Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Презентации и информационно-познавательные сайты: их роль в развитии информационной культуры школьников

Устные журналы, заочные путешествия и проекты в процессе организации информационно-познавательной деятельности учащихся.

Устный журнал. Это форма работы, позволяющая ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.д. Особенность этой формы работы заключается в ее структуре, а также в том, что проводится она непо­средственно самими учащимися.

Часть журнала, которая освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой». Обычно журнал состоит из трех-пяти «страниц». Каждая из них представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано экспонатами, диафильмами, короткометражными фильмами, магнито­фонными записями и т.п.

«Странички» размещают по степени их значимости: первая освещает наиболее важный вопрос, остальные конкретизируют его или освещают другие вопросы, имеющие самостоятельное значение. Чтобы вызвать интерес к журналу, можно сделать его своеобразный макет из плотной бумаги, соответственно оформив обложку и каждую страницу.

Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер, т.е. раскрывать один вопрос, одну тему либо комплекс вопросов, тем. Тема­тические устные журналы обычно посвящаются жизни и деятельности общественных деятелей, творчеству писателей, композиторов, ученых, каким-то определенным событиям.

На отдельных страничках устного журнала может быть представлено творчество самих учащихся: чтение собственных стихов, исполнение пе­сен, зарисовки, карикатуры.

Для подготовки и проведения устного журнала необходимо создать инициативную группу учащихся («редакцию» или редколлегию в составе 5-6 человек), подробно их проконсультировать (если эта форма работы им еще не известна), помочь распределить обязанности, определить тему, характер и содержание журнала, количество его страничек, форму подачи материала на каждой страничке, избрать ведущих журнала. Возглавляет ее ответственный редактор журнала. В обязанности редколлегии входит: определение тематики устного журнала, названий его страниц, составле­ние плана и программы выпуска очередного номера; подбор основного и иллюстративно-художественного материала для страниц журнала; назна­чение ведущих каждой страницы и художников-оформителей журнала. Необходимо установить срок выпуска журнала (подготовка обычно за­нимает 2-3 недели), место его проведения.

Открывают и ведут журнал учащиеся (ведущие). Ведущие сообщают название страниц, используя для их пояснения афоризмы, выразительные стихотворные строки и т.д. Так, к странице журнала «Их именами названы улицы нашего города» можно использовать слова Р. Рождественского: «О тех, кто уже не придет никогда, — помните!». Вести журнал нужно в темпе, с подъемом, отводя на каждую страничку 10-20 минут, на весь журнал не более часа.

После проведения журнала полезно вместе с учащимися проанализи­ровать успехи и недостатки в его подготовке и проведении. Устный журналполезно показать другим классам, родителям.

Вариантов оформления устного журнала много. Так, в одних случаях страницы журнала собираются в своеобразный переплет и внешне представляют собой форму журнала. На каждой странице четко, крупным шрифтом написано ее название. Ведущий, открывая ту или иную страницу, будто перелистывает журнал.

В других случаях на сцене устанавливается вертящаяся на оси витрина из определенного по программе числа страниц, и ведущий поворачивая витрину, выходит из-за страниц, раскрывая их содержание.

Третий вариант оформления: на заднике сцены вывешивают широкую ленту с названием журнала, ниже приклеивают наименование месяца и номер выпуска.

Вот еще один вариант. Очередную страницу, проходя через сцену из кулисы в кулису, несет учащийся. Эти страницы могут быть в виде листка или щитка, на котором написан номер страницы и ее название.

Журнал можно построить так. После открытия занавеса на сцену один за другим выходят учащиеся со щитками-страницами в руках. У направляющего щит с надписью «Сегодня в номере». Дойдя до рампы, учащиеся останавливаются. Направляющий громко говорит: «Устный журнал — «Но­вости жизни», выпуск первый» и уходит за кулисы. Учащийся, несущий страницу, сообщает о том, что увидят и услышат зрители в журнале, и также уходит. Затем ведущий приглашает на сцену первого выступающего и представляет ему слово. Так представляются все странички. В конце журнала учащиеся со своими страничками выходят на сцену и говорят: «Наш выпуск закончен. Следующий номер устного журнала выйдет через месяц. Все, что вы хотели бы увидеть, сообщите редакции устного журнала в своих письмах в виде предложений, пожеланий».

Характер помощи классного руководителя (куратора) меняется по мере того, как учащиеся овладевают методикой проведения устного журнала: она больше относится к определению его содержания, чем к технике ве­дения. Работа учащихся становится более самостоятельной. Можно подобрать постоянных консультантов устного журнала из числа преподавателей разных предметов.

Удачи и недостатки каждого номера устного журнала следует обсуж­дать с учащимися, поддерживая в них стремление к творчеству, проявле­нию инициативы и активности.

Заочное путешествие проводится с целью более глубокого ознакомле­ния молодежи с экономикой, наукой, культурой и т.д. как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»:

Ø расширить кругозор воспитанников;

Ø обогатить багаж их знаний;

Ø стимулировать познавательную активность.

Этап подготовки. Для организации заочного путешествия создается штаб, который раз­рабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения. В состав штаба входят не только представители коллектива воспитанников, но и педагоги, куратор (класс­ный руководитель, воспитатель, социальный педагог).

Маршрут может проходить по разным городам своей страны, других стран, а также объектам того или иного города и даже района, по историче­ским и культурным местам Беларуси, по заповедникам страны, по экологи­ческой тропе, по странам и континентам, по необыкновенным музеям мира (Восковых фигур, Третьяковской галерее, Эрмитажу, Дрезденской галерее и др.), по крупнейшим библиотекам своей страны и стран мира, по известным теа­трам мира (Большой театр в Москве, Мариинский — в Санкт-Петербурге, те­атр Ла Скала — в Италии и др.), по детским театрам (Центральный детский театр— в Москве, театр кукол имени Образцова — в Москве) и т.д.

Вот некоторые темы путешествий: «Наш город (район, поселок)» —путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города; «Удивительное рядом» — путешествие в мир природы. «Все работы хороши — выбирай на вкус» — путешествие в мир профессий; «Путеше-ствие на машине времени» — в определенный год или разные годы, эпохи, по историческим событиям; «Путешествие в мир искусства» и др.

После разработки маршрута составляется план подготовки к «путешествию», в котором определяются задания творческим группам коллектива и отдельным учащимся, намечаются сроки их выполнения.

При подготовке к «путешествию» учащиеся читают рекомендован­ную им литературу, знакомятся с периодической печатью, встречаются со специалистами, посещают памятные места, культурные центры, готовят сообщения по определенным вопросам, наглядный материал к ним (ил­люстрации, фотографии, альбомы, стенды, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы и т.д.).Педагоги помогают учащимся подобрать необходи­мую литературу, инструктируют, как с ней работать, как подготовить со­общение, какой наглядный материал лучше использовать.

На основе предварительного просмотра литературы разрабатываются маршруты «путешествия», его «привалы». Каждый привал — это опреде-ленный этап изучения темы «путешествия». Если тема «путешествия» требует экскурса в историю, то соответственно создается «привал» — «пу-тешествие в историю», а следующий «привал» может быть посвящен со-временным подходам к изучаемому явлению, событию.

Для более глубокого и обстоятельного изучения литературы создаются творческие группы учащихся, между которыми распределяются «привалы».

Этап проведения. «Путешествие» может быть проведено в форме устного журнала, бе­седы за «круглым столом», пресс-конференции, игры, тематического вечера. В любом случае оно включает следующие моменты:

• Вступительное слово ведущего, который сообщает цель «путешест­вия» и его маршрут.

•Небольшие сообщения учащихся по заранее определенным темам, со­провождаемые просмотром фотоальбома, показом ­фильмов, открыток и т.д. («организация привалов»)

• Обмен мнениями между воспитанниками по поводу совершенного «путешествия», сообщения других учащихся, которые дополняют про­звучавшие сообщения новыми сведениями.

• Подведение итогов «путешествия», в ходе которого отмечаются ин­тересные и ценные сообщения отдельных учащихся, уточняются некото­рые факты и совместно с воспитанниками определяется новый маршрут заочного путешествия на ближайшее время.

Маршруты «Путешествия» могут быть самыми различными: в опре-деленную страну, в далекое прошлое или будущее, в какую-то область знаний. Направление «путешествия» определяется его темой. Например, тема «Снежный человек. Миф или реальность?» предполагает «путешествие» по страницам книг современных ученых, писателей, путешественников, чьи произведения посвящены исследованию этой загадки века. Также популярными темами (маршрутами) путешествий могут быть следующие: «В мире книг», «В мире живой природы», «Загадки истории», «Страны Востока: культура и религия» и др.

Проект — одна из самых популярных форм воспитательной работы.

Цель разработки проекта и его защиты состоит в выявлении познава­тельных интересов и склонностей учащихся, развитии их фантазии и творческого во­ображения, пробуждении их интереса к решению жизненных проблем. Тематика проектов может быть различной в зависимости от предмета, интересов и способностей учащихся.

Проект открывает возможности формирования собственного жизненно­го опыта школьников по взаимодействию с окружающим миром. Он актуали­зирует их субъектную позицию в воспитательном процессе, стимулирует самодеятельность, выводит воспитательный процесс из стен образователь­ного учреждения в окружающий мир.

Существуют различные классификации проектов:

· по характеру деятельности: исследовательские, творческие, игровые, прикладные (практико-ориентированные), информационные;

· по содержанию: межпредметные и монопроекты (естественнонаучные, исторические, литературные и т.д.);

· по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые;

· по продолжительности выполнения: краткосрочные (несколько уроков подготовки), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до года);

· по составу участников: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;

· по характеру управления: с открытой координацией, со скрытой координацией.

Рассмотрим подробнее классификацию проектов по характеру деятельности.

Информационный проект. Предполагает сбор информации о каком-либо объекте или явлении (общественные детские и молодежные объединения в Беларуси и т.д.), ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также ее представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т.д.

Исследовательский проект. Предполагает моделирование ситуации реального научного поиска, формулирование проблемы (история развития Полесья, природа в творчестве литераторов и художников и др.), определение предмета, задач, методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научный отчет, научная публикация и т.д.).

Творческий проект. Предполагает оформление результатов в виде сценария, спектакля, видеофильма, программы праздника, репортажа, альбома, газеты, радиопередачи и т.д.

Практико-ориентированный проект. Предполагает ориентацию на социально значимый результат деятельности (изделия для вставки или ярмарки, предметы для оформления кабинета, библиотеки, актового зала и т.д.). Требует тщательно продуманной структуры действия и определения функций каждого участника. Особое значение имеет продумывание способов внедрения результатов проекта в практику.

Игровой проект. В общеобразовательном заведении реализуется в виде имитационной (деловой) игры, предполагающей решение социальной, экологической и др. проблемы в процессе имитации деятельности какой-либо организации, предприятия или его подразделения (например, расширенное заседание состава ЖКХ города с участием экологов на тему: «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами: пути и средства решения проблемы»).

Подготовка и защита проекта включает:

ü определение темы проекта;

ü комплектование групп (микроколлективов) по разработке проекта и распределение обязанностей среди участников;

ü разработку плана-проекта по достижению намеченных целей;

ü выполнение проекта;

ü оформление проекта каждой группой;

ü защиту проекта;

ü рефлексию: что хотели сделать? Что получилось? Чем обогатился опыт творческой деятельности?

Один из популярных видов творческого проекта — перспективный прогноз о будущем какого-либо современного явления. Тематика таких проектов чаще всего связана с учебным заведением, например, «Школа в XXI веке», «Проект идеального спортивного зала колледжа», «Вестибюль будущей школы», «Искусство в профессионально-техническом училище», «Школьный двор моих внуков», «Школьная форма будущего», «Модно быть здоровым» и т.д.

Наряду с широкой рекламой и состязательным стимулированием, для учащихся необходимо организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Процедура «защиты» проектов может быть как коллективной, так и индивидуальной. В первом варианте класс (группа) делится на микро-коллективы (микрогруппы), коллективно разрабатывающие и защищаю­щие свой проект.

Проекты могут быть представлены в виде моделей, схем, чертежей, рисунков, устного сообщения, электронных презентаций и т.п. Члены микроколлектива распределяют между собой роли: основного докладчика, выступающего с устным сообщением ведущей идеи «проекта», содокладчиков, дополняющих и конкретизирующих выступление, художников-оформителей, наглядно представляющих разработанный проект и поясняющих его художественное изображение.

В ходе защиты члены жюри, представители других микро-коллективов задают вопросы, обмениваются мнениями о достоинствах и недостатках рассматриваемого проекта.

Окончательную оценку всем «проектам» и ходу их защиты дает жюри на основе разработанных критериев. Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли не­сколько авторов: «за самый смелый проект», «за самый обоснованный проект», «за самый креативный проект» и т.д.

Информационная культура предполагает овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиции-онным (ручным) так и автоматизированным (электронным) способом; овладением традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Эта задача решается с помощью следующих форм.

Презентации. Презентация — сравнительно новая, современная форма воспитатель­ной работы, которая, однако, используется достаточно часто и в учеб­ном процессе. Ее широкое распространение связано с возможностями формирования активной позиции учащихся, развития их информационной культуры, приобщения их к решению различных проблем коллективной жизни образовательного учреждения и окружающей социальной среды.

«Презентация» в переводе с латинского (presentatio) означает представ­ление, предъявление чего-либо. Это способ общественного представле­ния и защиты коллективно или индивидуально выработанных идей, пред­ложений или видов, способов деятельности по различным вопросам. В практике организации презентаций сложилось несколько вариантов ее проведения:

Ø устное аналитическое (проблемное) индивидуальное или групповое выступление-защита;

Ø творческое представление-защита проблемы и способа ее разрешения;

Ø стендовая защита посредством представления материалов на инфор­мационном стенде в виде «раскладушки» и т.п.;

Ø компьютерная презентация.

Каждый из указанных видов презентаций может быть организован как самостоятельная форма воспитательной работы. Однако нередко они ис­пользуются в качестве вспомогательного средства при проведении той или другой формы воспитательной работы. Структурно (вне зависимости от вида) презентация ориентировочно включает следующие разделы:

1. Тема, отражающая суть проблемы.

2. Краткая информация об авторах презентации.

3. Определение основной цели и задач.

4. Раскрытие главной идеи, основного смысла, направлений и содер-
жания деятельности или предложения (проекта).

5. Основные условия достижения эффективного результата.

6. Возможные социальные партнеры и привлекаемые средства.

Для большей убедительности в содержании презентации целесообраз­но использовать иллюстрации, графики, диаграммы, фотоматериалы, ви­деосюжеты, плакаты и другой наглядный материал.

В устном варианте презентации особое внимание следует обратить лаконичность и четкость предлагаемой информации; в стендо­вой защите — на четкость и «читаемость» представленного материала; в творческой — на сохранение содержания, смысла, подчиненности его основному замыслу.

Основное требование к презентации — ее максимальная содержатель­ность и интерес для слушателей. Поэтому при ее подготовке следует руководствоваться следующими правилами:

1. Для презентации следует подбирать наиболее важные и интересные факты и информацию.

2. Содержание презентации должно быть построено логично, в соот­ветствии с четким планом.

3. Форма подачи информации должна быть оригинальной, не стереотип­ной, но понятной присутствующим. Для этого следует избегать примене­ния сложных терминов, понятий, длинных предложений, обилия цитат.

4. Достигнуть лаконичности, максимальной сжатости материала мож­но за счет использования схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

5. Групповая презентация требует четкого определения роли каждого участника, очередности выступления.

6. Успех презентации во многом зависит от умения участников пере­дать слушателям информацию ярко, эмоционально, выразительно, доста­точно громко, но без излишнего пафоса, ненужной «театральности».

7. Имеет значение также внешний вид участников презентации.

Один из самых распространенных видов презентаций в современ­ных образовательных учреждениях — компьютерная презентация. Нередко ее используют в качестве фрагмента проводимого воспитательного мероприятия. Однако такая презентация имеет и самостоятельное значение. Участие воспитанников в данной форме воспитательной работы позволяет решать целый ряд воспитательных задач:

ü повышать интерес учащихся к изучению компьютера, овладевать практическими навыками управления информацией в компьютере и ра­боте в текстовом редакторе;

ü приобретать навыки исследования, планирования и создания дина­мических компьютеризированных проектов;

ü развивать способность к общению, обогащать общую эрудицию и интеллект.

Тематика компьютерных презентаций может быть самой разнообразной и отражать проблемы как повседневной жизни коллектива (учеба, досуг, творчество учащихся), так и проблемы образования в целом, вопросы истории учебного заведения и региона (село, город, район, область), на­циональные традиции и обычаи края и т.д.

На этапе подготовки выбирается проблема. Формулируется тема презентации, затем составляется рукописный сценарий. Подготовка рукописного сценария презентации может включать так­же различные зарисовки, картинки, схемы, таблицы и другой иллюстра­тивный материал, записи отрывков из художественных, спортивных, документальных программ и др., позволяющие включать аудиторию в активное обсуждение темы в ходе презентации.

Наиболее ответственная часть подготовки презентации — введение информации в компьютер, подготовка соответствующих слайдов, окончательное оформление сценария презентации в целом.

Успех самой компьютерной презентации определяется умением уча-щихся правильно представить подготовленную информацию. Для этого важно соблюсти ряд условий:

1. В процессе подачи информации использовать эффект анимации —последовательное введение информации частями с соблюдением необхо­димых пауз.

2. Заполнение пауз устным выступлением с использованием методов, приемов доказательства, сравнения, убеждения, примера, обращения с вопросами, заданиями и прочим к аудитории.

3. Незатянутость презентации, компактность, сжатость представляе­мой информации, ограничение времени ее предъявления аудитории.

4. Логическое завершение презентации в соответствии с ее замыслом. Общее резюме с конкретными выводами, советами.

Проведение серии компьютерных презентаций целесообразно завершить общим их анализом и выявлением лучшей презентации.

Информационно-познавательные сайты являются сегодня одной из новых форм развития информационной культуры учащихся. Интернет-ресурсы позволяют сегодня с помощью подобных сайтов предоставить детям и подросткам различную занимательную и полезную информацию, дают рекомендации по содержательной организации свободного времени, формируют систему знаний в определенных областях науки, культуры. Представим информацию о некоторых популярных белорусских и российских информационно-познавательных сайтах.

Ø Познай Беларусь! — информационно-познавательный сайт о Беларуси. Виртуальное путешествие по Беларуси, поездки, карты;

Ø Соотечественник — информационно-познавательный сайт (социальная, культурная, политическая, информация);

Ø Информационно-познавательный сайт о Москве;

Ø Мир деток — информационно-развлекательный сайт для детей;

Ø Prosto-klass.ru — Материалы о взаимоотношениях, учебе, моде и пр. Коллекция он-лайн игр. Библиографические обзоры. Рекомендации по организации свободного времени. Форум. Фотоальбомы и др.

Ø RusKid.ru — Рекомендации об организации творческих и развивающих занятий. Подборка сказок, басен, стихов, песен. Онлайн-игры. Обзоры мультфильмов. Форум и пр.

Ø Kidlib — детский образовательный сайт;

Ø Kidportal — детский образовательный сайт;

Ø E-parta.ru — школьный информационно-познавательный сайт. Виртуальные экскурсии, видео-уроки по изготовлению фотографий, обучению танцам и т.д.; новости по темам общеобразовательных предметов и др.;

Ø Poznajvse.com — информационно-познавательный сайт. Путешествия, биология, медицина и др.;

Ø Postun.com — информационно-познавательный журнал для молодежи;

Ø Потому.ру — детская электронная энциклопедия;

Ø Детский мир — литературно-познавательный сайт для детей;

Ø Школьный сектор — информационно-развлекательный электронный проект для школьников и учителей;

Ø Детки-74 — ежемесячный виртуальный журнал;

Ø Детское творчество и развитие — информационно-познавательный сайт. Организация досуга детей и родителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Беседы, конференции, работа лекторских групп: технология подготовки и проведения | Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.