Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия и монопольная власть

 

В целом, все методы контроля над ценой дают монополии монопольную власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Однако не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Более того, обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией, так как, например, степень монопольной (рыночной) власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.

В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, что кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею.

 

Обладание монопольной властью – это свобода установления цены на свой товар.

 

 

Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль. Лишь варьируя объемом выпуска, то фирма-монополист может достигнуть цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.

Поскольку чистая монополия встречается достаточно редко, то на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом, а значит и сила монопольной власти зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, тем меньше рыночная (монопольная) власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1) Эластичности рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

В целом, существует правило учета эластичности спроса фирмой монополистом: максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном участке (рис.33).Эта комбинация зависит также и от издержек.

Рисунок 33 показывает, что в условиях простой монополии (без ценовой дискриминации) для увеличения продаж фирма должна снизить цену продукции, поэтому кривая предельного дохода (MR) лежит ниже ее понижающейся кривой спроса (D). Валовой доход (TR) увеличивается снижающимся темпом, достигает максимума и затем понижается. На рисунке видна и связь TR и MR. При движении вниз по

Рис.33. Зависимость монопольного спроса, предельного дохода и валового дохода от ценовой эластичности

 

эластичному отрезку кривой спроса TRвозрастает, и, следовательно, MR является положительным. Когда TR достигает своего максимума, MR равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса TR снижается так, что MR становится отрицательным.

Данная зависимость показана и в таблице 10.

Таблица 10.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины появления и виды монополий. Монополия и монопольная власть. Ценовая дискриминация в условиях монополии | Ценовая дискриминация в условиях монополии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.