Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации




Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации

Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождение (конец XIV - начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.

Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум.

Ростки гуманистической педагогики появились во многих государствах в условиях пробуждения национального самосознания. Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV -XVI вв. стал для европейца более пространным и многогранным. Распространению новой культуры и образованности способствовало книгопечатание, изобретенное в середине XV в.

Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли свое время "Возрождением", то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяет идеалы воспитания. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

«Властитель дум» Эразм Роттердамский (1467-1536) в своих «Разговорах запросто» и «Похвале глупости» с позиции «критического гуманизма» высмеивал невежество, тщеславие и лицемерие. Обличая религиозный фанатизм, Эразм отстаивал свободу вероисповедания, природное равенство людей. В трактате «О первоначальном воспитании детей» обосновал сочетание античной и христианской традиции в образовании.

Большие надежды Роттердамский связывал именно с образованием. Выдвинув принцип активности воспитанников, реализации врожденных способностей через напряженный труд, голландский мыслитель подчеркивал: «Воспитание начинается с колыбели в виде, привлекательном для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». «Насаждать образование», особенно в изучении языков, целесообразнее с раннего возраста и в необременительной форме. Тем более не допустимы физические наказания, грубость учителей. Эразм требовал также равного по правам и объему женского образования, с упором на классическое гуманитарное знание.

Педагогическая мысль французского Возрождения. В педагогических концепциях французского Возрождения выделяются имена Ф. Рабле и М. Монтеня.

Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке сильного физически и хорошо воспитанного юноши. Обличая средневековое невежество, бесчеловечность и неэффективность школьного обучения, руками Гаргантюа Рабле выбрасывает весь «ненужный хлам, которым его снабдили богословы». Изгнав схоластов, которые учили только зубрежке текстов, новый учитель Пантагрюэль поставил задачу гармоничного воспитания разностороннего образования своего ученика. Преподавание латыни, математики, астрономии, музыки велось в живой, игровой форме. Счету Гаргантюа учился за игрой в карты. В «беседах запросто» - о хлебе, соли, воде, вине ученик постигал повседневную, подлинную жизнь.

Одна из крупнейших фигур позднего Возрождения - Мишель Монтень (1533-1592). В капитальном труде «Опыты» он рассматривает человека как высшую ценность. Монтень -один из первых представителей «профессионального гуманизма», выступающего уже как отрасль знания, а не только как совокупность мировоззренческих норм.

Исходя из необходимости образования с раннего возраста, Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как в средневековой педагогике, а самостоятельное, индивидуальное природное существо. Ребенок обладает «первозданной чистотой», которую затем «разъедает общество». Для него превращение в личность возможно не столько через получение определенного объема знаний, сколько через развитие способности к критическим суждениям, привычке все «проверять, а не усваивать на веру из уважения к автору».

 

Педагогические идеи утопистов. Отдельное направление эпохи Возрождения составляют утопические концепции Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Томас Мор (1478-1531) английский мыслитель, в своем труде "Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" изложил свои взгляды на воспитание. В «Утопии» описывается остров, где реализованы представления автора об идеальном обществе, идеальном воспитании и обучении. Главная задача -воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - нравственные важнейшие черты. Обучение должно вестись на родном языке; и мальчиков и девочек. Огромное значение придается самообразованию. На Утопии царит социальная гармония, которая начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастья может достичь только образованный человек.

Томмазо Кампанелла (1568-1638) написал трактат-утопию "Город Солнца", где дал образец общества экономического и политического равенства, где воспитание и основано прежде всего на возврате к природе, а образование стремится к универсализации вместо узкой специализации. Гармоничное воспитание и образование требуют отказа от «книжности» и слепого подражания. Именно образование -залог улучшения породы людей. Кампанелла излагает те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.