Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верховный статус повседневности и человеческое ее неприятие

Вероятностное видение мира и свобода

Человеческое бытие процесс вероятностный, возможностный. В нем не только наряду с действительным бытием соприсутствует возможное бытие, но в человеческом бытии возможность выше действительности. Руссо в письме к Мальзербу писал, что если бы все его мечты сбылись, он не перестал бы мечтать.

Эта позиция в видении человеческого бытия отвечает также современному статистическому видению мира. Новая парадигматика говорит о перемещении смысла человеческого существования к проблеме возможного, виртуального, того, что человек может совершить лишь посредством нравственного и интеллектуального напряжения.[14]

Именно вероятностное видение человеческого мира позволяет ввести понятие свободы. Человек обладает свободой воли именно потому, что человек живет как бы в двух мирах: мире действительности и мире возможности.

 

Мы живем во многих мирах, особенно если учесть то, что мы говорили только что о вероятностном видении человеческого бытия. Однако, мы все время должны помнить о том своеобразном приоритете, которым обладает мир действительности, предстающий прежде всего как мир повседневности.

«Повседневная жизнь резко отличается от других осознаваемых мною реальностей. Я один в мире снов, но я знаю, что мир повседневной жизни столь же реален для других, как и для меня…Естественная установка именно поэтому и является установкой повседневного сознания, что связана с миром, общим для многих людей».[15]

Мы понимаем верховный статус повседневности, но в то же время радикально не принимаем ее.

Ученый и философ стремится перейти от естественной установки к теоретической установке. Ребенок переключается из мира повседневности в мир игры.

Наконец, религия самым радикальным способом переключает человека в мир иной, в тот мир, который манифестирует неприятие повседневности.

В религиозной жизни этот акт предстает как аскеза.

Аскеза может быть двух типов:

С одной стороны, активный аскетизм, т.е. угодная Богу деятельностью в качестве орудия Божия. С другой стороны, созерцательный аскетизм, созерцательное обладание спасением, - аскетизм, свойственный мистике, где речь идет не о том, чтобы действовать, а о том, чтобы иметь, где человек является не орудием, а сосудом божественной воли, деятельность же в миру должна представляться угрозой совершенно иррациональному и внемирскому состоянию, заключающемуся в ощущении своей спасенности. Для подлинно мистика всегда остается в сил тезис: тварь должна молчать, чтобы мог говорить Бог.[16]

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человеческая природа и человеческое бытие | Человеческое бытие по М. Хайдеггеру и М. М. Бахтину
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.