Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интуитивный поиск

Интуиция — это способность человека к неосознанному пре­допределению решений, событий, ситуаций; это некое «озарение», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутству­ет интуиция, потому что исследование связано с некоторым от­крытием нового, поиском решений, которое не всегда происхо­дят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходи­мым элементом творчества.

Принято считать, что интуиция — это индивидуальное каче­ство исследователя, его природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в оп­ределенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать.

В исследовательской деятельности существуют проблемы раз­личного типа. Одни проблемы можно решать, пользуясь типовы­ми схемами, отработанными в предыдущих исследованиях, дру­гие ввиду своей сложности требуют творческого подхода, который подразумевает повышение роли интуиции, точнее, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.

Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые пред­полагают различные степени использования интуиции.

Стратегия случайного поиска — упрощенный анализ информа­ции по обобщенным критериям, ориентированность на обработку большого количества информации без ее специальной классифи­кации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой.

Стратегия целенаправленного поиска — формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам ис­следования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности.

Стратегия систематизированного поиска — некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность заключает­ся в том, что она требует не просто наличия цели, но и система­тизации поиска по определенной методологии.

Стратегия алгоритмического поиска — строится на основе раз­работки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последова­тельность операций, действий, обработки информации и т.д.

Стратегия интуитивного поиска — последовательное выдвиже­ние и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их кор­ректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляются их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

Стратегия интуитивно-целевого поиска — сочетание стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако при этом усиливается внимание к системному анализу и предельно четко формулируются цели исследования.

Может показаться, что интуитивный поиск полностью постро­ен на случайных озарениях и, по сути, является противополож­ностью методам системного анализа, формальной логики, «техно­логии разума». Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая деятельность, имеет две составляющие: сознатель­ную и бессознательную, — сочетание которых у каждого человека разное и по-разному проявляется в зависимости от конкретных об­стоятельств.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Систем управления | Полемика в исследовании систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.