КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет специальная педагогика.
Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушением или отклонениями в психическом развитии. Объектом специальной дошкольной ппедагогики являются дети, имеющие особые образовательные потребности. Предмет специальная дошкольная педагогика — изучает теоритические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии. Субъектом, на который направлены изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной дошкольной педагогике, является личность ребенка дошкольного возраста, имеющие особые образовательные потребности. Задачами специальной дошкольной педагогики как науки являются: 1. Разработка теоритических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии. 2. Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования. 3. Разработка теоритических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцирован обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. 4. Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. 5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения. 6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.
7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младшего, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии. Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального разитияв реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования. Коррекция (от лат. correctio — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонения в поведении у детей. Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной степени возмещается. Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включ в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется поведение, самосознание и качества личности.
Классификация аномальных детей. В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следущие группы детей с отклонениями в развитии: 1. Дети с сенсорной нпеолноценностью (слух, зрение, речь, функций опорно-двигательного аппарата и сенсорики); 2. Дети с задержкой психического развития;
3. Дети с астеническим или реактивным состояниями и конфликтными переживаниями; 4.Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения); 5. Умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идеотии); 6.Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпелепсия, истерия и пр.). Другая классификация: Дети с нарушением в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрение, слух, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дети с отклонениями в психофизическом развитии — это дети, которые имеют пречисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможностей в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше наз дети-инвалиды. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин «проблемные дети» также широко используется в психолого-педагогической литературе. Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательных дошкольных учреждениях, так и дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Основные категории специальной педагогики. К основным категориям нарушний и отклонений развития относятся: Нарушение интеллекта (умственная отсталость детей): а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубкой умственной отсталостью); б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);
в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью; дименция(приобретенное слабоумие). Дети с задержкой психического развития. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. Различают следующие варианты : а) ЗПР конституционального генеза; б) ЗПР соматогенного генеза; в)ЗПР психогенного генеза; г) ЗПР церебрально-органического происхождения. Нарушение зрения: а) незрячие, б) слабовидящие в) косоглазие и амблиопия. Нарушение слуха: а) неслышащие; б) слабослышащие, в) рано- поздно оглохшие.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |