Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акторы политического процесса

Компоненты политического процесса.

Процесс властвования – это сочетание с одной стороны государственное правления, с другой – политического участия граждан. Государственное правление подразумевает функционирование институтов власти (парламент, правительство), участие граждан предполагает индивидуальную активность граждан, деятельность групп интересов или деятельность политических партий.

Таким образом, процесс властвования представляет собой сложную конфигурацию, с одной стороны – сознательная, с другой – стихийная деятельность, результат спонтанной деятельности граждан. Они могут конфигурировать и сочетаться между собой по горизонтали (государство и различные соц группы граждан, взаимодействующие на паритетных началах в качестве партнеров; и эти партнеры стремятся к согласованию, рациональному достижению каких-л конкретных целей, выступая, партнерами (отношение на паритетных началах) пример: отношения в германии или Швеции те периоды их истории, когда у власти находились социал-демократы; равноправный диалог с одной стороны правительства, профсоюзов, и предпринимателей с другой. Могут они выстраиваться и по вертикали, тогда власти этот полит процесс рисуется как стихая, которой противостоят органы гос власти. Эти последние формулирует цели, принимают решения, иногда жесткие, по поводу национальных государственных приоритетов. Ещё более характерно это для авторитарных режимов.

Взаимодействие между группой, осуществляющей функцию управления и другими группами, которые нажимают на властвующие элиты общества, что но при этом сотрудничают либо конкурируют друг с другом, при переходе от одной структуры баланса сил к другой.

ПП – сложное многосоставное явление, т.е. макропроцесс, который состоит из ряда микропроцессов (субпроцесс). Электоральный процесс может быть назван макропроцессов, так как сам состоит из субпроцессов (микропроцессов), один из субпроцессов – избирательные кампании конкретных полит партий. Субпроцесс – это различные действия акторов по обеспечению равных состязательных условий в ходе избир кампаний. Общество может проявлять активность - это будет тоже субпроцесс. У новых групп уже свои роли и функции. Активно проявляют себя меньшая часть общества. Масса людей остается относительно пассивной даже в период электоральной компании. Между выборами этот тем более очевидно. Активное меньшинство, представленное с одной стороны элитами, с другой активистами, движения общественными лидерами (партий, групп, общественного мнения). Деятельность этих активистов освещается СМИ, в случае благоприятного исхода все награды и «награды» достаются им. А в случае неудачного в них же летят и все обвинения. Активное меньшинство либо известные люди герои, либо злодеи, либо и то и другое за всю свою карьеру. Роль деятельных полит акторов нельзя ограничивать только ролью этих активистов и лидеров. Алмонд и Пауэлл: «Рядом с «большим» человеком есть анонимные помощники и соответствующая система взаимодействия между ними». Для понимание активности отдельных полит акторов:

Потенциал и статус полит акторов,

Вид действия

Способ взаимодействия между ними.

Потенциал и статут полит акторов зависит от а) состава (участников) полит субъектов (индивидулаьные – независимый канщдидат в одномандатном округе; групповые субъекты – полит партии); б) от степени организованности, млобилизованности, сознательности группового субхъекта. Сравнительно малые но хорошо организованные партии добивались ботльшего, чем менее организованные, аморфные большие партии (пример, партия большевиков); в) Объем ресурсов. Прочность и контроль над ними.

Вид действия могут иметь парламентскую форму (рассмотрение иили принятие законопроектов, парламентские слушания, следствия, смотреть отчитывание правительства или министров) или внепарламентские действия(митинги, шествия, демонстрации). Могут быть насильственные (беспорядлки, подавление митингов, забастовки) и ненасильственные (опираются на убеждение, манипулирование общественным мнением, бюрократическое регулирование, атовритет тому, кто действие осуществляет). Официальные и неофициальное лвияние полит акторов по поводу доступа к рычагам власти.

Свособ взаимодействия между акторами. Действия различных акторов, направленные друг н адруга формируют более менее устойчивые отношения и связи между ними. Главные виды взаимодействия между акторами: Конфронтация, нейтралитет, Компромисс, союз (коалиция) и консенсус.

Конфронтация подразумевает полярность позиций и интересов автора, которые могут привести к открытому противоборству (вооруженному мб).

Нейтралитет - временное выключение» какого то субъекта из поля активного взаимодействия с другими актора.

Компромисс – 1) тип соглашений, на основе взаимных уступок (наличие проигравший и победитель), 2) сама уступка во имя которого идёт соглашение.

Сохранения статуса–кво, поддержание стабильности. Но сохраняются различия во взглядах.

Союз (коалиция) – более менее тесное общение, которое начинает принимать дружественные формы, результат пересечения интересов акторов и возможно совпадение интересов.

Консенсус предполагает, что по всем важнейшим позициям почти или полностью совпадение интересов (мб объединения различных партий). (Лат.) Согласие – тип соглашения, которое достигается на базе согласования всех договаривающихся сторон (нет относительно победивших и относительно проигравших).

p.s. Все голосуют за – консенсуальные выборы (рейтинговая система).

Всякое состояние полит процесса характеризуется конкретной расстановкой и соотношением социально политических сил. В этой связи используется понятие расстановка сил – определяет качественное измерение полит сцены в конкретной ситуации. Соотношение сил – (равновесие или неравновесие) отражает количественные характеристики полит сцены. Потенциал акторов, объем и конкретная составляющая ресурсов, которые вы контролируете и способность их реализовать в нужном месте. Расстановка сил предполагает рассмотрение позиций актора относительно властного центра (мб властью или провластная (вне и поддерживать) и вне и не поддерживать (оппозиция), и нейтралитет).выяснить диспозицию (предрасположение или как вы относитесь к другим) этого актора по отношению к другим акторам на политическим сцене.

Т.о., расстановка сил будет означать определенную конфигурацию позиций и диспозиций основных субъектов в каждой конкретной ситуации.

ДЗ. План.

Анализ политического процесса во Франции с 1848 – по 1851 годы (марксистские методы анализа полит процесса).

1. Фаза: Февраль май 48 года.

2. Вторая: май 48 – май 49

3. Третья: май 49 – декабрь 51.

А) хронология событий

Б) Анализ расстановки и соотношение социально политических сил

В) Анализ состояния институтов.

Вышеперечисленное для каждого из 3-х.

Г) (для пункта 3) бонапартизм и его отличительные черты (л. Троцкий Рабочее государство термидор и бонапартизм. Ещё1 к вопросу о бонапартизме». Бюллетень оппозиции (1935 год). Вариант 43). Г.Зюганов «Идти вперед». Молодая гвардия. 2005, то, что про бонапартизм). Сначала теорию, потом отпечаток на современности.

 

Литература:

Классовая борьба во Франции 1848-1850

18 примера Луи Бонапарта.

 

Монография: История Франции в трёх томах. Москва. Наука. 1973 год том 2. 263 – 332.

Учебник: «Новая история». Застенкер Москва высшая школа 1972 год. 413-432 стр.

К институциональной сфере относится конституция, могут относиться какие то законы. НО не могут относиться НПА, которые меняют как перчатки =) Конституция учреждает социальные, политические порядки. Госвенные и негосвенные Организации, которые создаются и действуют по конституции (пример, институт парламентаризма, президентства).

P.S. Правящая партия – та, которая формирует правительство (правящие те, кто входит в Правительство).

Парламентские запросы (адресуются членам правительства, который должен прийти в парламент и отчитаться перед ним).

Парламентские комитеты


 

Особенности политического процесса в России.

ПП в России в периоде после краха ССР развивался противоречиво и разнопланово. На первых парах в нем можно было выделить различные типы полит поведения, которые были характерны частично для тоталитарного, авторитарного и мб демократического.

Особенности 90ых годов:

ПП носил плюралистический характер (в отличие от советского периода, характеризующийся единовластью КПСС).

2. Все субъекты ПП в 90ых годах пребывали в состоянии нестабильности, отчасти неопределенности (особенно 90, 91, 92, 930). Полит субъекты – гос-во, полит партии, группы давления, СМИ, региональные элиты и различные полит кланы.

Клан – дословно «род». Племя – @tribe@

4. Слабая структурированность ПП (и мб общества).люди не осознали свои групповые интересы и не выработали => свои цели. Отсюда нестабильность первых партий.

5. 4. Не структурированность процессов имела следствием недопонимание в деятельности субъектов пп в необходимости уступок, согласования различных интересов. Негативно сказывалась амбициозность … в ущерб групповым и тем более национальным. Стремление считаться только со своими целями. ПП терял качество интегративности.


 

Резкая смена циклов и ритмов в политической жизни.

В 93 году закончилось революционный кризис.

Революционные изменения с 1989 по 1993.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология и основные компоненты политических процессов | Читать материал по 90-ым годам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.