Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности педагогического коллектива и факторы его развития




Педагогический коллектив – общность учителей, деятельность которых объединена целью педагогической работы и внутри общности существуют формальные и неформальные взаимоотношения

Признаки педагогического коллектива:

· Относительная устойчивость и продолжительность функционирования

·

· Организованность

· Наличие руководства

· Общественно и профессионально значимые цели деятельности

· Сплоченность

Особенности педагогического коллектива:

1. Полифункциональность деятельности педагога

2. Самоуправляемость

3. Коллективный характер труда, коллективная ответственность

4. Нормирование рабочего дня

5. Преимущественно женский состав

 

Организационная структура педагогического коллектива:

· Формальная (официальная). Обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов.

· Неформальная (неофициальная). Представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами.

Факторы, влияющие на развитие структуры коллектива:

1. Величина коллектива

2. Характер профессионально-педагогических задач, решаемых членами учительского коллектива

3. Социально-демографические и индивидуально-психологические особенности членов педагогического коллектива

4. Степень удовлетворенности принадлежностью к коллективу

Социально-психологический климат – система эмоционально-психологического состояния коллектива, отражающая характер взаимоотношения между его членами в процессе совместной деятельности и общения

Функции социально-психологического климата: консолидирующая (объединение формальное и неформальное членов коллектива), стимулирующая (направление деятельности коллектива на решение какой-либо цели), регулирующая (управление внутренними взаимоотношениями в формальной и неформальной структуре коллектива), стабилизирующая.

Общие характеристики эффективности коллективной деятельности:

1. Удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатом труда

2. Сознательная дисциплина

3. Жизнеутверждающее настроение в коллективе

4. Продуктивность работы

5. Сплоченность и организованность членов коллектива

6. Высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом

7. Признание авторитета руководителей

8. Практическое отсутствие текучести кадров

 

Конфликт – резкое обострение противоречий и борьбы двух или более сторон - участников в решении проблемы, имеющие личную значимость для каждого из участников

Конфликт= Конфликтная ситуация + Инцидент

Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух и более участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы и способы решения конфликта

Инцидент – действие или бездействие участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало конфликта

Источники возникновения конфликта представляют собой следующую совокупность: знания, умения, навыки, личностные качества; функции управления; эмоциональные и психические состояния; цели, средства и методы деятельности; мотивы, потребности и ценностные ориентации; интерпретация информации, ожидания и позиции членов коллектива; оценки и самооценки.

Основные группы конфликтов в педагогическом коллективе:

1. Профессиональные конфликты – реакция на препятствие к достижению целей профессионально-педагогической деятельности

2. Конфликты ожидания – несоответствие поведения и деятельности педагогов их ожиданиям по отношениям друг к другу

3. Конфликты личностной несовместимости – результат личностных особенностей участников педагогического процесса

26.10.2012

Профессиональная педагогическая деятельность, как система педагогических задач

Педагогическая задача понимается, как система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса, она включает те же компоненты, что и педагогический процесс:

· Субъекты (ученики, педагоги, родители)

· Содержание

· Средства и методы разрешения

Педагогическая задача, как система, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: исходное состояние предмета задачи (материальные и идеальные субстанции, для которых характерно качественное или количественное изменение), модель требуемого состояния.

Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

Педагогическая задача является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а так же необходимости выполнения профессиональных действий

Осознанная педагогом и поставленная педагогом, как задача, любая педагогическая ситуация трансформируется в систему конкретных педагогических задач, что обусловлено необходимостью перевода обучающегося из одного состояния в другое

Специфика педагогической задачи заключается в том, что нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъекта, участвующих в ее разрешении, так как сам предмет задачи совпадает с субъектом

По времени реализации выделяют три большие группы педагогических задач:

1. Задачи стратегические (основываясь на общей цели образования, они формируются в виде представлений о базовой культуре личности, задаются извне и отражают объективные потребности общественного развития)

2. Задачи тактические (позволяют разрешать определенный этап стратегической задачи, сохраняя общую направленность на итоговый результат)

3. Задачи оперативные (задачи текущие, возникающие в каждый отдельно взятый момент практической деятельности педагога)

 

В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе, выделяют:

· Дидактические задачи (задачи управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на уроке, результатом разрешения которых является сформированность системы знаний по учебному предмету и обще-учебных умений и навыков)

· Воспитательные задачи (задачи, направленные на управление всеми видами деятельности в их органическом единстве: игровая, трудовая, художественная, ценностно-ориентационная деятельность и т.д.)

 

Этапы разрешения педагогической задачи:

1) Постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации конкретных условий

2) Конструирование способа педагогического взаимодействия

3) Осуществление плана решения педагогической задачи на практике

4) Анализ результатов решения педагогической задачи

 

Способ решения задачи – система последовательно осуществляемых операций, приводящих к решению задачи: алгоритмический и квазиалгоритмический.

Способ разрешения типичной педагогической задачи представляет собой набор моделей поведения учителя и ученика, которые хранятся в памяти педагога

Одна и та же педагогическая задача имеет множество решений, в зависимости от личной «Я-концепции» учителя.

Способ разрешения педагогической задачи трансформируется в процесс разрешения.

02.11.12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.