Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и формы существования культуры




Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности. Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают жизнь человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью самого человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни, а также отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных социальных общностей.

Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура и т.д.). Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включаются, прежде всего, искусство и образование. Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – это характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние социальных систем – это самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого "нормального" состояния оценивается функциональность социальных элементов культуры. Элементы культуры – это, прежде всего, символы, опосредующие отношения человека с окружающим его миром (идеи, верования, ценностные модели, этические и эстетические нормы). Культура – это также способ деятельности и система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Среди наиболее ярких элементов культуры можно выделить:

а) язык – рассматривается как построенная определенным образом знаковая система (знаки различают языковые и неязыковые);

б) ценности – это предпочтительные для индивида или группы значения явлений (то, к чему человеку следует стремиться и чего следует избегать);

в) нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых социальных действий).

Так же возможно разделение по несколько другому принципу – оно касается уже скорее причин возникновения каких-либо правил:

а) образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости (нравственные нормы или образцы);

б) образцы поведения, которым мы не должны, следовать, так как они не считаются существенными для благополучия группы или общества (нравственные запреты или табу).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.