Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет специальная педагогика.

Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушением или отклонениями в психическом развитии. Объектом специальной дошкольной ппедагогики являются дети, имеющие особые образовательные потребности.

Предмет специальная дошкольная педагогика — изучает теоритические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии. Субъектом, на который направлены изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной дошкольной педагогике, является личность ребенка дошкольного возраста, имеющие особые образовательные потребности. Задачами специальной дошкольной педагогики как науки являются:

1. Разработка теоритических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.

2. Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.

3. Разработка теоритических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцирован обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

4. Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.

6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.

7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младшего, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.

Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального разитияв реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

Коррекция (от лат. correctio — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонения в поведении у детей.

Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной степени возмещается.

Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включ в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется поведение, самосознание и качества личности.

 

Классификация аномальных детей.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следущие группы детей с отклонениями в развитии:

1. Дети с сенсорной нпеолноценностью (слух, зрение, речь, функций опорно-двигательного аппарата и сенсорики);

2. Дети с задержкой психического развития;

3. Дети с астеническим или реактивным состояниями и конфликтными переживаниями;

4.Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5. Умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идеотии);

6.Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпелепсия, истерия и пр.).

Другая классификация:

Дети с нарушением в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрение, слух, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Дети с отклонениями в психофизическом развитии — это дети, которые имеют пречисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможностей в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше наз дети-инвалиды. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин «проблемные дети» также широко используется в психолого-педагогической литературе.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательных дошкольных учреждениях, так и дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

 

Основные категории специальной педагогики.

К основным категориям нарушний и отклонений развития относятся:

Нарушение интеллекта (умственная отсталость детей):

а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубкой умственной отсталостью);

б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);

в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью; дименция(приобретенное слабоумие).

Дети с задержкой психического развития. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

Различают следующие варианты

: а) ЗПР конституционального генеза;

б) ЗПР соматогенного генеза;

в)ЗПР психогенного генеза;

г) ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение зрения:

а) незрячие,

б) слабовидящие

в) косоглазие и амблиопия.

Нарушение слуха:

а) неслышащие;

б) слабослышащие,

в) рано- поздно оглохшие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к делегированию | Основные понятия. Психолого-педагогическая помощь ребенку переживающему горе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.