проследить за тем как он принимает помощь, каков, следовательно его прогноз на будущее. Особое внимание он уделяет изучению интеллектуальной и ЭВС детей их взаимосвязи. В работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931)он предложил схему педологического исследования детей: 1.Тщательно собранные жадобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения; 2.История развития ребенка; 3.Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития; 4.Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса); 5.Прогноз (предсказание характера детского развития); 6.Педагогические и лечебно-педагогические назначения. В 20-30 годы работа по разработке методов обследования детей ведется в ряде лечебных и педагогических учреждений. В это время работают А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко (1870-1943) и др. в этот период отмечается и активная деятельность педологов (Блонский, Пинский и др.), которые инструментом своей работы избрали тесты.
Комплектование вспомогательной школы осуществляется МПК, которые работают в конце учебного года и обследуют детей безуспешно обучавшихся в массовой школе 1-2 года. В 50-70 годы ведутся интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б.В. Зейгарник (1900-1988), разрабатываются нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.Р. Лурия (1902-1977). Большая заслуга в разработке методов, принципов и путей отбора детей во вспомогательную школу принадлежит Г.М. Дульневу (1909-1972), и Ж.И. Шиф (1904-1978). Под их руководством был обобщен накопленный опыт по отбору умственно отсталых детей во вспомогательную школу.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |