Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование гендерной культуры и здорового образа жизни учащихся средствами культурно-воспитательной работы

Формирование гендерной культуры. Гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества.

Гендер формируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы, которые определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. Гендерная культура понимается как сформированность у человека правильного понимания предназначения мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и в семье.

На основе психолого-педагогического подхода гендерная культура предполагает формирование у каждого члена общества 1) адекватного представления о присущих мужчинам и женщинам положительных качествах и чертах характера (для мужчин – смелость, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности, мужество, ответственность и др.; для женщин – доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота и др.), о функциях мужчины как «главы семейства» и функциях женщины как «хранительницы очага»; 2) системы знаний о физиологических, психологических и этических особенностях развития мальчиков-юношей и девочек-девушек; 3) сформированность представлений о мужском и женском достоинстве, о подлинной и мнимой красоте человека.

Как показывает опыт культурно-воспитательной работы в школе, формирование гендерной культуры учащихся осуществляется следующими путями:

1. Включение гендерного компонента в содержание учебных предметов (литература и др.).

2. Реализация содержательного компонента развития гендерной культуры воспитанников через систему разнообразных спецкурсов, факультативов, классных часов и т. п., обеспечивающих становление системы взглядов школьников на социальные, духовные аспекты взаимоотношений полов в современном обществе. Примером может быть интегрировнный курс «Основы гендерной культуры», успешно апробированный на инновационных площадках нашей республики, а также курсы «Психологические особенности мужчин и женщин», «Брак и семья в современном мире», «Права человека: гендерный аспект», «Мужчины и женщины в истории и современном мире» и др.

3. Мотивация и обогащение эмоционально-волевой сферы подростков с учетом половой принадлежности через творческие, эстетические, морально-этические воспитательные мероприятия, освещающие личностные аспекты отношений полов на основе духовных традиций белорусского народа, способствующие осознанию отношений между полами на этической основе и формированию дружбы и сотрудничества между мальчиками и девочками (культурно-массовая работа на основе проведения мероприятий гендерной тематики: конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка девочки» и др.).

4. Информационно-пропагандистская работа (оформление стендов, посвященных гендерным проблемам, выпуск стенгазет, проведение тематических выставок литературы, конкурсов плакатов, коллажей и др.).

5. Работа формальных и неформальных клубов, кружков и объединений по интересам гендерного направления («Я – настоящая леди», «Хозяюшка», «Я – глава семьи», «Искусство понимать друг друга» и др.).

6. Индивидуальная работа с обучающимися (психологическое, педагогическое консультирование, сотрудничество с медиками, юристами, работниками правоохранительных органов).

7. Привлечение старшеклассников к участию в научно-исследовательской работе по изучению гендерных проблем современного общесва.

8. Осуществление воспитательного процесса на диагностической основе путем мониторинговых исследований гендерной идентичности, нравственно-половой культуры воспитанников, семейно-бытовой культуры родителей.

В процессе гендерного воспитания особое внимание следует уделять формированию у школьников культуры семейных отношений под которой понимают систему знаний о семье и браке, родословной семьи, о сущности отцовства и материнства; сформированность взаимопомощи, поддержки, взаимодействии между членами семьи. С этой целью необходимо привлекать школьников к участию в различных видах деятельности, способствующих подготовке обучающихся к будущей семейной жизни: приобретению умений и навыков ведения домашнего хозяйства, рационального расходования бюджета, ухода за маленькими детьми, больными и престарелыми родственниками; воспитанию уважения к родителям и старшему поколению.

В числе форм работы, соответствующих данному направлению, можно назвать мероприятия, приуроченные ко Дню матери, празднику 8 Марта и др., а также проведение в школе Недели семьи, создание семейных летописей, оформление фотоальбома «Наши династии», организацию работы клуба для учащихся и родителей «Дружная семья», проведение спортивной эстафеты «Папа, мама, я – дружная семья», а также такие активные формы, как дебаты, дискуссии, пресс-конференции, тренинги, видеотренинги, ток-шоу, конкурсы, социально-педагогические и психологические игры и др.

Формирование культуры здорового образа жизни учащихся.

В 1980 г. И.И. Брехман ввел термин «Валеология» (от лат. Valeo- здравствовать, быть здоровым), которым он обозначил науку о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Одним из актуальных направлений культурно-воспитательной работы с учащимися является приобщение их к здоровому образу жизни путем валеологического воспитания, цель которого – сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, содействие осознанию школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни.

При этом под здоровым образом жизни понимают развитие физической культуры, потребность в различных видах двигательной активности, владение культурно-гигиеническими навыками, рациональное соблюдение режима труда и отдыха, правильную организацию и сбалансированность питания, развитие физической и умственной работоспособсности, закаливание организма, исключение вредных влияний на организм (вредных привычек, неблагоприятной экологической обстановки и др.).

Приобщение подрастающего поколения к здоровой жизни и научение ее основам осуществляется за счет гигиенически целесообразной организации педагогического процесса, использования естественных методов оздоровления, а также включения соответствующих вопросов в содержание учебных занятий и внеурочных видов деятельности.

Как показывает опыт культурно-воспитательной работы в школе, в данном направлении эффективными являются следующие формы:

1. Профилактические мероприятия: День здоровья, День милосердия, эколого-валеологическая неделя, беседы, лекции, диспуты, просмотр фильмов, чтение литературы и т. д.

2. Организационные мероприятия: организация валеологического общества (например, клуба «Здоровье») с участием педагогов, учащихся и их родителей, школьного эколого-валеологического центра и т. д.

3. Групповые формы работы: встречи со специалистами (психологами, психотерапевтами, врачами, спасателями и т.д.) в форме бесед, лекций, практических занятий; посещение спортивно-оздоровительных центров, занятия в спортивных секциях и т. д.

4. Просветительные мероприятия: радиопередачи, оформление фотостендов, организация выставок тематической литературы, конкурсы рисунков и плакатов и т. д.

5. Игровые формы работы: игры («Лесная аптека», «Звезды против СПИДа» и др.), викторины («Азбука здоровья», «Цепная реакция» и др.) и т. д.

6. Агитационные мероприятия: митинг, марафон, форум и т. д.

Валеологическая служба школы также должна осуществлять отдельную работу с родителями учащихся по следующим направлениям:

– изучение семьи и условий семейного воспитания (анкетирование, посещение на дому, изучение режима жизнедеятельности семьи и режима труда и отдыха ребенка, решение педагогических ситуаций);

– пропаганда психолого-педагогических и валеологических знаний (ознакомление с новинками педагогической литературы, дни открытых дверей, общие и групповые занятия, консультации с участием специалистов, конференции, лектории);

– коррекция семейного воспитания, дифференцированная помощь семье (тренинги, домашние педсоветы и т. д.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественно-эстетическое и экологическое направления культурно-воспитательной работы | Профориентация и социально значимая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.