Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систем управления

СОСТАВ ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

СОСТАВ ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал мето­дов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит оттого, каким образом, по каким критериям выбирают­ся методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Выбор методов исследования и комбинаторное их использова­ние определяются системным представлением о всей совокупно­сти общенаучных методов исследования.

Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Все общенаучные методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические.

Эмпирические методы основаны на практической деятельнос­ти, осмысление которой дает представление о сути и особеннос­тях событий и ситуаций. Эмпирические методы подразделяются на две группы — методы наблюдений (исследования с минималь­ным вмешательством в исследуемые события) и методы экспериментирования (искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экст­ремальных условиях они проявляются в полной мере).

Методы наблюдений могут быть подразделены на методы пря­мого наблюдения (наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций) и методы косвенного наблюдения (наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях, и дифференциации временного режима наблюдений — выборе специальных отрезков времени).

Мыслительно-логические методы предполагают использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разре­шения исследуемой проблемы или ситуации.

 

 

Эксперимент — это изучение предметов или явлений посред­ством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Один из эффективных методов исследования управления — метод экспериментирования: создание необходимых для исследо­вания условий деятельности и на этой основе установление фак­торов, причин, свойств тех или иных явлений, учет их в последу­ющей деятельности.

Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограни­чений. Поскольку исследование управления — это изучение дея­тельности человека, виды эксперимента должны соответствовать нормам этики и его масштабы могут быть ограниченными. Суще­ствуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента: не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.

В управлении могут быть проведены эксперименты в области распределения функций управления, системы мотивирования про­изводительности, форм повышения квалификации персонала и др.

При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспече­ние, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет ка­чество эксперимента.

Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным.

Модельный эксперимент проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она может демонстрировать поведение объекта при их измене­нии. Варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тен­денции. Сегодня чаще всего используются модели, представлен­ные в компьютерном варианте.

Но модельное экспериментирование ограничено возможностя­ми модели, ведь не исключено, что модель может «скрывать» мно­гие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее со­здателей и тем самым ограничивать возможности получения но­вых знаний, решения проблем.

Мысленный эксперимент — это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность в значительной сте­пени зависит от соотношения объема и структуры знаний чело­века, индивидуальных способностей к творческой деятельности, степени овладения методологией мысленного экспериментирова­ния. Знания могут давать новые знания — конечно, до определен­ного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связанной с оборотом наркотических и психотропных средств, внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом | Интуитивный поиск
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.