Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование корпораций




Тема 5. Государственное регулирование деятельности объединений предприятий

5.1. Государственное регулирование корпораций

5.2. Антимонопольное регулирование в корпоративном секторе

5.3. Регулирование украинских корпоративных моделей

Контрольные вопросы и задания

 

Одним из самых важных элементов внешней сферы корпоративного управления является государственное регулирование корпоративного сектора. В целом государственное регулирование как одно из направлений корпоративного управления выходит за рамки только управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами корпоративного типа. Создавая целостную организационно-правовую базу функционирования экономики, государство, так или иначе, регулирует разносторонние аспекты деятельности корпоративных предприятий.

Однако такой подход является достаточно широким, поэтому мы остановимся на направлениях деятельности государственных органов, которые касаются непосредственно регулирования деятельности корпоративных хозяйственных обществ.

В первую очередь следует отметить, что государственное регулирование осуществляют органы общей и специальной компетенции. Такой подход характерен практически для всех стран мира. На уровне законодательных органов выдаются правовые акты, которые имеют силу закона и регламентируют общие основы функционирования корпоративного сектора. В систему государственного регулирования входят Законы, принятые Верховной Радой, Указы Президента Украины, Постановления Кабинета Министров. В Украине на уровне органов специальной компетенции это: решения и предписания Антимонопольного комитета, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Деятельность корпоративных хозяйственных обществ долгое время регулировалось Законами Украины «О хозяйственных обществах» и «О ценных бумагах и фондовой бирже». Эти законы приняты еще в 1991 г., с многочисленными поправками действовали до 2008 года, пока не был принят специальный Закон «Об акционерных обществах». Поскольку акционерные общества являются также предприятиями - юридическими лицами, то они подчиняются той самой нормативной базе, что и другие предприятия. Как другие предприятия они ведут балансовый учет и отчетность, ведут статистическую отчетность и подают ее в установленном объеме и порядке органам государственной статистики. Причем обязательной нормой является то, что достоверность и полнота годового баланса и финансовой отчетности общества должна быть подтверждена аудитором (аудиторской фирмой).

Проверку финансовой деятельности обществ, как и других предприятий, осуществляют государственные налоговые инспекции, другие государственные органы в пределах их компетенции, ревизионные органы общества и аудиторские организации. Причем нормативно определено, что проверки не должны нарушать нормального режима работы общества, хотя на практике такую норму соблюсти сложно.

Важным направлением корпоративного управления со стороны государства является государственное регулирование рынка ценных бумаг. Это регулирование предусматривает реализацию единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных. Государственным регулированием создаются условия для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов, получение участниками рынка ценных бумаг информации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг. Министерством финансов контролируются результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер соглашений с ценными бумагами и другой информации, что влияет на формирование цен на рынке ценных бумаг, обеспечение равных возможностей для доступа эмитентов, инвесторов и посредников на рынок ценных бумаг. Обеспечивается гарантирование прав собственности на ценные бумаги, защита прав участников фондового рынка, соблюдение участниками рынка ценных бумаг требований актов законодательства, предотвращение монополизации и создание условий для развития добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг, контроль прозрачности и открытости этого рынка.

К функциям государственного регулирования можно отнести следующее:

· создание системы защиты прав инвесторов и контроль соблюдения этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

· контроль достоверности информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, контролирующим органам;

· издание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контроль этой деятельности;

· запрещение и прекращение на определенный срок профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия специального разрешения (лицензий) на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности согласно действующему законодательству.

Как правило, за несоблюдение требований законодательства установлена административная и даже криминальная ответственность.

Государственное регулирование корпоративного сектора и контроль деятельности участников корпоративного сектора осуществляют Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие в границах своих полномочий.

В Украине существует координирующий орган деятельности государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг — Координационный совет, в который входят руководители государственных органов, которые в границах своей компетенции осуществляют контроль и другие функции управления относительно фондового рынка и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Глава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Основным органом специальной компетенции является государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – государственный орган, который имеет центральный аппарат и территориальные органы.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выполняет ряд задач. Основными среди них являются:

· установление требований относительно выпуска эмиссии и обращения ценных бумаг и их производных;

· информация о выпуске и размещении ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов (с учетом требований валютного законодательства Украины), которые осуществляют выпуск и размещение ценных бумаг на территории Украины;

· установление порядка регистрации выпуска ценных бумаг и информации об их выпуске, по согласованию с Национальным банком Украины;

· дополнительные требования относительно выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

Комиссия устанавливает порядок и дает разрешение на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и другие предусмотренные законодательством специальные разрешения на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Аннулирует эти разрешения в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах. Устанавливает порядок составления отчетности участниками рынка ценных бумаг соответственно действующему законодательству. Определяет по согласию с Минфином особенности ведения учета операций по ценным бумагам, устанавливает порядок и осуществляет государственную регистрацию фондовых бирж и внебиржевых торгово-информационных систем, назначает государственных представителей на фондовых биржах, в депозитариях и торгово-информационных системах. Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.