Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные линии развития ребенка в младенческом возрасте

ПЛАН

СВОЕОБРАЗИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ЛЕКЦИЯ № 4 +СЕМИНАР № 2

1.Центральные линии развития ребенка в младенческом возрасте.(СЕМИНАР)

2.Особенности психомоторного развития. (СЕМИНАР)

3.Педагогическое обследование слуха. (ЛЕКЦИЯ)

4.Контроль за поведением детей (ЛЕКЦИЯ) + ПРИЛОЖ. 9 (ксерокс)

5.Методы диагностики моторной сферы младенца.

6. Обследование познавательной сферы ребенка.

7.Методы изучения эмоций и чувств ребенка в младенческом возрасте.

 

Литература:

1. Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст., М., 1997.

2. Л.О. Бадалян. Детская неврология., М., 1984.

3. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. – 1998.

 

 

Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка: младенческий (от рождения до 1 года), преддошкольный (ранний) – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 лет до 7 лет и младший школьный – от 7 лет до 12 лет.

Младенческий возраст. На этом этапе необходимо, чтобы установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка, в процессе которого формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первый год жизни зависит от многих факторов: - от наследственных особенностей организма; - от общего состояния здоровья; - от пола; - от окружающей среды.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом развития, именно здесь формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В психомоторном развитии ребенка 1-го года жизни выделяют несколько периодов:

1. период – новорожденности (первый месяц жизни) – к 3-4 неделе появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос взрослого замирает, вытягивает вперед губы, как бы слушает губами. Кроме того, уже в этот период ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В этот же период у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 неделям у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально-выразительная реакция на общение – комплекс оживления, который выражается в сосредоточении на взрослом, улыбке активных движениях ручек и ножек, тихих звуках. Появление этого комплекса – грань между периодом новорожденности и периодом младенчества.

2. период – младенчество. В этот период интенсивно развивается эмоционально-положительное отношение ребенка к взрослому: появляется улыбка, затем смех, к 4-5 месяцу общение ребенка приобретает избирательный характер, он начинает отличать своих от чужих. К 6-ти месяцам ребенок уже четко выделяет мать, рассматривает окружающие предметы, дает ориентировочную или отрицательную реакцию на новое лицо. Если этого не происходит, его следует показать психоневрологу.

В процессе общения со взрослыми, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью, он активно гулит, лепечет, со второго полугодия подражает слогам.

К концу первого полугодия жизни у ребенка интенсивно развиваются сенсорные функции, он следя взглядом за предметом, как бы осматривает его, ощупывает взглядом. Проявление этой функции – важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.

К началу второго полугодия жизни в развитии движения рук, все большую роль начинает играть зрительный анализатор: ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, которая становится его средством общения и психического развития.

К возрасту 6-9 месяцев ребенок берет игрушки, манипулирует ими, сопровождая действия мимикой, голосовыми реакциями, таким образом развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к игре со взрослыми, начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, подражание речи взрослого. К 9 месяцам ребенок уже может играть в «ладушки», искать спрятанную игрушку.

К концу 1-го года ребенок уже понимает и выполняет несколько словесных команд. Если у него нет адекватной реакции на речь, следует проверить слух и обратиться к детскому невропатологу. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослыми, на окружающие предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».

РЕФЛЕКСЫ (БАДАЛЯН).

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля – поглаживание пальцем в углу рта, не прикасаясь к губам, вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Этот рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса, ассиметричность наблюдается при поражении лицевого нерва. Поисковый рефлекс наблюдается у всех детей до 3- 4 месяцев, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель. Данный рефлекс является основой формирования многих мимических движений: качания головой, улыбки.

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Он сохраняется в течение первого года жизни.

Рефлекс опоры. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденнго слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения. Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1- 1,5 месяцев. У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни указанные реакции угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях эти реакции отсутствуют из-за мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается.

Рефлекс ползанья (Бауэра). Новорожденного укладывают на живот, в таком положении он совершает ползающие движения – спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползанье усиливается. Ползающие движения становятся выраженными на 3-4 день жизни. Рефлекс угасает после 4 месяцев жизни. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС рефлекс сохраняется до 6-7 месяцев

Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда ребенок так сильно захватывает пальцы, что его можно поднять вверх. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев говорит о поражении ЦНС. Такой же рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей.

ДЕТИ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ (ДЕТИ-СИРОТЫ)

2. Особенности психомоторного развития (стр. 61-65)

Особенностью детей 1-го года жизни является большая зави­симость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют де­ление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспита­тельное воздействие взрослых.

В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но есть основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование поло­жительных и предупреждение отрицательных привычек (соса­ние пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.). К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концен­трацией сна в ночное время, а бодрствования — в дневное.

С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередова­ние сна и бодрствования днем, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формиро­вание зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. Разви­вается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, пение, звучание погремуш­ки), развивается "речевой слух", умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, восприни­мать окружающее на расстоянии с помощью дистантных ана­лизаторов. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется от­ветная улыбка на общение взрослого. На 3-м месяце формируется комплекс оживления. Наблюдаются удерживание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упорног.

В возрасте 4 — 6 мес продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность при кормлении.

Ведущими в этом возрастном периоде являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных peакций, ориентирование в окружающем, на основе которого позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуются слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг другом.

В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека. К 5 мес ребенок реагирует на новую обстановку, в незнакомых условиях, перестает улыбаться, может заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 мес ребенок по звучанию узнает свое имя.

Ведущим в возрасте 4 — 6 мес является развитие движений руки: ее основные функции — умение брать, держать, манипулировать, к 5 мес — акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес ребенок сам берет игрушки и манипулирует: на основе этих движений формируются игровые действия с предметами.

Ведущим является и развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепета. В 4 мес ребенок длительно гулит, к 5 мес это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. К 5 — б мес появляется лепет. При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, "речевого слуха". Ребенок слышит звуки, произносимые взрос­лым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во вто­ром полугодии жизни.

К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони вып­рямленных рук, переворачивается со спины на живот и обрат­но, подползает, крепко упирается ножками при поддержке под мышки. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно.

Ведущим в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего овладение ползанием. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение, он становится более ак­тивным и самостоятельным, начинает ориентироваться в ок­ружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правиль­ная осанка.

К 8 мес происходит скачок в развитии движений — ребенок приобретает вертикальное положение, умеет садиться, ложить­ся, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась, вдоль ба­рьера.

В период 7 — 9 мес он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движе­ний, влияет на активную речь. К 7 мес ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в посто­янном месте, неоднократно показываемый и называемый ему. К 8 мес он находит по слову взрослого несколько предметов, Начинает выполнять по просьбе простые действия (без показа) — "ладушки", "до свидания". К 9 мес он понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, ис­пользуя при этом указательный жест, знает свое имя, игрушку, находящуюся у него в руках. Ребенок понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет просьбе взрослого движения и действия ("садись", "дай ручку"). Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка.

К 7 мес дети повторно произносят отдельные слоги — лепечут. Свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми ребенок сопровождает лепетом.

В возрасте 10 — 12 мес ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Он еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается на горку и т. п., к 12 мес ходит не держась, длительно; в разных направлениях.

Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. К 10 мес он по просьбе взрослого находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, к 11 мес находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес просьбе взрослого находит несколько однородных предметов если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.). Ребенок понимает слово "нельзя", становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена, части тела и др.

В период 10 — 12 мес формируется активная речь, ребе­нок овладевает первыми словами. В основе произнесения пер­вых слов лежит понимание речи, способность лепетать и под­ражать. К году ребенок произносит около 10 простых, облег­ченных, "лепетных" слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значитель­но меньше понимаемых.

Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять дей­ствия по показу и слову взрослого. Они становятся более раз­нообразными и носят целенаправленный характер. Координи­руются движения рук. Он выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Он накладывает кирпичик на кирпи­чик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары и др. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом, ребенок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой. По­являются предпосылки игры. Это период развития предмет­ной деятельности на основе подражания и воспроизведения разученного.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики | Педагогическое обследование слуха. (ЛЕКЦИЯ)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.