КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. История возникновения психологии управления
История. Понятие. Основные задачи Краткие конспекты лекций ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Время и место возникновения психологии управления (индустриальной психологии), ставшей одним из факторов повышения производительности труда точно зафиксировано. Это завод телефонного оборудования фирмы «Вестерн Электрик», расположенный на западной стороне Чикаго в Хоторне. К концу 1926 года положение на заводе, на котором работало 30 тысяч рабочих, было напряженным. Администраторы жаловались на «ворчание и недовольство», на сознательное ограничение выработки рабочими, была большая текучесть среди квалифицированных рабочих. В поисках путей повышения производительности труда и уменьшения текучести кадров администрация фирмы «Вестерн Электрик» обратилась за помощью к профессору Элтону Мэйо (1880—1949). Опыты в Хоторне под руководством Мэйо начались в 1927 году и продолжались несколько лет. Результаты их легли в основу его доктрины «человеческих отношений». До этого основой системы управления персоналом была теория Тейлора. Ф. Тэйлор (1856—.1915) не был ни социологом, ни психологом. Всю свою жизнь он считал себя только инженером и подходил к рабочим с «энергетических позиций». Э. Мэйо по образованию был врач-психиатр, по специальности психолог. Он считал, что для того, чтобы поднять производительность и избежать конфликтов между рабочими и администрацией необходимо влиять на психологию людей, он подходил к управлению с психологических позиций. В своей системе Тейлор делал ставку на индивидуальный труд, сдельщину. «При научном управлении,—писал Тейлор, — мы имеем дело с отдельными рабочими, а не с бригадой». Он отбрасывал всякие формы коллективного стимулирования.
Решающее значение с точки зрения Мэйо в его экспериментах имел тот факт, что в наблюдаемой им группе и вокруг нее возникли особенные, весьма необычные отношения между людьми. Мэйо установил, что шесть работниц невольно образовали сплоченную, так называемую «неформальную группу», сдружились, помогали друг другу. Одна из них, честолюбивая итальянка, стала лидером. Мэйо пришел к пииоду, что рабочие достаточно интеллигентны, имеют мысли и идеи, которые могут быть ценными для компании. В свою очередь, рабочие» участвовавшие в экспериментах Мэйо, гордились тем, что с их мнением считались. Тэйлор знал два стимула—угроза наказания и денежное поощрение. В опытах Мэйо было установлено, что рабочий не просто «экономический человек», реагирующий только на заработную плату. Выяснилось, что есть стимулы и посильнее денежных, причем диапазон этих стимулов очень велик. По сравнению с угрозой наказания более действенными оказались: поощрение похвалой, воспитание чувства гордости за свою фирму, внушение рабочим, что их цели совпадают с целями фирмы. Психологические исследования показали, что средний рабочий нуждается в возможностях для выявления личных качеств, в «отдушинах» для выражения творческих способностей, в сознании, что он что-то значит и приносит пользу, является интегральной частью сильной и постоянной группы, которая может дать ему чувство социальной уверенности. Наблюдения в Хоторне показали прямую зависимость производительности труда от самых разнообразных условий. На основании этих исследований был сделан важный вывод для производственной практики, что заработная плата — не единственный производственный стимул человека. Чтобы высвободить весь творческий потенциал работника, нужны не только экономические, но также социальные и психологические стимулы.
Основными функциями мастера Тейлор считал управление, надзор, планирование и подбор кадров. В противовес ему Мэйо пришел к выводу, что, при подборе мастера необходимо учитывать не столько технические знания, сколько его способность руководить людьми, устанавливать с ними отношения. Мастер, по мнению Мэйо, центральная фигурав системе «человеческих отношений», от которого прежде всего зависит «социальная» ситуация и моральное состояние рабочих, — факторы, с которыми не считался Тейлор. Его не интересовал досуг рабочих. Мэйо же проявил интерес и к этой сфере, к внутреннему миру рабочих, разделяя их чаяния и опасения. После двух с половиной лет социально-психологических экспериментов в Хоторне производительность труда рабочих возросла в среднем на 40 процентов по сравнению с исходным уровнем. Ученый установил, что это повышение производительности труда не было связано с изменениями условий, а всегда имело психологические причины. Регулярные врачебные осмотры рабочих не обнаруживали признаков их повышенного утомления, а прогулы сократились на 80 процентов. Прекратилась текучесть кадров в экспериментальных группах. Таким образом, эксперименты в Хоторне вскрыли «золотую жилу» повышения производительности труда без добавочных затрат — за счет психологических факторов. Открылись резервы, которые и не снились Тейлору с его убогим запасом меркантильных стимулов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |