Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. ДОСУГ как сфера социально-культурной деятельности




Функции институтов социокультурной сферы.

Институты социально-культурной сферы, их функции.

Термин «социально-культурный институт» означает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

Первый уровень – нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечело-веческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и админи-стративных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень – учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы; административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

В целом, к числу институтов социально-культурной сферы, в которых осуществляется социально-культурная деятельность по различным направлениям, относятся:

1. Социальные институты духовного производства:

· научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и др.);

· учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и др.);

· творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

· учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

· дошкольные учреждения;

· учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества детей и учащейся молодежи, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

3. Научно-просветительские учреждения:

· музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

· библиотеки, читальные залы;

· лектории, планетарии, зоопарки и др.

4. Культуроохранительные институты:

· заповедники, центры экологической культуры;

· архивы;

· реставрационные мастерские и др.

5. Средства распространения культуры:

· средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, Интернет и др.);

· книгоиздательства, книжные магазины;

· информационно-компьютерные центры и т.д.

6.Культурно-досуговые учреждения:

· клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества;

· концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

· дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и др.;

· дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и др.;

· дома творческих работников (писателей, художников, композиторов, киноактеров и т.д.).

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

· санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

· лагеря и базы отдыха;

· стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и др.

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

· гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

· туристские поезда, туристские пароходы и т.д.

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

· мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

· рестораны, кафе;

· сауны;

· бильярдные и иные центры игрового досуга.

11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:

· массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, Интернета и т.д.;

· введение в детский досуг мультфильмов, детской литературы, компьютерных игр и др.;

· пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства, реклама.

В республике Беларусь в настоящее время сформирована широкая система учреждений социально-культурной сферы. Единый комплекс составляют библиотеки, клубы, музеи, парки, театры, кинотеатры, концертные и выставочные залы, цирки, спортивные комплексы, образовательно-воспитательные учреждения и др. У них есть общие цели, сложились однородные принципы работы и механизмы взаимодействия. Их деятельность основывается на принципах доступности, добровольности, опоры на самодеятельность, взаимосвязь индивидуальной, групповой и массовой форм работы, обязательного учета местных особенностей в историческом и культурном развитии региона и т.д.

Выделяются следующие функции институтов социально-культурной сферы:

ü регуляционная – заключается в том, что функционирование социально-культурных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки норм их поведения. Тем самым регулируемые отношения людей способствуют устойчивости социальной структуры общества;

ü интегративная – предполагает, что учреждения и организации культуры обеспечивают сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти, что содействует установлению связей между поколениями, объединению нации. Сложный характер этой функции обусловлен тем, что в условиях нашей страны существует многообразие культур, поэтому социально-культурные институты стремятся средствами культуры и творчества преодолеть культурные различия, укрепить взаимодействие различных культур, объединить людей в рамках одной культуры;

ü трансляция культурного опыта от одного народа другому, от предыдущего поколения следующему, из одной страны в другую с помощью различных средств вербального и невербального характера, средств массовой информации. Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, символах, своеобразных чертах искусства, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культура представляет собой память общества, кладезь приобретенного им опыта, хранительницу времени;

ü преемственности. Эта функция обусловлена следующими компонентами культуры: ценностями, знаниями, нормами и обычаями. Она осуществляет связь современной деятельности и поведения людей с предыдущими образцами, традициями. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения и общения, жизненные и культурные ценности, мировоззренческие и эстетические идеи, обычаи, обряды и др.;

ü коммуникации. Как правило, без коммуникации невозможны никакие формы отношений и деятельности. Без наличия определенных форм культурной коммуникации нельзя осуществлять воспитание индивида, согласование действий, поддержку общности в целом. Культура формирует условия и средства человеческих отношений, объединяет людей. Благодаря этому люди создают, сохраняют и развивают культуру, учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и осваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, коммуникативная функция социально-культурных институтов заключается в упорядочивании процессов трансляции социально важной информации, интеграции общества и социальных групп, внутренней дифференциации социума и групп, отделении социума и разных групп один от одного в их отношениях;

ü рекреационная. Эта функция связана в большей мере с свободным временем, которое рассматривается в социологии как сфера, позволяющая людям отдохнуть от жизненных проблем и освобожденная от непосредственного участия в производстве. Отдыхающая деятельность значительно шире по своему содержанию, так как может включать различные виды деятельности личности, связанные с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, отношениями, оздоровлением, удовлетворением потребностей, творческой деятельностью;

ü компенсаторная функция приобретает особую значимость в связи с распространением среди большого количества людей эмоциональных нарушений стрессового характера. Институтам социокультурной сферы в связи с этим необходимо разрабатывать и осуществлять развлекательные, игровые, оздоровительные, художественно-творческие, культурно-досуговые программы для разных групп населения с целью поддержки здоровья людей и содействия обновлению их жизненных сил;

ü социализации. Как показывает социокультурная практика, у людей с высокой культурой, которые любят и понимают различные виды искусства (музыку, литературу, театр и т.д.) возрастает значение духовных и психологических факторов в отношениях, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию, сопереживанию. В то же время люди, занимающиеся какими-либо видами творческой деятельности, развиваются интеллектуально и эстетически, раскрывают свои потенциальные возможности, самореализуются в жизни, доставляют своими творческими работами радость и удовольствие другим людям, при этом помогают окружающим лучше понять природу, самих себя, других людей. Все это способствует социализации личности, которая находит себе применение в рамках социокультурной деятельности.

Таким образом, представленные выше функции институтов социокультурной сферы свидетельствуют о том, что акцент деятельности этих институтов должен быть сконцентрирован на обеспечении и охране интересов человека как активного субъекта социокультурной сферы, поддержке различных групп населения через удовлетворение их культурных запросов и потребностей в процессе их социализации.

 

 

1. Исторический и социологический аспекты проблемы досуга как социокультурной сферы.

2. Социально-педагогическая сущность досуга. Современные концепции досуга и досуговой деятельности.

3. Сущность свободного времени учащихся, его функции, структура и содержание. Досуг как компонент свободного времени.

4. Проблемы организации свободного времени учащихся на современном этапе. Уровни культуры использования свободного времени старшеклассниками.

5. Пути повышения эффективности использования свободного времени учащимися.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Арсланова, Л.Г. Большая перемена: сб. сценариев организаторам досуга / Л.Г. Арсланова. – М.: АРКТИ, 2005. – 62 с.

2. Бирюкова, Т.П. Роль социокультурной деятельности в организации досуга молодежи / Т.П. Бирюкова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 5. – С.

3. Вашнева, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие успешной социализации / В.И. Вашнева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 3. – С.10– 15.

4. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – 216 с.

5. Свободное время школьника / Сост. Н.С. Криволап, О.А. Минич. – Минск: «Красико-Принт», 2005. – 173 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.