Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи и результаты изучения дисциплины и ее освоения




Литературные роды, виды, жанры

Особенности рода Методика изучения, технологиче­ские приёмы
Эпос — авторский рассказ о событиях
Сюжет – последовательность событий Путь анализа вслед за автором, по сюжету. Составление сюжетного плана, рисование сюжетной цепочки
Эпизод – звено в цепи сюжета Отбор эпизодов в соответствии с педагогической концепцией тек­ста. Выяснение логической связи эпи­зодов, значение финальных эпизо­дов
Герой – движущая сача событий Составление ключевой структур­ной схемы, система образов про­изведения. Выяснение мотивов, причин, по­следствий поступков героев, их оценка. Анализ взаимоотношений героев
Идея – главная мысль автора Работа над названием, дописыва­ние сюжета. Определение способов выражения авторского сознания (лексических,сюжетных и др.)    
Лирика - изображение чувств
Картина – изображение жизни Рисунок как способ выражения внутреннего читательского виде­ния, его адекватность авторскому образу. Составление «картинного» плана, ассоциативных рядов, системы об­разов
Чувство, настроение - «...Глав­ное не сама картина, а чувство, ко­торое она вызывает» (М. А. Рыб­никова) Определение лирического сюжета, борьбы мотивов, развития чувства. Составление «партитуры чувств». Выразительное чтение
Слово - носитель эмоционально-образной информации Работа с «ключевыми», рисующи­ми образ словами. Медленное чтение
Стиль – совокупность способов изображения Сопоставительный анализ как способ выявления стиля автора. Воссоздание целого по структур­ным единицам
Драма – «подражание действию действием, а не рассказом»
Конфликт – основа драмы Анализ и оценка позиций конф­ликтующих сторон. Чтение по ролям.
Герой – действующее лицо Анализ поступков героя, его речи
Подтекст – внутреннее содержа­ние Анализ деталей, повторов, пауз. Анализ ремарок, выяснение внут­реннего смысла действий. Катарсис трагедии
Авторская позиция Определение авторской позиции при «отсутствии» автора в драме. Анализ афиши, ремарок, «немых сцен»

– получение необходимых знаний об отечественной литературе от ее истоков до наших дней;

– изучение закономерностей развития отечественной литературы и наиболее значительных ее явлений;

– определение места и значения художественного произведения в общелитературном процессе, прогнозирование степени влияния текста на читателя в зависимости от конкретной исторической ситуации.

В результаты изучения дисциплины будущий педагог обязан:

Знать:

– специфику литературы как вида искусства, ее основные функции;

– закономерности литературного процесса;

– знать основные периоды в развитии древнерусского литературы – литературы XX века и постсоветского периода.

Уметь:

– рассматривать литературное произведение как целостную структуру;

– моделировать фрагменты организации читательской деятельности младших школьников с учетом теоретических понятий на практическом уровне;

– отбирать материал для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста на основе критериев.

 

Тематика курса, основные разделы

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
  История отечественной литературы как раздел науки о литературе. Теория литературы, литературный процесс, роды и жанры, художественные методы Литературоведение как наука. Разделы литературоведения: теория литературы, история литературы, литературная критика, историография, литературное краеведение и др. Теория литературы, литературный процесс, роды и жанры, художественные методы.Классицизм как художественный метод, представители классицизма. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм как метод в литературе. Представителя сентиментализма (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский). Особенности сентиментализма: интерес к чувствам, переживаниям человека. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина. Поэмы В.А. Жуковского. Романтизм и реализм как художественные методы. Пришедшие на смену сентиментализму, их основные черты. Предмет истории отечественной литературы. Русская литература в контексте отечественной культуры. Общая периодизация. Проблема синхронизации русской и европейской литературы. Основные особенности русской литературы.
  Древнерусская литература   Периодизация древней русской литературы. Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древней русской литературы. Система жанров. Переводная литература Киевской Руси. Апокрифы, их отличие от канонических книг, связь с легендой и сказкой, элементы «реалистичности». Древнейшее летописание. Повесть временных лет. Торжественное и учительское красноречие: «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Поучение Владимира Мономаха». Агиография Древней Руси. Житие Феодосия Печерского, «Сказание о Борисе и Глебе». «Хождение» игумена Даниила. Развитие культуры Руси в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Творчество Кирилла Туровского. «Притча о душе и теле» и ее символика. «Слово» Даниила Заточника. Две редакции этого памятника. Традиции и новаторство в форме и содержании, стиль и язык. Киево-Печерский патерик. Нравственные идеи патерика. «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения «Слова». Основная идея памятника, образы героев. Особенности композиции, жанра, стиля. Связь «Слова» с традиционными жанрами древнерусской литературы; ораторским красноречием, воинской повестью. Памятники древней русской литературы, связанные с татарским нашествием. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Житие Александра Невского». Соединение агиографических элементов с особенностями воинской повести. Русское предвозрождение. Второе южнославянское влияние. Эмоционально-экспрессивный стиль. «Задонщина». Творчество Епифания Премудрого. Стиль «Жития Стефана Пермского» и «Сергия Радонежского». Образ Сергия. Произведения XV-XVI веков, находящиеся за рамками господствующего стиля. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Историческое и мировое значение памятника. Особенности стиля и языка. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Формирование понятия об авторском стиле. Основные направления развития эмоционально-экспрессивного стиля. Литературные памятники обобщающего характера в середине XVI века. Великие Четьи - Минеи митрополита Макария – свод памятников древнерусской литературы. «Домострой». Эволюция житийной литературы в XVI-XVII веках. «Повесть о Петре и Февронии». Особенности художественной формы, фольклоризм.
  Русская литература XVII века Демократические бытовые и сатирические повести. Повесть о «Горе – Злосчастии». «Повесть о Савве Грудцыне». «Повесть о Фроле Скобееве».Появление сатирической повести. Новое освещение событий и новый герой в сатирических повестях XVII века. «Повесть о Шемякинском суде», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Калязинская челобитная», «О бражнике». Смеховая культура Древней Руси. Жизнь протопопа Аввакума, отражение ее в его сочинениях. «Житие» Аввакума как образец раннего автобиографического жанра. Образ автора. Аввакум – новатор в области языка и стиля. Зарождение театра при царе Алексее Михайловиче в 1672 г. Особенности содержания и формы первых пьес этого театра.
  Русская литература XVIII века Предклассицизм. Реформы Петра I. Рукописные повести. Любовные вирши. Театр и драматургия. Феофан Прокопович. Становление русского классицизма. Связь повестей петровского времени: «История о российском матросе Василии Кариотском», «История об Александре, российском дворянине». Создание общедоступного театра при Петре I. Утверждение принципа силлабо-тонического стихосложения в трактате «Краткий и новый способ к сложению стихов российских». Завершение Ломоносовым преобразования русского стиха. Учение М.В. Ломоносова о «трех штилях». Регламентация жанровой системы А.П. Сумарокова. Социальная острота и злободневность сатир Кантемира. Положительный герой в сатирах Кантемира. Бытовые картины русской жизни в сатирах Кантемира. Композиция, особенности стиха, язык сатир. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, язык, стиль. Философские оды и анакреонтика М.В. Ломоносова. Драматургия русского классицизма. Д. И. Фонвизин – драматург-новатор. Комедия «Недоросль». Жанр, композиция, язык комедии. Г.Р. Державин. Обновление литературной системы классицизма. Ранние стихотворения Г.Р. Державина. Своеобразие жанра, стиля, языка оды «Фелица». Сатирические оды Державина. Философская лирика Державина. Взгляды Державина на задачи поэзии. «Памятник». Возникновение русского сентиментализма. Концепция личности в произведениях сентименталистов. Тематика, жанры, стиль, язык произведений Карамзина. Повесть «Бедная Лиза». Художественные особенности прозы Карамзина. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основные проблемы «Путешествия». Жанр, стиль, язык «Путешествия».
  Русская литература первой половины XIX века Первая половина XIX в. ("пушкинская эпоха"); реформа поэзии, драматургии, прозы, возникновение и становление романтизма. Традиции европейского классицизма и национальное своеобразие комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и басен И. А. Крылова. "Золотой век" русской поэзии. Романтизм в поэзии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Движение декабристов и литература. Художественное своеобразие русского романтизма. Творчество А.С. Пушкина. Романтизм раннего периода. Поэзия А.С. Пушкина: темы, мотивы, ключевые образы, особенности поэтики. Роман в стихах "Евгений Онегин" и становление русского реализма. Шекспировская и мольеровская традиции в процессе формирования А.С. Пушкиным основ отечественной драматургии. Новаторство прозы А.С. Пушкина. Поэты пушкинской плеяды. Творчество М.Ю. Лермонтова. Идейные и художественные особенности его лирики. Психологизм в поэзии, драматургии, прозе. Творчество Н.В. Гоголя и проблема народности. Особенности реализма. Гротеск в гоголевской поэтике. Формирование национальной реалистической комедии. Поэма "Мертвые души". Религиозные искания Н.В. Гоголя. "Натуральная школа" 1840-х гг. Философская поэзия Ф.И. Тютчева. Литературная критика, ее роль в развитии литературы. Журналистика первой половины XIX века. Критическое наследие В.Г. Белинского. П.Я. Чаадаев, И.С. и К.С. Аксаковы и начало противостояния западников и славянофилов.
  Русская литература второй половины XIX века Литература в эпоху общественных реформ. Социальная заостренность, нравственные искания русской литературы второй половины XIX в. Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы. Литература и религиозно-философская мысль. Начало мирового признания русской литературы Русский реалистический роман (темы, образы, жанровые и стилевые особенности, психологизм, историзм, этико-эстетические проблемы). Многообразие художественных решений в русской прозе (С. Т. Аксаков, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский, И. А. Гончаров, Н.С. Лесков и др.), поэзии (Н.А. Некрасов, А.А. Фет), драматургии (А.Н. Островский). Творчество И.С. Тургенева. Романы и повести И.С. Тургенева: психологизм образов и ситуаций (создание "атмосферы"), особенности языка. И.С. Тургенев и мировая литература. Творчество Л.Н. Толстого. "Диалектика души" в ранних произведениях. Роман "Война и мир": эпичность, авторская концепция русской и мировой истории, система образов, психологизм, композиция романа, стиль. Романы "Анна Каренина" и "Воскресение". Драматургия Л.Н. Толстого и европейская "новая драма". Нравственные, философские, религиозные, педагогические, эстетические искания и ориентиры Л. Н. Толстого. Л.Н. Толстой и мировая литература. Творчество Ф.М. Достоевского. Связь с пушкинской и гоголевской традициями. Образ маленького человека, тема двойничества. Роман "Преступление и наказание": нравственная проблематика, система образов, соединение философичности и психологизма, трагедийность, "фантастический реализм". Диалогичность и другие особенности поэтики романов Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский и мировая литература. Мировое значение русской классики XIX в.
  Русская литература рубежа XIX-XX вв.   Новые тенденции в литературе рубежа XIX-XX вв. Мировое значение прозы и драматургии позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и М. Горького. Взаимодействие реализма и нереалистических течений. Творчество А.П. Чехова. Рассказы: юмор и сатира, реалистическая деталь, лаконизм и другие стилевые черты. Психологизм повестей А.П. Чехова. Новаторство чеховской драматургии. А.П. Чехов и Московский художественный театр. Ранние произведения М. Горького: реалистическое бытописание и "революционный романтизм". Проза В.Г. Короленко, А.И. Куприна. Проза и поэзия И.А. Бунина: новый уровень психологизма. Проза и драматургия Л.Н. Андреева: соединение реализма и символизма. "Серебряный век" русской поэзии (А. Ахматова, А. Белый, В. Брюсов, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Северянин, М. Цветаева и др.). Проблема традиций и новаторства в поэзии различных направлений начала XX века, формы ее решения в творчестве символистов, футуристов, акмеистов и др. Синтетический характер поэтического творчества А. А. Блока. Мир и человек в его поэмах и лирике. Образы-символы в его произведениях. Литература и первая российская революция 1905-1907 гг. Обновление реалистической литературы. Роман М. Горького "Мать" и проблема формирования литературы социалистического реализма.
  Русская литература после 1917 года Литература русского зарубежья 1917 г. — рубеж в развитии русской литературы. Судьба культурного наследия. Отечественная литература после 1917 года: многообразие литературных направлений и программ в строительстве "нового искусства". Литературные журналы. Тема России и революции в творчестве представителей традиций "серебряного века" и нового поколения поэтов. Значение поэзии С.А. Есенина в раскрытии этой темы. В.В. Маяковский как поэтической голос эпохи, создание нового поэтического языка. Эксперименты со словом и смыслом (В. Хлебников, поэты-обериугы и др.). Поиски героя новой эпохи в прозе и драматургии (Д.А. Фурманов, В.В. Вишневский и др.). Возникновение жанра антиутопии (Е.И. Замятин, А.П. Платонов). Сатира и юмор в описании новой действительности (И. Ильф и Е. Петров, М.М. Зощенко, М.А. Булгаков и др.). Литература в тоталитарном обществе 1930-50-х гг. Связь отечественной культуры и литературы с коллизиями и драмами истории XX в. Борьба за единство метода — социалистического реализма — как отражение политических реалий сталинского периода. Утверждение пафоса и драматизма переустройства общества в творчестве М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.С. Макаренко и др. Возрождение эпичности повествования, глубина психологизма, новое понимание народности. Вульгаризация принципа партийности литературы, ожесточенное преследование писателей за инакомыслие. Особое место в советской литературе творчества М.А. Булгакова: роман "Мастер и Маргарита". Литература периода Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны в последующие десятилетия. Особенности художественного освоения действительности в период "оттепели" (середина 1950-х — 1960-е гг.). А.Т. Твардовский и журнал "Новый мир". Нравственная проблематика, новые формы ее воплощения писателями 1970— 1980-х гг. (В. Астафьев, В. Распутин, произведения Ч. Ахматова на русском языке и др.). Позиция А.И. Солженицына, определившая новый уровень критицизма в русской литературе. Процессы развития русской литературы в 80—90-х гг. Исторические причины возникновения литературы русского зарубежья. Творчество В.В. Набокова. Связь с русской и зарубежной литературными традициями. Поэтика романов. Крупные деятели русской литературы в эмиграции (И.А. Бунин, 3.Н. Гиппиус, Е.И. Замятин, Вяч. Иванов, Д.С. Мережковский и др.). Основные темы: любовь к родине, ностальгия по прошлому, осмысление уроков революции (при общем ее неприятии), трагизм жизни, защита ценностей православия.
  Русская литература постсоветского периода Постсоветский период в развитии русской литературы. Кризис традиций и ценностей литературы советского периода. Русский постмодернизм. Бум массовой беллетристики. Перспективы развития литературного процесса в России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.