Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития экологической науки




 

Термин экология впервые был предложен выдающимся немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году во "Всеоб­щей морфологии организмов", который, разрабатывая систему классификации биологических наук, обнаружил, что нет никакого специального названия для области биологии, изучающей взаимоотношения организмов со средой. В своей наиболее известной своей книге "Естественная история миротворения" Э. Геккель писал, что к сфере экологии относятся "крайне сложные и запутанные явления, которые определяются отношениями организмов к окружающей среде, к органическим и неорганическим условиям жизни; это так называемая "экономия природы", взаимоотношение между всеми организмами, которые живут совместно на одном и том же месте". В его понимании экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания: «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды».

В научную литературу новый термин входил довольно медленно и более или менее регулярно стал использоваться только с 1900-х годов. В начале 20-го столетия термин «экология» знали лишь учёные-биологи.

Как научная дисциплина экология формировалась в 20-м столетии, но предыстория ее восходит к древним временам.

Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с дру­гими естественными науками - химией, физикой, геологи­ей, географией, почвоведением, математикой.

В истории её развития можно выделить три этапа:

1. С древних времён - до 60-х годов 19-го века. Первые сообщения экологического характера связаны с такими центрами древней культуры, как Китай, Египет, Индия, Греция. Уже в работах древнегреческих философов Гераклита (530 – 470 гг. до н.э.), Гиппократа (460 – 356 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), Теофраста Эрезийского (372 – 287 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 – 79 гг.) и других содержатся сведения экологического характера. Например, в трактате Гиппократа «О воздухе, воде и местности» содержатся сведения о влиянии условий окружающей среды на здоровье человека. Аристотель описал 500 известных ему видов животных, особенности их поведения и приспособления к условиям окружающей среды. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский – “отец ботаники”, как его часто называют, описывал особенности роста растений в разных условиях среды, зависимость их форм и особенностей их роста от почвы и климата.

В эпоху Возрождения продолжалось накопление данных о растительном и животном мире. Первые систематики Д. Цезалпин (1519 – 1603), Д.Рей (1627 – 1705), Ж.Турнефор (1556 – 1708) в своих трудах приводят сведения экологического характера, в частности, зависимость распространения растений от условий их произрастания. Т. Мальтус ещё в 1798 г. описал уравнение экспоненциального роста популяции, на основе которого строил свои демографические концепции.

Так, уже в трудах К. Линнея (нач. 18 в.), заложившего основы систематики организмов, было представление об «экономии природы» - строгой упорядоченности различных природных процессов, направленных на поддержание некоторого природного равновесия. Понималась эта упорядоченность исключительно в духе креационизма — как воплощение «замысла» Творца, специально создавшего разные группы живых существ для исполнения разных ролей в «экономии природы». Так, растения должны служить пищей травоядным животным, а хищники должны не позволять травоядным размножаться в слишком большом количестве.

Во второй половине 18-го в. на смену представлениям естественной истории, неотделимым от церковных догматов, стали приходить новые идеи, постепенное развитие которых привело к той картине мира, которая разделяется и современной наукой. Важнейшим моментом был отказ от чисто внешнего описания природы и переход к выявлению внутренних, порой скрытых, связей, определяющих ее естественное развитие. Так, И. Кант в своих лекциях по физической географии, прочитанных в университете Кенигсберга, подчеркивал необходимость целостного описания природы, которое учитывало бы взаимодействие процессов физических и тех, что связаны с деятельностью живых организмов.

Во Франции, в самом начале 19 в, Ж. Б. Ламарк предложил свою, в значительной мере умозрительную концепцию круговорота веществ на Земле. Живым организмам при этом уделялась очень важная роль, поскольку предполагалось, что только жизнедеятельность организмов, приводящая к созданию сложных химических соединений, способна противостоять естественным процессам разрушения и распада. Хотя концепция Ламарка была довольно наивной и не всегда соответствовала даже тогдашнему уровню знаний в области химии, в ней были предугаданы некоторые идеи о функционировании биосферы, получившие развитие уже в начале 20-го столетия.

Безусловно, предтечей экологии можно назвать немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта, многие работы которого сейчас с полным правом считаются экологическими. Именно Гумбольдту принадлежит заслуга в переходе от изучения отдельных растений к познанию растительного покрова, как некоторой целостности. Заложив основы «географии растений», Гумбольдт не только констатировал различия в распределении разных растений, но и пытался их объяснить, связывая с особенностями климата

Попытки выяснить роль тех иных факторов в распределении растительности предпринимались и другими учеными. В частности, этот вопрос исследовал О. Декандоль, подчеркнувший важность не только физических условий, но и конкуренции между разными видами за общие ресурсы. Ж. Б. Буссенго заложил основы агрохимии, показав, что все растения нуждаются в азоте почвы. Он же выяснил, что для успешного завершения развития растению необходимо определенное количество тепла, которое можно оценить, суммируя температуры за каждый день для всего периода развития. Ю. Либих показал, что разные химические элементы, необходимые растению, являются незаменимыми. Поэтому если растению не хватает какого-либо одного элемента, например, фосфора, то недостаток его никак не может быть компенсирован добавлением другого элемента — азота или калия. Данное правило, ставшее потом известным как «закон минимума Либиха», сыграло важную роль при внедрении в практику сельского хозяйства минеральных удобрений. Свое значение оно сохраняет и в современной экологии, особенно при изучении факторов, ограничивающих распределение или рост численности организмов.

2. 60-е годы 19-го века – 50-е годы 20-го века. Важный этап в становлении экологии как новой области знания. Во второй половине 19 века исследования, которые по сути своей были экологическими, стали проводиться во многих странах, причем как ботаниками, так и зоологами. Ознаменовался выходом работ русских учёных Н.А.Северцова, В.В.Докучаева, В.И.Вернадского.

Выдающуюся роль в подготовке научного сообщества к восприятию в дальнейшем экологических идей имели работы Ч. Дарвина, прежде всего его теория «естественного отбора» как движущей силы эволюции. Дарвин исходил из того, что любой вид живых организмов может увеличивать свою численность в геометрической прогрессии (по экспоненциальному закону, если пользоваться современной формулировкой), а поскольку ресурсов для поддержания растущей популяции вскоре начинает не хватать, то между особями обязательно возникает конкуренция (борьба за существование). Победителями в этой борьбе оказываются особи, наиболее приспособленные к данным конкретным условиям, т. е. сумевшие выжить и оставить жизнеспособное потомство. Теория Дарвина сохраняет свое непреходящее значение и для современной экологии, нередко задавая направление поиска определенных взаимосвязей и позволяя понять суть разных «стратегий выживания», используемых организмами в тех или иных условиях. Таким образом, его понятие «борьба за существование», которую можно рассматривать как взаимодействие живых организмов с биотическими и абиотическими условиями среды.

Важнейший вклад в экологию был сделан В.Н. Вернадским. Научной основой глобальной экологии послужил его труд "Биосфе­ра", вышедший в свет в 1926 г. В нём были развиты представления о плане­тарной геохимической роли живого вещества.

Экологи сразу же воспользовались идеями В.Н. Вернадского. В 1928 г. В.Н. Беклемишев выдвинул концепцию геомериды, в которой всё живое вещество биосферы рассматривалось как некоторое системное единство.

Позже, в 1942 г., В.Н. Сукачёв предложил понятие биогеоценоз, рассматривая его как термодинамическую систему. Многими российскими экологами биогеоценоз рассматривается как синоним экосистемы. Этот тер­мин нередко применяют в географии для определения элементарного ландшафта. Если географы исследуют территорию с существующим на ней биогеоценозом, а геохимики - движение химических элементов на этом про­странстве, то экологи исследуют весь комплекс процессов и явлений, внут­ренние взаимодействия компонентов, совокупность прямых и обратных свя­зей.

С введением практически однозначных понятий «экосистема» А.Тенсли и «биогеоценоз» В.Н.Сукачёвым стали интенсивно развиваться экологические исследования надорганизменного уровня. Это направление широко использовало количественные методы определения функций экосистем и математическое моделирование биологических процессов.

В двадцатые-сороковые годы прошлого века экология становится количественной наукой. После работ американского биофизика А. Лотки и итальянского математика В. Вольтерра появляются первые математические модели экологических явлений, среди которых особое место занимает модель конкурентного вытеснения Лотки-Вольтерра.

Эти идеи нашли благоприятную почву в России. Развитие экологии в России связано с именами выдающихся россий­ских биологов:А.Ф. Миддендорфа, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцова, Д.Н. Кашкарова, В.Н. Сукачёва, Л.Г. Раменского, А.Н. Формозова, Г.А. Новикова, С.С. Шварца, В.Е. Соколова, И.А. Шилова, В.Н. Большакова, Н.Ф. Реймерса, В.Р. Дольника, В.С. Ивлева, Г.Г. Винберга, А.М. Гилярова, Н.П. Наумова и др.

Г.Ф. Гаузе изложил принципы конкурентного исключения, провёл первые экспериментальные исследования взаимоотношения видов. В начале 30-х гг. В.С. Ивлев, широко используя экспериментальные и математические методы, создал концепцию трофологии, разработал балансовый подход к изучению роста и развития жи­вотных и к исследованиям экосистем. Основные идеи балансового подхода были сформулированы Л.Л. Россолимо. В.С. Ивлев рассматривал исследова­ние баланса веществ и энергии в изучении водоёмов как мощное орудие для решения теоретических задач и практических целей. В.В. Станчинский раз­вил представления о трофических уровнях и "пирамиде энергии". Были за­ложены основы экосистемного подхода в экологии.

Так, в Германии, в 1872 г. выходит капитальный труд Августа Гризебаха (1814-1879), впервые давшего описание основных растительных сообществ всего земного шара (эти работы были изданы и на русском языке), а в 1898 г. - крупная сводка Франца Шимпера (1856-1901) «География растений на физиологической основе», в которой приведено множество подробных сведений о зависимости растений от различных факторов среды. Еще один немецкий исследователь - Карл Мебиус, изучая воспроизводство устриц на отмелях (так называемых устричных банках) Северного моря, предложил термин «биоценоз», которым обозначил совокупность различных живых существ, обитающих на одной территории и между собой тесно взаимосвязанных.

На рубеже 19 и 20 столетий само слово «экология», почти не использовавшееся в первые 20-30 лет после того, как оно было предложено Геккелем, начинает употребляться все чаще и чаще. Появляются люди, называющие себя экологами и стремящиеся развивать именно экологические исследования. В 1895 г. датский исследователь И. Э. Варминг публикует учебное пособие по «экологической географии» растений, вскоре переведенное на немецкий, польский, русский (1901 г.), а потом и на английский языки. В это время экология чаще всего рассматривается как продолжение физиологии, только перенесшей свои исследования из лаборатории непосредственно в природу. Основное внимание уделяется при этом изучению воздействия на организмы тех или иных факторов внешней среды. Иногда, однако, ставятся совсем новые задачи, например, выявить общие, регулярно повторяющиеся черты в развитии разных природных комплексов организмов (сообществ, биоценозов).

Растительным сообществам немало внимания уделялось и в России. Так, Сергей Иванович Коржинский (1861-1900), изучая границу лесной и степной зон, подчеркнул, что помимо зависимости растительности от климатических условий, не менее важно и воздействие самих растений на физическую среду, их способность делать ее более пригодной для произрастания других видов. В России (а потом и в СССР) для развития исследований растительных сообществ (или иначе говоря — фитоценологии) важное значение имели научные труды и организаторская деятельность В. Н. Сукачева. Сукачев одним из первых начал экспериментальные исследования конкуренции и предложил свою классификацию разных типов сукцессии. Он постоянно разрабатывал учение о растительных сообществах (фитоценозах), которые трактовал как целостные образования (в этом был близок к Клементсу, хотя идеи последнего очень часто критиковал). Позже, уже в 1940-х годах, Сукачев сформулировал представление о биогеоценозе - природном комплексе, включающем не только растительное сообщество, но также почву, климатические и гидрологические условия, животных, микроорганизмы и т. д. Исследование биогеоценозов в СССР нередко считали самостоятельной наукой - биогеоценологией. В настоящее время биогеоценология обычно рассматривается как часть экологии

Для превращения экологии в самостоятельную науку очень важными были 1920-1940-е годы. В это время публикуется ряд книг по разным аспектам экологии, начинают выходить специализированные журналы (некоторые из них существуют до сих пор), возникают экологические общества. Но самое главное — постепенно формируется теоретическая основа новой науки, предлагаются первые математические модели и вырабатывается своя методология, позволяющая ставить и решать определенные задачи. Тогда же оформляются два достаточно разных подхода, существующие и в современной экологии: популяционный — уделяющий основное внимание динамике численности организмов и их распределению в пространстве, и экосистемный — концентрирующийся на процессах круговорота вещества и трансформации энергии.

Важную роль в формировании круга проблем, изучаемых экологией, и в становлении ее методологии сыграло, в частности, представление о сукцессии. Так, в США Генри Каульс (1869-1939) восстановил детальную картину сукцессии, изучая растительность на песчаных дюнах около озера Мичиган. Дюны эти образовались в разное время, и потому на них можно было найти сообщества разного возраста - от самых молодых, представленных немногими травянистыми растениями, которые способны расти на зыбучих песках, до наиболее зрелых, являющих собой настоящие смешанные леса на старых закрепленных дюнах. В дальнейшем концепцию сукцессии детально разрабатывал другой американский исследователь - Фредерик Клементе (1874-1945). Сообщество он трактовал как в высшей мере целостное образование, чем-то напоминающее организм, например, как и организм, претерпевающее определенное развитие - от молодости до зрелости, а потом и старости. Клементе полагал, что если на начальных этапах сукцессии разные сообщества в одной местности могут сильно различаться, то на более поздних они становятся все более и более сходными. В конце концов, оказывается так, что для каждой области с определенным климатом и почвой характерно только одно зрелое (климаксное) сообщество.

3. 60-е годы 20-го века - до наших дней. С середины столетия экология оказывается в центре общечеловеческих проблем, завершается становление экологии как комплексной самостоятельной науки, имеющей собственную теорию и методологию, свой круг проблем, и свои подходы к их решению. Продолжаются исследования свойств биосферы, начатые В.И. Вернадским.

Математические модели постепенно становятся более реалистичными: их предсказания могут быть проверены в эксперименте или наблюдениями в природе. Сами же эксперименты и наблюдения все чаще планируются и проводятся так, чтобы полученные результаты позволяли принять или опровергнуть заранее выдвинутую гипотезу. Заметный вклад в становление методологии современной экологии внесли работы американского исследователя Роберта Макартура (1930-1972), удачно сочетавшего в себе таланты математика и биолога-натуралиста. Макартур исследовал закономерности соотношения численностеи разных видов, входящих в одно сообщество, выбор хищником наиболее оптимальной жертвы, зависимость числа видов, населяющих остров, от его размера и удаленности от материка, степень допустимого перекрывания экологических ниш сосуществующих видов и ряд других задач. Констатируя наличие в природе некой повторяющейся регулярности («паттерна»), Макартур предлагал одну или несколько альтернативных гипотез, объясняющих механизм возникновения данной регулярности, строил соответствующие математические модели, а затем сопоставлял их с эмпирическими данными. Свою точку зрения Макартур очень четко сформулировал в книге «Географическая экология» (1972), написанной им, когда он был неизлечимо болен, за несколько месяцев до своей безвременной кончины.

Подход, который развивали Макартур и его последователи, был ориентирован прежде всего на выяснение общих принципов устройства (структуры) любых сообществ. Однако, в рамках подхода, получившего распространение несколько позже, в 1980-х гг., основное внимание было перенесено на процессы и механизмы, в результате которых происходило формирование этой структуры. Например, при изучении конкурентного вытеснения одного вида другим, экологи стали интересоваться прежде всего механизмами этого вытеснения и теми особенностями видов, которые предопределяют исход их взаимодействия. Выяснилось, например, что при конкуренции разных видов растений за элементы минерального питания (азот или фосфор) победителем часто оказывается не тот вид, который в принципе (при отсутствии дефицита ресурсов) может расти быстрее, а тот, который способен поддерживать хотя бы минимальный рост при более низкой концентрации в среде этого элемента.

Особое внимание исследователи стали уделять эволюции жизненного цикла и разным стратегиям выживания. Поскольку возможности организмов всегда ограничены, а за каждое эволюционное приобретение организмам приходится чем-то расплачиваться, то между отдельными признаками неизбежно возникают четко выраженные отрицательные корреляции (так называемые «трейдоффы»). Нельзя, например, растению очень быстро расти и в то же время образовывать надежные средства защиты от травоядных животных. Изучение подобных корреляций позволяет выяснить, как в принципе достигается сама возможность существования организмов в тех или иных условиях.

Стало ясно, что популяция - не просто «население», т. е. сумма особей на какой-то территории, а самостоятельная биологическая (экологическая) система надорганизменного уровня, обладающая определенными функциями и механизмами авторегуляции, которые поддерживают ее самостоятельность и функциональную устойчивость. Это направление наряду с интенсивным исследованием многовидовых систем занимает важное место в современной классической экологии. Выдающимися представителями классической экологии этого периода являются Ю. Одум, Н.Ф. Реймерс, Н.П. И.А. Наумов, С.С. Шварц. Постепенно раскрывается роль многовидовых совокупностей живых организмов в осуществлении биогенного круговорота веществ и поддержании жизни на Земле.

Неоценимую роль в развитии глобальной экологии сыграли работы Н.Н. Моисеева по моделированию «ядерной зимы», М.И. Будыко по техногенным воздействиям на климат. Прошедшие в 1972 и 1992 году конференции ООН по Окружающей среде и развитию дали толчок к пониманию важности экологических проблем и подвели к принятию серии важных решений, касающихся производства веществ, разрушающих озоновый слой, снижения выбросов парниковых газов.

В современной экологии по-прежнему сохраняют свою актуальность некоторые проблемы, имеющие уже давнюю историю исследований: например, установление общих закономерностей динамики обилия организмов, оценка роли разных факторов, ограничивающих рост популяций, выяснение причин циклических (регулярных) колебаний численности. В этой области достигнут значительный прогресс - для многих конкретных популяций выявлены механизмы регуляции их численности, в том числе и тех, которые порождают циклические изменения численности. Продолжаются и исследования взаимоотношений типа «хищник-жертва», конкуренции, а также взаимовыгодного сотрудничества разных видов - мутуализма.

Новым направлением последних лет является так называемая макроэкология - сравнительное изучение разных видов в масштабах больших пространств (сопоставимых с размерами континентов).

Громадный прогресс в конце 20-го столетия достигнут в изучении круговорота веществ и потока энергии. Прежде всего это связано с совершенствованием количественных методов оценки интенсивности тех или иных процессов, а также с растущими возможностями широкомасштабного применения этих методов. Примером может быть дистанционное (со спутников) определение содержания хлорофилла в поверхностных водах моря, позволяющее составить карты распределения фитопланктона для всего Мирового океана и оценить сезонные изменения его продукции

 

3. Определение науки экологии

 

Окружающая нас живая природа - это не беспорядочное и случайное сочетание живых существ, а устойчивая и организованная система, сложившаяся в процессе эволюции органического мира. Каждый вид занимает в этой системе определенное место.

Изучением живых организмов как отдельных особей, так и членов популяций и сообществ в их взаимодействии со средой обитания занимается экология.

В буквальном смысле экология (от греческого oikos – жилище, дом и logos – слово, учение) - это наука о собственном доме. Обычно экологию определяют как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

В научной и учебной литературе последнего десятилетия можно найти множество определений экологии как науки, как учебной дисциплины, но далеко не все из них отображают ее суть в современном понимании и значение.

Реймерс (1992): «Современная экология – новый раздел знания, наука о выживании в окружающей среде, фундаментальная основа для природоохранного и средоохранного знания. Для экологии характерен широкий, системный межотраслевой взгляд, она из строго биологической науки превратилась в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики…».

Воронков (1999): “Современную экологию можно рассматривать как науку, занимающуюся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане – это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобрел глобальные масштабы”.

Современная экология (21 ст.) – комплекс наук о строении, функционировании, взаимосвязях многокомпонентных и многоуровневых систем в природе и обществе и способы корелляции взаимного влияния техносферы и биосферы с целью сбережения человечества и биосферы.

Простыми словами экология - междсциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Экология в настоящее время стала популярной. К сожалению, в нашей стране слово "экология" с лёгкой руки непрофессионалов широко употребля­ется для обозначения всех форм взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе им же созданной. Во многих случаях слово "экология" используется как слово-паразит, для придания речи наукообразия.

Часто науку экологию и окружающую среду рассматривают как сино­нимы и связывают с проблемами взаимоотношений человеческого сообщест­ва и природы. И если происходит, например, загрязнение окружающей сре­ды, говорят о "плохой экологии", подразумевая, вероятно, что есть ещё и "хорошая экология".

Однако экология - это наука, и как любая наука она не может быть плохой или хорошей. Всякое непрофессиональное использование понятия экологии в конечном счёте приведёт и уже приводит к размыванию её как науки, которая, как и всякая наука, имеет свой специфический пред­мет, методы и цель исследования.

Используемые нами выше понятия «природа», «окружающая среда» необходимо разграничивать.

Природа – объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека. Это продукт длительной эволюции планеты.

Окружающая среда – совокупность элементов живой и неживой природы, окружающей организм.

Охрана окружающей природной среды - это комплекс государственных, международных, региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий, направленных на поддержание химических, физических и биологических параметров функционирования природных систем в пределах необходимых с точки зрения здоровья и благосостояния человека.

Техносфера – (от греч «техно» - искусство, мастерство и «шаира» - шар, сфера) – часть биосферы, охваченная влиянием деятельности человека, его технических средств, работающих или сооружаемых объектов (города, заводы, жел дороги и т.д). Т. е техносфера – неестественное состояние биосферы, которое характеризуется прогрессирующим загрязнением компонентов окружающей среды.

4. Предмет, объект, цель и основные задачи экологии

Предметом исследования экологии являются взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания, а также особенности влияния природных и антропогенных факторов на функционирование экосистем и биосферы в целом.

Основной объект изучения в экологии - экосистемы планеты всех уровней, т. е. единые природ­ные комплексы, образованные живыми организмами и сре­дой обитания.

В центре внимания экологии - то, что непосредственно связывает организм с окружающей средой, позволяя жить в тех или иных условиях. Экологов интересует, например, что потребляет организм и что выделяет, как быстро он растет, в каком возрасте приступает к размножению, сколько потомков производит на свет, и какова вероятность у этих потомков дожить до определенного возраста. Объектами экологии чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы.

Цель исследований – определение оптимальных путей координации гармоничного эколого-экономично сбалансированного сосуществования техносферы и биосферы, принципов и критериев эффективной локальной, региональной и глобальной экополитики.

Основные задачи современной экологии:

- исследование закономерностей организации жизни, общего состояния современной биосферы и биологических систем всех уровней (условий и факторов их формирования, а также причин и количества изменений под влиянием различных природных и антропогенных факторов);

- прогнозирование динамики состояния экосистем и биосферы в целом во времени и пространстве;

- разработка, с учетом основных экологических законов, путей гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы, сбережение возможности биосферы к саморегуляции и самовосстановлению, т.е создание научной основы рационального использования природных ресурсов и др.

Большое значение имеет экология для развития различных отраслей народного хозяйства, т.е служит основной теоретической базой. Наиболее важные области применения экологических знаний - это охрана природы, сельское хозяйство, промышленность (например, создание безотходных технологий).

В процессе профессиональной деятельности будущий специалист инженер неизбежно будет влиять на окружающую среду и живущие в ней живые организмы.

Таким образом, задачи экологии применительно к деятельности инженера промышленного производства или проектно-конструкторского предприятия могут быть следующие:

1) Оптимизация технологических, и конструкторских решений, исходя из минимального ущерба окружающей среде.

2) Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий действующих и проектируемых предприятий на окружающую среду.

3) Своевременное выявление и корректировка технологических процессов, наносящих ущерб окружающей среде.

4) Создание систем переработки отходов промышленности.

Сейчас одной из наиболее важных осознанных задач социума является оптимизация взаимоотношений между человеком и природой. Реализация этого процесса есть главная задача экологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.