Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. По курсу «Экономическая география и регионалистика»

Лекция 1.

Тезисы лекций

По курсу «Экономическая география и регионалистика»

План лекции:

1. Объект, предмет, цели и задачи дисциплины; научные основы и практическое приложение дисциплины.

2. Нормативное содержание дисциплины. Требования к подготовке студентов по дисциплине. Распределение учебного времени дисциплины. Виды учебных занятий по дисциплине. Литература дисциплины.

3. Рекомендации по изучению дисциплины. Виды контроля освоения дисциплины. Семестровые отчетности дисциплины.

Учебный материал дисциплины ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной региональной экономической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

В ходе изучения учебой дисциплины «Экономическая география и регионоведение» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; делать самостоятельные аргументированные выводы.

Задачей курса является изучение природ­но-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, ре­гиональных экологических проблем. Регионалистика изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных ком­плексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регио­нах в условиях становления и развития рыночных отношений.

Регионалистика тесно связана с рядом смежных экономи­ческих дисциплин, изучаемых в экономических вузах, — эко­номической географией, природопользованием, системой госу­дарственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевы­ми экономиками — и в своих исследованиях использует основ­ные данные этих научных дисциплин применительно к терри­ториальной организации хозяйства.

Формирование экономических знаний особенно важно для специалистов высшей квалификации государственного и муни­ципального управления и в первую очередь зависит от глубо­кого изучения ими конкретной территории, региона, где про­исходит вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую, расчетно-аналитическую, управленческую.

Специфическим методом исследования регионалистики яв­ляется картографический метод. Карта является источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом районе. Она позволяет на­глядно представить особенности размещения. Благодаря кар­там, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше вос­принимаются и запоминаются не только особенности размеще­ния, но и количественные показатели) характеризующие уров­ни развития районов. Карта является как бы образной моделью территории, на которой при помощи условных знаков отобра­жаются объекты) явления в их взаимосвязи.

Методологической базой регионоведения являются совре­менные научные теории экономического районирования, ре­зультаты исследования структуры региональных комплексов, целевые федеральные программы развития регионов России, теоретические аспекты формирования территориально-произ­водственных и отраслевых комплексов, закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяй­ства и экономических районов, положения региональной поли­тики и стратегии.

Сложившаяся система региональных экономических иссле­дований предусматривает:

  • формирование теории регионоведения и региональной политики на основе разработки научных региональных проблем;
  • изучение закономерностей и принципов размещения производительных сил с учетом естественно-технических и социально-экономических факторов;
  • изучение проблем, решение которых оказывает непо­средственное влияние на комплексное развитие районов и совершенствование экономических связей;
  • разработку проблем формирования новых экономических районов страны, особенно районов с высокой концен­трацией ценных природных ресурсов, т. е. создание на­учной теории формирования новых программно-целевых комплексов;
  • научный анализ территорий — очагов концентрации промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • научное обоснование размещения внутрирайонных хо­зяйственных комплексов, крупнейших производств. Теоретические региональные экономические исследования имеют главную задачу: научно обосновать рациональное раз­мещение производства, определить высокоэкономичную струк­туру хозяйства каждого района, усовершенствовать методы ре­гионального управления.

Важнейшей целью курса является развитие у студентов навыков и умений создания целостных комплексных характеристик регионов различного ранга. В таких характеристиках методами географии и смежных наук (истории, социологии, статистики, культурологи и др.), а также литературы, искусства формируется запоминающийся образ региона, его своеобразия (комплексное регионоведение). В отдельных случаях бывает важно создать яркую характеристику экономического региона, этноконфессионального, природно-ландшафтного и т.д.

К задачам изучения курса «Экономическая география и регионоведение» следует отнести приобретение студентами знаний по следующим блокам:

- что такое «регион» и как это понятие концептуализируется;

- развитие общих представлений о регионоведении и роли различных типов процессов, происходящих внутри регионов, и факторов (природного, экономического, социального, культурного, политического и др.) в процессе регионализации мира;

-студенты должны приобрести навыки сравнения регионов друг с другом, с одной стороны, и различных типов процессов, происходящих внутри регионов, с другой, для выявления как общих закономерностей событий, происходящих в регионах различных стран, так и специфических черт, характерных для отдельных из них;

-соотношения регионализма и федерализма в полиэтнических и преимущественно моноэтнических, но федеративно устроенных государствах:

-обозначить своеобразие культурно-исторических, экономических, природных и других регионов Российской Федерации;

-умение создать целостный образ Южного федерального округа (ЮФО) в ландшафтно-природном, культурно-историческом, этноконфессиональном ракурсах;

-умение «наложить», экстраполировать общетеоретические регионоведческие положения на дальневосточный материал;

-умение представить целостную образную картину региона по произведениям искусства, литературы.

 

После усвоения курса студент должен:

· овладеть основным терминологическим рядом данной дисциплины;

· иметь представления в свернутом, концентрированном виде об основных сопредельных науках (географии, экономики, истории и пр.) и уметь применять их методы и достижения в регионоведении;

· развить навыки работы с географическими атласами и картами, умение «топонимического» чтения карты (от географического названия – к прочтению историко-культурных феноменов).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основні типи теплообмінних апаратів | Лекция 3. Экономическое районирование и его принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.