Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель — посредник в конфликте между учениками




Правила поведения в условиях конфликта

В общении с конфликтующими рекомендуется соблюдать не­сколько важных правил. [Шейнов В.П. 1997 г.]:

1. Проявлять выдержку, такт, осторожность.

2. Не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его.

3. Дать возможность собеседнику выговориться, излить все наболевшее, высказаться до конца. Полностью выслушать другую сторону.

4. Не спешить с выводами и обещаниями. Не «рубить сплеча».

5. Проверить все факты и заявления.

6. Осмыслить ситуацию. Проанализировать причины. Оценить расклад сил.

7. Выявить и обсудить все приемлемые варианты конструктивного разрешения проблемы.

 

1. Конфликт учителя с учеником.

Если учитель хочет разрешить этот конфликт, он дол­жен оставить ученика после уроков и постараться органи­зовать диалоговое взаимодействие. Для этого он должен выполнять следующие условия.

а) если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него;

б) если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение;

в) если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых учеником;

г) делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство»;

д) чаще смотрите в лицо своему собеседнику;

е) чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?»,

«Докажи, что я не прав!», т. е. поощряйте ученика к диалогу.

Деятельность посредника заключается в том, чтобы не выяснять, кто прав, а кто виноват, а сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их обще­нии, облегчить улаживание конфликта. Главные момен­ты — поддерживать нейтралитет и сохранять спокойствие.

Методика посредничества состоит из 4 шагов.

1-я фаза. «Найдите время, чтобы поговорить». На дан­ном этапе посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. При этом должны выпол­няться следующие условия:

а) разговор должен быть длительным (2—4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (звонки, заглядывания и т. д.);

в) никто не должен никуда спешить.

Затем для участников необходимо сформулировать два главных правила-запрета:

1) если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, хлопая дверью, нельзя говорить фразы типа «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!»;

2) запрещается использовать «силовые приемы» (за­ставлять другого уступать, сдаваться). Нельзя уни­жать и оскорблять партнера по общению.

2-я фаза. Спланируйте организацию. В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Начинать лучше со жребия, который определит, какая сторона высказывается первой. В противном случае вас могут обвинить в том, что вы на чьей-то стороне. Установка, которую вы реализуете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учащимися вы вырабатываете новую позицию, в которой будут учте­ны позитивные моменты всех сторон. Переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались.

Цель посредника — избежать самому и помочь другим избежать трех основных ошибок:

1. «Либо выиграешь, либо проиграешь» (либо прав я, либо прав ты).

2. «Ты плохой человек», «Ты всегда так».

3. «Камень преткновения», т. е. объект конфликта является сложным препятствием к достижению со­глашения. Нужно терпеливо и подробно объяснить ситуацию.

3-я фаза. Выговорись. Выявляется объект ссоры и фор­мулируется проблема. Необходимо дать каждому выска­зать свою позицию и выслушать позицию другого.

4-я фаза. Соглашение. Его лучше записать. Текст доку­мента должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны сделать каждая из сторон для реализации принятого решения. Пусть каждый участ­ник напишет свой текст: чего он ждет от партнеров и что он смог бы сделать сам. Затем — обсуждение, в результате которого возникает общий единый текст. Можно пове­сить соглашение в классе, чтобы его видели. Через неко­торое время обсуждается выполнение решения.

Советы посреднику:

—подготовьтесь к посреднической роли, опробуйте ее где-нибудь (например, в семье), а потом начинайте работу с детьми;

—стимулируйте диалог;

—поддерживайте любую тенденцию к позитиву;

—не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог.

Эффект этого метода:

1) личный опыт разрешения конфликтов способствует взаимопониманию и самопониманию;

ребята получают опыт культурного участия в конф­ликте без угроз и силовых приемов;

2) класс становится дружнее, конфликтность снижа­ется, а в случае новых конфликтов, дети их решают сами по схеме, но быстрее.

3. Разрешение конфликта между учителем и родителями.

Позиций родителей в конфликте может быть три: оборонительная («нет времени «ничего не получается»), наступательная («воспитание — дело школы»), и расте­рянная («помогите!»).

Основная цель общения учителя с родителями состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях учителя, и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения, но в объединении усилий учителей и родителей в деле исправления ученика. 1-я фаза общения: сопротивление его эмоциональному воздействию. Для этого надо быть психологически отстраненным от ситуации, не включаться в нее эмоционально. «Продержаться» надо 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии, либо жаловаться на свою беспомощность. Почувствовав вашу ней­тральную позицию и эмоциональную отстранен­ность, родитель начнет «остывать». В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психоло­гическая готовность к конструктивному разговору. 2-я фаза:

—организация равноправного взаимодействия. Для этого:

—начинать надо с указания на положительные качест­ва ребенка;

—проявлять доброжелательное отношение к собесед­нику;

—стремиться к равной позиции с родителем, т. е. вос­питание ученика — совместная работа семьи и шко­лы (50:50);

—подчеркивать значимость родителей в воспитании, так как людям нравится ощущать свою значимость;

— проявлять заботу о благополучии ученика. 3-я фаза:

— отыскание форм сотрудничества с родителями. Здесь в наибольшей степени пригодятся знания по методике воспитательной работы.

Существует определенная методика ведения конструк­тивного диалога, разработанная американскими специа­листами. Она включает следующие основные правила.

1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять соб­ственную позицию. Главное — диалог, отношения.

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества (учени­ка, собеседника и т. д.).

3. Учитывайте личные интересы собеседника (его ув­лечения, стиль жизни и т. д.).

4. Ищите варианты.

5. «Не верьте генетике» (какие родители, такие Дети).

6. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

7. И в заключение следует указать на то, что существует




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.