Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология организации дискуссии




Для творческой реализации дискуссионной трибуны можно приме-нять опыт телевизионных ток-шоу. При этом сама «дискуссионная трибу-на» может быть виртуальной: не обязательно выходить для выступления, выражать свое мнение можно с места. При этом удобно использовать какой-либо предмет (ручку и др.) как микрофон — у кого он находится, тот и имеет право голоса в данный мо­мент, остальные мнения «не слышны».

Дискуссионная трибуна позволяет включить в работу боль­шое количество детей, позволяет обсудить проблемы, волную­щие учащихся, в привлекательной для них форме, когда мож­но поспорить друг с другом, с учителем, отстоять собственную точку зрения, приводя весомые аргументы. Важно, чтобы в выборе тематики дискуссий непосредственное участие при­нимали учащиеся.

В ходе дискуссии учитель, с одной стороны, должен регу­лировать активность участников обсуждения, а с другой сто­роны, должен обеспечивать содержательность обсуждения. Для соблюдения баланса между этими двумя целями учителю рекомендуется использовать следующий подход: сначала спо­собствовать высказыванию идей, помогать оценивать и срав­нивать идеи, затем обращать внимание на наиболее важные идеи и поддерживать обсуждение этих идей (используются технологии диалога и групповой проблемной работы).

В ходе подготовки мероприятия учитель помогает детям продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, средства презентации.

Подготовка к дискуссии включает в себя следующие этапы:

1. Обозначение проблемы. В ходе анкетирования выясняются затруднения, которые испытывают учащиеся в различных сферах жизнедеятельности (отношения с родителями, выбор профессии, способы самореализации личности и др.). Группа ребят-аналитиков выявляет типичные проблемы и фиксирует их.

2. Формулирование вопросов, представляющих различные
аспекты проблемы. Проводится в форме «мозгового штурма».

3. Выявление полярных точек зрения. Проводится в форме опроса общественного мнения среди учащихся класса, школы.

4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.

Ведущим может быть сам учитель, либо ведущие выбира­ются из числа ребят на конкурсной основе.

5. Поиск аргументов. За несколько дней до проведения дискус-сионной трибуны учащиеся класса получают задание подобрать материал (фак­ты из жизненного опыта, литературы, средств массовой ин­формации), подтверждающий позицию.

6. Оформление помещения. Предварительно обсуждаются варианты оформления, предложенные ребятами, и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.

Этапы проведения дискуссии:

1. Зачин. Знакомство участников с темой ток-шоу. Обращение к правилам ведения дискуссии.

· Ведущему необходимо побудить участников к разговору, «завести» их, «накалить страсти». Для этого используется вступительное слово, постановка проблемных актуальных вопросов, предложение ситуации и др.

2. Собственно дискуссия. Постановка и обсуждение проблемы.

· Публичное обсуждение проблемы происходит по заранее составленным организаторами вопросам, рассматриваются предложения по решению проблемы, свободное высказывание мнений, контроль ведущего за соблюдением правил общения.

3. Завершение. Подведение итогов дискуссии.

· Дискуссия заканчивается общими выводами, решением и рекомендациями. Ведущий произносит заключительное слово, выделяя ведущие идеи разговора и расставляя при этом акценты, благодарит участников. Решение проблемы не всегда может быть найдено, но дис­куссия натолкнёт подростков на размышления, на поиск ис­тины.

4. Проведение рефлексии (общие впечатления, анализ выступлений).

Учителю, который решает организовать дискуссию, следует помнить о тех опасностях, которые могут ожидать его самого и его учеников. Дискуссия может перерасти в обыкновенный хаос, при котором дети не только не слушают друг друга, но и переходят к взаимным оскорблениям. Она также может пре­вратиться в простой диалог между учителем и определенной группой учеников. Одни ученики могут подавить своей аргу­ментацией других, в результате учитель получит пассивность одних и агрессивность других.

Во избежание подобных ситуаций необходимо учитывать следующие правила для подготовки и проведения дискуссии.

1. Необходимо четко «распределить» пространство, на ко­тором будет происходить дискуссия. При этом нужно учесть такие факторы, как:

а) количество участников (очень важный аспект, т.к. слишком большое количество учеников в помещении создаст ряд проблем. Оптимально — не более 25-30 участников);

б) расположение места, где будут проводиться демонстрации таблиц, схем, видеофильмов и т.д.;

в) освещенность, проветриваемость помещения.

2. Следует установить и зафиксировать «правила общения». Это можно сделать двумя способами:

а) подготовить «Правила ведения дискуссии» и познакомить с ними учеников;

б) выработать эти правила совместно с учениками.

Правила ведения дискуссии:

• Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.

• Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.

• Внимательно выслушай оппонента. Сначала найди про­тиворечия в его рассуждениях, потом излагай свои сообра­жения.

• Не говори одновременно с кем-то.

• Не допускай излишней эмоциональности.

• Не говори «Вы не правы», а только — «Я с вами не со­гласен».

• Не повторяйся, продвигай дискуссию дальше через вы­движение новых идей, сообщение новой информации.

• Выступать можно, если ведущий предоставит слово.

• Любое высказываемое мнение должно быть аргументиро­вано. Помни, что доказательством и лучшим способом опро­вержения являются точные и бесспорные факты. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и пр. — аргументами не являются.

• Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения.

• Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов то­варищей.

• Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетли­во, точно, старайся говорить своими словами.

• Всегда помни о цели дискуссии — найти истину, реше­ние, выход. Стремитесь не к победе, а к истине.

• Обсуждай только то, что относится к данному вопросу.

Свод правил можно оформить в виде краткой памятки участнику дискуссии, которая вывешивается в аудитории, где происходит дискуссия. Перед началом дискуссии полезно об­ратить на нее внимание участников:

«Уважаемые участники! У нас в аудитории действуют следующие правила: правило уважения человека; правило внимательного слушания; правило свободного микрофона; правило регламента выступления (2 мин); правило логичности и аргументированности; правило честного поведения; правило поднятой руки». Эти советы можно оформить также в виде следующих плакатов с высказываниями, например:

Ø Партнер — не враг!

Ø Умей слушать и слышать!

Ø Не перебивай!

Ø Любое мнение ценно!

Ø Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре!

3. Необходимо «развернуть» дискуссию.

В этом случае важна проблема, которую учитель взял для обсуждения. Если она значима для участников дискуссии, то достаточно лишь сформулировать ее перед учениками. Если же проблема имеет «отвлеченный» характер или о предмете дискуссии известно достаточно мало, то учителю надо заду­маться над тем, как ее преподнести — сделать экскурс в исто­рию, зачитать отрывок из произведения или газетную статью, показать фрагмент видеофильма и т.д. И только после этого следует начинать работу.

4. Сам ход дискуссии зависит от ее вида (диспут, дебаты, мозговой штурм и т.д.). Во время дискуссии любого вида учитель преследует цель: организовать процесс обсуждения, причем сделать это как можно более не­заметным. Для этого, как показывает опыт, необходимо:

• Поддерживать атмосферу доверия и взаимоуважения.

• Давать время на обдумывание вопроса.

• Обязательно обращать внимание на каждый ответ.

• Задавать наводящие и уточняющие вопросы.

• Стараться вовлечь в дискуссию как можно больше участ­ников.

Завершая дискуссию, учитель еще раз вспоминает и обоб­щает выводы, сделанные во время работы учениками, благо ­ дарит участников и отмечает тех, кто соблюдал все правила ведения дискуссии. В конце можно провести рефлексию с участниками, для того чтобы выявить те проблемные момен­ты, которые в будущем необходимо устранить.

Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:

Ø вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными; ведущий должен обладать широкой об­щественной и научно-технической эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;

Ø руководитель дискуссии должен отлично знать различные аспекты рассматриваемой проблемы, а также представлять мнение той аудитории, в которой проводится дискуссия;

Ø обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи ведущего: она должна быть худо­жественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации.

В процессе дискуссии много времени будет занимать кон­троль за правильностью взаимоотношений участников дис­куссии, за корректностью формулировок. При высказывании собственных мнений отдельные участники могут замкнуться на них и не видеть преимуществ других суждений.

Между тем диалог идет успешно лишь тогда, когда его участ­ники умеют встать выше собственного мнения, способны по­смотреть на него со стороны. Чем более партнеры способны отказаться от своей пред-убежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог. Велика и ответственна роль учителя, ведущего дискуссию, так как дискуссия требует от ее ведущего постоянной мобили­зованности, целеустремленности, искренности.

Рекомендации ведущему:

• Сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте.

• Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы.

• Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

• С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным.

• Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальны­ми кажущиеся в начале невероятными вещи.

• Придерживайтесь дружелюбного тона.

• Обращайтесь к человеку по имени или другим уважи­тельным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»).

• Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

Показателями культуры дискуссии служат четкое опреде­ление предмета спора, проникновение в сущность взглядов своих оппонентов, обоснованность и объективность критики.

Темы дискуссии могут быть следующие:

ü Что такое свободное время и как им распорядиться? (проблема содержательного досуга);

ü ВИЧ/СПИД — проблема, касающаяся каждого (проблема ЗОЖ);

ü Я и другой человек (проблема толерантности);

ü Можно ли быть свободным без ответственности? (проблема правовой культуры);

ü Что означает «уметь»? (проблема трудовых умений);

ü Человек — природа: способы взаимодействия (проблема экологии);

ü Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (проблема морали);

ü Наркотики: мифы и реальность (проблема ЗОЖ и наркозависимости);

ü Что значит быть красивым? (проблема эстетической культуры);

ü Личность, что значит это слово? (проблема морали и самопознания) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.