Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт управления качеством




Японский опыт. В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем ка­чества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Большой вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, ко­торый в 1950 году начал внедрение системы комплекс­ного управления качеством на японских предприятиях. Большую помощь Демингу оказывали японские специ­алисты: например, профессор Каору Исикава предло­жил идею кружков качества.

Кружки качества — добровольные объединения ра­ботников организации различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совер­шенствованию качества. Первый кружок был зарегис­трирован в 1962 году, к началу 1965 года в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчиты­вается более 300 тысяч. Обычно такие кружки имеют девиз («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов:

• добровольность участия;

• регулярность собраний;

• конкретность решаемых проблем;

• выявление, изучение и оценка проблем качества в ходе обсуждения.

Значимость деятельности кружков качества для фирмы состоит в следующем:

• укрепляются связи между сотрудниками фирмы;

•, выявляются мероприятия по сокращению затрат;

• члены кружка занимаются самообучением. Руководство японских фирм особое внимание уде­ляло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь — статистическим методам контроля качества, чем обес­печило вовлечение в деятельность по обеспечению ка­чества непосредственных участников производственно­го процесса, а позже — всех сотрудников фирмы.

Японское управление качеством использует семь принципов.

1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждо­го сотрудника фирмы.

2. Использование статистических методов контроля качества.

3. Создание системы мотивации.

4. Поощрение обучения, повышения квалификации.

5. Организация кружков качества.

6. Создание команд специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы.

7. Превращение проблемы обеспечения качества в об­щенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентиро­вана на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях популярна програм­ма «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каж­дый рабочий НЕ ДОЛЖЕН:

1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2) создавать условия для появления дефектов;

3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

4) вносить изменения в технологию;

5) повторять ошибки.

Японская система управления качеством установи­ла четырехуровневую иерархию качества (рис. 9), в которой угадывается основной принцип будущей кон­цепции TQM — ориентация на удовлетворение теку­щих и потенциальных запросов потребителей.

 

Рис. 9. Японская модель иерархии качества

После 1970-х годов опыт Японии в области управ­ления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что спе­цифика японской системы управления качеством обус­ловлена национальными традициями и социально-эко-

номическими особенностями развития японской про­мышленности в послевоенный период.

Европейский опыт. До 1980-х годов европейский менеджмент качества сводился, в основном, к кон­тролю; затем началось интенсивное внедрение систем качества на основе стандартов ISO-9000 и их европей­ских аналогов — стандартов EN-29000.

В 1985 году была введена маркировка продукции, образованы Европейский комитет по оценке и сертифи­кации систем качества и Европейский координацион­ный совет по испытаниям и сертификации. С 1995 года по инициативе Европейской организации по качеству и Европейского фонда управления качеством проводится Европейская неделя качества.

Отличительными особенностями европейского под­хода к решению проблем качества являются:

• гармонизация требований национальных стандартов и правил сертификации;

• создание законодательной основы для всех процедур оценки и подтверждения качества;

• создание региональной инфраструктуры и сети на­циональных организаций, специализирующихся на работах по сертификации, аккредитации лаборато­рий, регистрации специалистов по качеству и т. д.

Опыт Соединенных Штатов Америки. После Второй мировой войны серьезной проблемой для промышленно­сти Америки стали огромные затраты, причиной которых был низкий уровень качества производимой продукции.

До 25% всех текущих затрат американских предприятий шло на выявление и устранение дефектов продукции. Проблемы качества американцы решали протекцио­нистскими мерами: таможенными тарифами, квотами и т. д. Однако управляющие прогрессивных американ­ских фирм выбрали стратегию повышения качества своих товаров. В качестве основных мероприятий были выбра­ны кружки качества, учет затрат на качество, мотивация персонала и т. д.

В 80-е годы XX века в Америке стали четче пред­ставлять проблемы качества. В 1987 году была учреж­дена национальная премия качества имени Малкольма Болдриджа, ежегодно присуждаемая трем лучшим фир­мам.

К началу XXI века разрыв в уровне качества амери­канских и японских товаров существенно сократился.

Под влиянием всеобщего менеджмента качества с конца XX века началось сближение культур менеджмен­та качества Японии, США и европейских стран, основ­ными чертами которых являются:

В Европе В США В Японии
Уважение к законам Уважение к суду Уважение к старшим
Профессионализм Энергичность Тщательность
Бережливость Амбициозность Принципы семейных отношений в коллективах
Образованность Новаторство Образованность

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.