Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У психики несколько функций — регулирующая, прогностическая, программирующая, моделирующая

Нервная система состоит из клеток. Величина тела клетки обычно 0,005—0,05 мм. Нервные клетки (нейроны) кроме тела имеют отростки: более короткие и один более длинный, который может достигать нескольких десятков сантиметров.

Третьим различием является различие в чувствах.Предме­ты и явления действительности могут вызывать у животных и у челове­ка положительные или отрицательные эмоции. Но только в челове­ке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Третий этап психического развития — стадия интеллекта. На ней находятся высшие млекопитающие — человекообразные обезьяны, собаки, кошки, дельфины. «Рассудочное» пове­дение животных этого уровня характеризуется использованием ору­дий для преобразования ситуации.

В процессе эволюции животных психика развивалась по биоло­гическим законам — от простейших до сложных форм. Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет пу­тем активных движений в окружающей среде, которые характеризуют его поведение. Сделав элементарное движение, животное корректирует его, намечает изменения, если двигательный акт не способствует успе­ху в нахождении пищи или среды обитания. Поиск на ос­нове возникшей потребности определенных движений и действий, на­целенных на ее удовлетворение — в этом сущность разви­тия психического отражения.

Лекция 2. Эволюционное развитие психики.

1) Этапы развития психики.

2) Материальные основы психики.

3) Особенности психического отражения действительности.

1 ) Этапы развития психики

Мы уже говорили о том, что предметом психологии является психика. По словам автора одного из учебников (Ю.Б.Гиппенрейтора), «психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству». Психикой называется отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Мозг человека – самая высокоорганизованная материя. История развития мозга — это история развития психики, потому что психическое отражение связано с деятельностью мозга.

Самый существенный труд о развитии психики животных был создан А. Н. Леонтьевым — «Проблемы развития психики». На первой стадии находятся простейшие, паукообразные и др. Самая характерная особенность психики этих живых организмов состоит в отражении отдельных свойств окружаю­щего мира — света, тепла, движения. У простейших животных нервные клетки разбросаны по всему телу. Нервная система впервые появляет­ся у кишечнополостных животных. Она реагирует на раздражение (медуза.)

А. Н. Леонтьев приводит пример с пауком. Если насекомое попадает в пау­тину, паук сразу к нему направляется и опутывает его своей нитью. Почему у паука такое поведение? Оказалось, что для паука важно только то, какова вибрация паутины, которую создают крылья насе­комого. Если вибрация прекращается, то паук к насекомому переста­ет двигаться. Понятно, что любое движение для паука имеет смысл пищи.

У дождевых чер­вей нервные клетки соединены между собой, образуя цепочку.

У позвоночных нервная система подразделяют на перифери­ческую и центральную.

Т.о., на этой стадии развития психики окружающий мир отражает элемен­тарные свойства окружающего (света, тепла и др.) способствует удов­летворению основных жизненных потребностей.

На втором этапе развития - животные отражают предметы целиком. Американские ученые проводили такой опыт. 1). На глазах у коровы прятали лакомство за ширму, вместо него ей давали обычную пищу. Отвергнув ее, животное искало лакомство, по­иск прекращался, когда корова находила лакомство. 2). В еще одном слу­чае первую группу жаб вскармливали капустой, а вторую — дождевы­ми червями. Затем перед каждой положили мох и гвозди. Жабы из первой группы набрасывались на мох, из второй — на гвозди. Т.е., биологический смысл пищи не является для земноводных постоянным. На этой стадии находятся все млекопитающие, у которых нервная система разделяется на цен­тральную, периферическую, вегетативную.

1). Обезьяна по кличке Султан, находи­лась в клетке, к потолку которой подвешивали банан. Султан вначале пытался достать банан, но безуспешно. Затем обезьяна придвинула ящик под висящий банан и вновь попыталась дотянуться до него. Че­рез какое-то время, сильно оттолкнувшись, Султан изловчился и сорвал плод. 2). В другом случае обезьяна находилась в клетке, в которой лежа­ла палка. За клеткой находился плод. Достать рукой его не удавалось. Тогда обезьяна взяла рукой палку и ею через прутья клетки дотяну­лась до приманки, придвинула ее к себе. 3). В Сухумском питомнике вожак обезьян сидел поодаль и наблюдал за всем стадом. Некоторые обезьяны добывали еду попрошайничеством. Как только их добыча превышала допустимые нормы, вожак мгновенно оказывался рядом и ее отнимал.

4). В одной из телепередач приматолог рассказывала о своих наблю­дениях за обезьянами. По ее словам, если ста­до меняет местожительство, то вожак распределяет между членами обязанности: кто что несет, кто за кем смотрит, чтобы не отстал, рез­вясь.

Существуют серьезные различия между психикой человека и животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и жи­вотного. Человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Человек способенпоступатьсознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его спо­собности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуа­ции животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягива­ния плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Животные не живут в мире постоянных вещей. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. В отличие от животного человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием со­обща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у од­них и передает его другим людям.

Четвертое отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Развитие пси­хики животных шло по законам биологической эволюции, то раз­витие человеческой психики под­чиняется законам исторического развития. Только человек присваи­вает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

2). Материальная основа психики.

Различают периферическую и центральную нервные системы.

Периферическая нервная системаэто нервные клетки и не­рвные окончания, расположенные в органах чувств, мышцах, желе­зах и во внутренних органах. Нервы представляют собой пучки длинных отростков, по которым возбуждение передается от мышц и желез (т.е. от периферии) к центральной нервной системе и наоборо т.

Центральная нервная система состоит из спинного мозга, промежу­точного и головного мозга, который заключен в позвоночный столб и черепную коробку, на­полненные жидкостью, где мозг как бы плавает. Такая гид­равлическая подушка предохраняет центральную нервную систему от ушибов.

Две трети всей общей массы мозга у человека занимает головной мозг. Внешняя поверхность головного мозга — кора головного мозга. Лоб­ная доля головного мозга контролирует движения и позна­вательную деятельность — планировании, принятии решений и поста­новке задач. Ее повреждение может привести к нарушению двигатель­ной функции и расстройству личности. Теменная доля отвечает за ощущения боли, температуры и тактильные ощущения, затылочная — за зрительную информацию, в височной — обраба­тывается слуховая информация. У людей с расстройством речи повреж­дается левая сторона мозга. речи, трудности письма под диктовку.

Существует множество примеров, свидетельствующих о значимости головного мозга для жизнедеятельности человека.

1). В 1848 г. английский железнодорожный рабочий Финеас П. Гейдж пострадал от несчастного случая, когда в результате неожиданного взрыва через его голову прошел метровый стержень для подбивки шпал. Находясь в сознании, Гейдж добрался в повозке до дома, где смог подняться по лестнице. Несмотря на то что Гейдж был более двух недель при смер­ти, через месяц он стал поправляться. Поскольку все случилось в маленьком городке, его лечил малоизвестный врач, отчеты которого про­фессионалы читали с недоверием. Раненый перестал видеть левым глазом, левая часть лица бы­ла парализована, но речь и походка остались без изменений. Однако в личности произошли большие изменения, он сквернословил, стал агрессивным, неуступчивым, упрямым, но в то же время оказался ка­призным и ранимым. До травмы же Гейдж был уравновешенным, на­ходчивым и энергичным. После травмы его психика сильно измени­лась.

2). Психика удивительна тем, что одни центры головного мозга могут принимать на себя работу других, компенсировать их повреждение или отсутствие. Самый яркий пример — Ольга Скороходова, слепоглухонемая. С помощью проф. Соколянского она смогла общаться с людьми, затем защитила диссертацию, написала книгу «Как я воспринимаю и понимаю окружающий мир». В этой книге много стихов о море, музы­ке Бетховена, красках мира.

3). Американские психологи Р. Герриг и Ф. Зимбардо описывают слу­чай, который произошел с художником Джонатаном И. Его карье­ра была успешной. Он создал много красочных полотен абстрактно­го содержания. В результате травмы головного мозга, когда ему было 65 лет, цветное зрение пропало. Глядя на свои работы, он все видел в белом, сером, черном цвете. Ранее вызывающе яркие цвета доставля­ли огромное удовольствие, сейчас все воспринималось грязным, не­выразительным. В повседневной жизни он стал употреблять пищу только черного и белого цветов — черные маслины и белый рис. Пища другого цвета вызывала неприятный вкус. Через определенное время художник стал писать черно-белые картины. Зрители воспринимали их вполне естественно, не подозревая о болезни. Потеря цветного зре­ния открыла новые перспективы творчества. Художник стал «очень утонченным», «загадочным», стал искусно изображать предметы, по­стиг изящество форм, игру теней.

3 ) Особенности психического отражения действительности. Дальнейшее развитие психики на уровне человека, идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания. Сущность психики - в отражении. В результате отражения у человека создаетсяобраз окружающей его действительности, т.е. внутренний мир. Внутренний мир человека можно разделить на несколько сфер — познавательную(ощущение, восприятие, память, воображение, мыш­ление), эмоционально-волевую(переживания, высшие чувства, пре­одоление препятствий), личностно-мотиваци-онную(потребности, мо­тивы, способности, характер, темперамент), коммуникативную(обще­ние с другими, взаимодействие со СМИ) профессиональную(трудовые навыки, умения, знания).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых | Психические свойства личности(характер, темперамент, спо­собности и др.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.