Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Тема 3. Учение о бытии (онтология). Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм

Применительно к трудовому праву смежными отраслями права выступают гражданское право, административное право, право социального обеспечения, а также финансовое, налоговое, кооперативное право.

Онтология (греч. оntos - сущее, logos - слово, понятие) - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания; учение о сущем, бытии (реаль-ности). Во всех философских системах рассуждения начинались с анализа того, что окружает человека, находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что есть космос, из чего состоят вещи - т.е. что составляет феномен Бытия. И значительно позже человек задумался над собой, своим духовным миром.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Этот вопрос возник с зарождением философии и будет сопровождать ее, пока существует человек. Философское понимание бытия отличается от обыденного быть наличествовать.

Бытие – главная категория онтологии, предельно общее понятие о существовании и сущем неизменном, едином, гарантирующем устойчивое существование.

Бытие и реальность как всеохвтывающие понятия – синонимы. Бытие есть все то, что есть: материальные вещи, все процессы (физические, химические, духовные), их свойства, связи, отношения; плоды фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – всё это разновидность духовной реальности, часть бытия.

Две основные формы бытия: объективная (материальная) и субъективная (идеальная) реальности. К объективной реальности относят: материальный мир (действительность, мироздание), его части, атрибуты (вселенная, природа, общество). К материальному миру относится все, что существует вне «Я» - объективная реальность (действительность) и ее свойства: процессуальность (изменчивость), направленность в развитии (порядок - хаос, прогресс - регресс), время (физическое, биологическое, социальное), пространство (в том числе социальное), прерывность - непрерывность, конечность - бесконечность. Субъективная реальность - всё идеальное, духовное, что является продуктом сознания, мышления, чувств (знания, взгляды, ценности, чувства, идеалы, идеи). Философы, признающие материальность мира - материалисты; признающие идеальное в качестве первоначала мира – идеалисты.

Антитеза бытия – ничто рассматривается в смысле несуществующего. Бытие не статично. Все формы существования материи (кристаллы, звезды, растения, животные, люди) выплывают из небытия (их когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей приходит к концу и «уплывает» в небытие. Диалектика бытия и небытия в том, что переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Возникающая форма бытия - результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить само-созидание всего из ничего. Небытие относительно, в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит относительному небытию как тому, что было и чего нет, или еще не стало, а может, никогда не станет. Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено всё сущее, что проявляется в простых механических процессах в виде инерции и новообразованиях.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В истории философии категория бытия раскрывалась с разных сторон. Специфика бытия человека – только человек способен осмыслить свое бытие, этим определяется его ответственность перед личностным, общественным бытием и природой.

Человечество всегда пред выбором: либо признать, что бытие, т.е. истинно сущее не возникало, а потому вечно и неуничтожимо, и учитывать это обстоятельство в своей жизни, либо объявить свое существование самодостаточным, автономным, не нуждающемся в бытии как в основе и гаранте существования мира и человека. В зависимости от того, какой вариант брался за основу, философия в историческом развитии представала либо как философия бытия, либо как философия свободы.

Философия бытия обосновывала зависимость человека от единого, вечного Абсолюта (Бога, Разума) давала основания надеяться, что это нечто, находящееся за миром чувственных вещей, может гарантировать порядок в мире, делать его предсказуемым, давать надежду на защиту от непредвиденных обстоятельств.

Философия свободы убеждала - человек свободен от бытия как сущего, единого для всего и не нуждается в нём, что порождало нигилистическое мировоззрение, скептицизм. Если нет бытийной опоры, надежды, то ничто не имеет значения.

Проблема бытия то появляется, то исчезает из поля философского рассмотрения. Онтологическая потребность проявляется остро в те периоды, когда по выражению М. Хайдеггера в результате «онтологического нигилизма», т.е. выбранного способа жить по своему усмотрению и произволу в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать свою однобокость, ущербность, жестокость, непредсказуемость. Именно тогда вспоминают о высших смыслах и непреходящих вечных ценностях.

Что характерно и для 20 в., когда человечество и человек превратились в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., оказался потерянным высший смысл существования на земле. По выражению М. Хайдеггера, человек построил «самозаконодательную и саморазрушительную» цивилизацию.

Развитие философских представлений о бытии:

Впервые поставлена проблема бытия и обособлено учение о бытии у элеатов, противопоставивших бытие небытию и доказавших невозможность небытия, поскольку оно не может быть помыслено – тезис о тождестве бытия и мышления. Они противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира. Парменид связал бытие с Космическим Разумом Логосом, не позволяющим миру прийти в хаотичное состояние. Среди мыслей как субъективных порождений человека, он обнаружил мысль, выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. Элеаты приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, чем бытие определенное, за верховное единство над многоразличием. Элеаты, а затем Платон различали «бытие по мнению» - видимую, внешнюю реальность и «истинное бытие», доступное лишь философскому разуму. По Платону есть два мира: один – тот, в котором мы живем мир вещей – изменяющийся, он обозначен понятием «бывание». Он воспринимается с помощью чувств и не дает истины. Другой мир – вечный неуничтожимый, несотворимый – мир идей, мир сущностей, он познается не через ощущения, а через понятия, связанные в систему правилами логики. Душа содержит знания об идеях, т.к. она до вселения в тело жила в мире идей, потому процесс познания мира идет через «припоминание», а не через чувства. И оценивать мир мы должны с позиций истинного мира идей. Это метафизическая система философии. Платон под истинным бытием имел ввиду «царство чистых мыслей и красоты» нечто умопостигаемое, в отличие от чувственных вещей, близких к иллюзорности.

Понятия, обозначающие онтологические идеи Платона: Первоматерия – небытие, нереальность, недействительность, пассивное, бесформенное, непостижимое, приобретающее форму конкретных вещей в результате воздействия на нее активных идей. Эйдос - истинное бытие, прообраз вещей, их идеальная, вечная, неизменная сущность, активная мыслеформа, придающая материи качественную определенность и пространственно-временные границы. Вещь - конкретное бытие-становление, стремящееся к воплощению идеи, но не способное воплотить ее полностью.

По Аристотелю, бытие – живая субстанция, для нее характерно следующее:

1. Каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем внимание (принцип материальности или фактической данности вещи);

2. Каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (аристотелевская концепция активной формы);

3. Каждая вещь указывает на свое происхождение (принцип причинности);

4. Каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хотя бы один из перечисленных компонентов бытия.

Причина бытия – материя – его возможность и форма – перспектива актуализации. Бытие возможно как чистая актуальность (Бог), чистая возможность (первоматерия) и как соединение материи и формы. Вывод Аристотеля: мир един, вещи и проблемы реального мира надо познавать из его самого, т.е. изучать саму действительность, а не запредельный мир идей, т.е. не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы. Этот тип восприятия и изучения мира лежит в основе научных исследований до сих пор (но является ли он единственно верным – остается вопросом).

Античная философия не расчленяла бытие и мышление во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В ней были заложены основы для познания сущего в последующие века (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия; творческая активность бытия, диалектика бытия и ничто). Христианская эра соединила философию с богопознанием. Мыслительная деятельность первых веков христианства до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Завета Бога в категориях греческой философии. В Средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе абсолютного бытия из понятия бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме, иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь оспаривалось вплоть до наших дней.

Согласно средневековым религиозным представлениям Бог сотворил мир и определяет течение в нём всех процессов, задавая определенные нормы поведения человеку. По Фоме Аквинскому, бытие есть, оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, а просто приобретает другие формы выражения.

Проблема универсалий в средневековой схоластике состояла в определении онтологического статуса общих понятий по отношению к единичным чувственно воспринимаемым вещам и решалась направлениями: реализмом, номинализмом, концептуализмом. Эту проблему решали Платон и Аристотель, поставив вопрос: существуют ли роды и виды самостоятельно как идеальные сущности, или только в мышлении? В средние века эта проблема затрагивала вопрос о соотношении Божественной сущности и сотворенных вещей. Реализм - существование универсалий «до вещей» как божественных сущностей (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Номинализм доказывал, что общие понятия есть лишь имена, возникающие «после вещей» в человеческом уме (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам ). Концептуализм занимал промежуточное положение между реализмом и номинализмом и полагал, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, что не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме (Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот).

Возрождение и Новое время - разделение философии и естественных наук. Мировоззренческие сдвиги в понимании бытия. Люди, отказавшись признавать свою зависимость от Абсолюта, Бога, присвоили себе право Творца - творить и изменять мир по своему усмотрению. Человек перестал искать вечные смыслы жизни, отдав предпочтение удовлетворению сиюминутных потребностей тела, а не духа. М. Хайдеггер писал: «Бытие сущего стало субъективностью». Характерна «объективация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как телесное, вещественное, объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, механизм, действующий сам по себе: Вселенная - машина. Философские принципы выводились из механики. Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие и изменяющиеся.

Декарт рассматривал бытие через призму рефлективного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую» - бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Дуалистическая позиция Декарта характеризуется разделением бытия на две субстанции: мыслящая субстанция (дух) и протяженная субстанция (материя). Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: «быть – значит быть в восприятии». У Канта «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении, так, бытие есть общезначимый способ связи понятий и суждений». У Фихте подлинное бытие есть деятельность «Я», а материальное бытие - продукт этой деятельности.

Идеалист Гегель с точки зрения панлогизма о тождестве бытия и мышления, категорию бытия раскрыл через категорию небытия. Чистое мышление начинает развертываться с категории небытия, переходящего в противоположность – бытиё, этот процесс объемлется категорией становление, в результате чего возникает категория наличного бытия – переход к другим категориальным триадам (качество – количество – мера). Гегель начинает построение философской системы с чистого бытия, которое пусто и неотличимо от ничто. Бытие и небытие потенциально едины. Единство противоположностей создает напряженность, переход ничто в нечто. В диалектике Гегеля тождество бытия и мышления проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением, но проходя шаги конкретизации, бытие и мышление различаются, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель обращается к онтологическому доказательству бытия Бога, утверждая, что «конкретная всеобщность» - Бог не может не содержать столь скудное определение как бытие. Гегель достиг понимания бытия как процесса (истории, вечного движения, жизни). Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил преодолеть трудности, вызванные статичной трактовкой бытия, как одной абстрактной всеобщности, неподвижной субстанции, безразличной объективности.

Система Гегеля (соч. «Феноменология духа») строится диалектически в виде триад, представляющих ступени развития мирового духа (Абсолютной идеи): логика, природа, дух. Движущая сила развития – противоречие; форма развития – отрицание отрицания. В соответствие с объективным идеализмом и панлогизмом учения Гегеля основой бытия и первым этапом развития духа является мышление. Отрицанием и противоположностью (нисхождением) которого является материальный мир, диалектическим «снятием» (восхождением) которого является дух, «возвратившийся к самому себе. Каждая ступень развития представляет триаду: мышление – категории бытия, сущности, понятия; природа – механическая, физическая и органическая; дух – субъективный, объективный, абсолютный.

1. Чистое мышление, или логика – сфера, где идея существует «в себе» - в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходящих друг в друга категорий, которые выражают связи предельной общности.

2. Природа – сфера, где идея пребывает «вне себя», «в ином», разворачиваясь в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий.

3. Субъективный дух - сфера индивидуального сознания, где идея существует «в себе и для себя» постигая свое содержание в человеческом сознании деятельности

4. Объективный дух – сфера общественной жизни, где идея наполняется содержанием в исторической смене форм социального бытия.

5. Абсолютный дух – сфера духовной культуры (искусство, мораль, религия, философия, право), где идея постигает свою сущность в различных формах знания.

Для всей идущей от Нового времени классической философии, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия. На это обратил внимание создатель «Антропологической философии» Л. Фейербах, критикуя концепцию абстрактного чистого бытия Гегеля: «Человек под бытием разумеет наличность, для-себя-бытие, реальность, существование, действительность, объективность».

В XX в. эта проблема выдвинулась на передний план, хотя ее назревание чувствовалось уже в конце XIX в., особенно у Ф.М. Достоевского. Было предчувствие страшных потрясений, ожидавших человечество в XX в., когда потерпели крушение основанные на рационалистических посылках попытки устроительства «новой» жизни. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек, казалось, мог как высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению. «Религия человекобожества», по выражению С.Н. Булгакова, сначала вознесла человека, а затем низвергла его в бездну, символами которой стали Освенцим, Колыма и Хиросима. Кризис XX в. охватил все стороны современной цивилизации, выросшей из Нового времени. Он потребовал «очеловеченья» жизни. Рационалистическая и гуманистическая мысль, поставившая Человека с большой буквы во главу всего, не оставляла места просто для самого человека.

В науке пересмотр основ проявился в возникновении новых теорий - квантовой механики и теории относительности А. Эйнштейна, ключевым понятием которых является понятие «наблюдатель», совершенно невозможное для классического подхода. Это не значит, что объективное бытие утрачивает свой статус, но открываются новые его стороны, в которых нет места разрыву с бытием человека.

В философских концепциях 20 в. акцент на бытии как на человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея подлинное бытие – это целостная жизнь. М. Хайдеггер критикует подход к бытию как чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это сущее есть мы сами, которые в числе прочих возможностей бытия имеем возможность вопрошания: кто мы и зачем, в чем смысл нашего бытия? Тот, кто ставит вопрос о бытии, сам есть наличное бытие, которое имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция. Экзистенциализм считает, что только человек есть подлинное, предельное бытие. Бытие – наша жизнь. Вопрос о бытии – вопрос о его смысле, а смысл задаёт сам человек.

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие, где главное - сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью - возможностью не быть: сознание уникальности, бесценности своей личности.

Иначе расценивается соотношение бытия и небытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие» (Ф.М. Достоевский). В «пограничной ситуации» - на грани небытия, смерти - возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором человека на грани жизни и смерти. Возврат к фундаментальным вопросам философии, которые не решит «объективная» наука: описание физических процессов и их причин не раскрывает суть трагизма ситуации. Другой вид реальности - человеческий феномен привносит в философию чуждый рационализму эмоциональный элемент (трагизм). Это то, что именуется злом. Но суть жизни человека - целостность рационального и эмоционального.

Иное соотношение человека и Бога. В пограничной ситуации человек оказывается одиноким во Вселенной и жаждет Бога. Бог выступает не как устроитель объективной Вселенной, а как единственное помимо данного человека живое суще-ство во Вселенной сжавшейся до размера тюремной камеры или больничной койки.

Особенности осознания категории бытия как Я-бытия, или экзистенции - важная ступень в познании бытия, и XX в. носит переломный характер. Ломается линия, идущая от Ренессанса и эпохи Просвещения, и нас ждет переход к «новому средневековью», по Н.А. Бердяеву. Эта мысль выражена А.И.Солженицыным в 1978 г:

«Если не к гибели, то мир подошел сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению, и потребует от нас духовной вспышки, подъема на новый уровень жизни, где не будет, как в средние века, предана проклятью наша физическая природа, и не будет, как в Новейшее время, растоптана духовная жизнь. Этот подъем подобен восхождению на следующую антропологическую ступень. И ни у кого на Земле не осталось другого выхода, как - вверх».

Бытие как абсурд – экзистенциалистская концепция бытия в наиболее мрачном истолковании у французского мыслителя А.Камю. Он считает, что мир абсурден и единственная очевидность, которая дается в опыте абсурда, это бунт, порождаемый осознанием осмысленной бессмысленности, непонятного и несправедливого удела человеческого бытия. Цель бунта - преображение, связанное с убийством. По-Камю есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема самоубийства.

Марксистская философия отождествляет бытие с природой, утверждая, что бытие может быть определено научно-рационалистическим знанием и предметно-практической деятельностью человека. По-Энгельсу бытие «открытый вопрос, начиная с границы, где прекращается наше поле зрения». Но не для всей философии Нового времени и последующих периодов характерно такое представление о бытии.

Русская религиозная философия (Н.Бердяев. С.Франк, П.Флоренский) человек укоренен в бытии, что делает возможным его сознание. «Я», сознание, познание есть проявление бытия в нас. К бытию нельзя прийти путем рассудочно-разумного познания, логических умозаключений. Доказать существование бытия нельзя. Мож-но только из него исходить, приняв его изначально до всякого познания. Человек должен согласиться с тем, что его сознание есть лишь посредник между миром и абсолютным бытием, а не является автономным и самодостаточным творцом мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение трудового и смежных отраслей права | Введение в курс органической химии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.