Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судя по письменным источникам князь Мешко I (960-992 гг.), первым принял христианство

Первое государство на территории Польши возникло не ранее VIII-IX вв.

В 1160 г. территории славян были захвачены саксонским герцогом Львом. Начался многовековый процесс немецкой колонизации и ассимиляции славянского населения Прибалтики.

Феодальные государства западных славян.

 

Прибалтийские государства

Славянские племена, включая наиболее крупные - лютичей и поморян, еще со времен "великого переселения народов" заселяли южный берег Балтийского моря, территорию между Лабой и Вислой. Они длительное время сохраняли архаичные черты социального устройства. Рабство фактически отсутствовало или имело место в форме патриархального рабства, не игравшего важного хозяйственного значения.

Социальная структура:

Þ Верхушка общества: князья, старейшины, дружинники, купцы.

Þ Основная группа населения: смарды (смерды) - свободные общинники

Þ Зависимые: десятники (смарды в долговой кабале) и рабы.

 

К IX в. возникают первые феодальные государства:

F У поморян - устанавливается господство аристократии, имущественной знати, опирающейся на народное собрание.

F У бодричей - устанавливается сильная княжеская власть;

F У лютичей - с Х в. на смену власти князя приходит управление старейшин и народного собрания.

 

Польша

В процессе феодализации общества возникает княжеский домен и крупное землевладение. Процесс закрепощения длился с Х по XII вв.

Во главе общества и государства:

Þ Князь опирающийся на Совет знати и феодальные съезды;

Þ Духовенство;

Þ Вассально зависимая дружина (но без лена. Служба князю была за одежду, оружие, продовольствие).

Þ Богатые купцы и главы цехов, мастерских.

Основная масса населения представлена:

Þ городским населением Кракова, Гнезно, Врацлава и др.

Þ свободными крестьянами-общинники (дедичи), которые постепенно переходили в разряд т.н. приписных, зависимых.

Среди полузависимых и зависимых выделялись:

закупы (кабальные за неуплату долга),

ратаи (неимущий люд получавшие землю и инвентарь у землевладельца)

гости (беглые и иные утратившие связь с общиной).

В XII в. начался процесс феодальной раздробленности. В 1138 г. король Болеслав Кривоустый завещал страну 4 сыновьям, разделив ее на уделы. Каждый удел продолжал дробиться их потомками. Единое польское государство существовало номинально.

В итоге власть короля и удельных князей оказалась зависимой от феодальных съездов. Феодалы получают иммунитет от королевской власти (налоговый, судебный, административный) и в XIII в. устанавливается порядок наследования фамильных должностей.

Однако внешняя угроза со стороны Бранденбурга и Тевтонского ордена диктовала необходимость сохранения единства. (В 1410 г. Тевтонский орден предпринял попытку захвата польских земель, но был разгромлен в Грюнвальдском сражении).

 

Опору королевской власти в борьбе с крупными магнатами за укрепление централизованного государства, составляла шляхта (средние и мелкие феодалы). Однако королевская власть так и не достигла абсолютной власти над магнатами и шляхтой. Опираясь на рыцарское сословие, король был вынужден удовлетворять его политические требования. Каширскими привилегиями 1374 г. шляхта получила право на владение землей и освобождение от государственных повинностей. Постепенно права магнатов и шляхты уравнивались.

На местах стали возникать выборные представительные органы магнатов и шляхты - сеймики. С 1454 г. законы, затрагивающие интересы дворянства, стали приниматься только с согласия сеймиков. Шляхта наряду с магнатами получила доступ к управлению государством и назначению на государственные должности. Судебные дела шляхты были изъяты из компетенции королевских судов и переданы земским шляхетским (сословным) судам.

Привилегии магнатов и шляхты были зафиксированы в Радомской конституции 1505 г. Все законы государства стали приниматься с одобрения Сената (высшей знати) и "Посольской избы" (по 2 представителя от сеймиков).

Петраковским статутом 1496 г. предоставлялось магнатам и шляхте исключительное право беспошлинной внешней торговли, монополия на торговлю спиртными напитками и ряд др. льгот. Одновременно вводятся льготы на ввоз импортных товаров, что впоследствии привело к экономической отсталости Польши. В 1532 г. был запрещено переселение крестьян в города.

В 1569 г. (Люблинская уния) Польша слилась с Великим Литовским княжеством включая большинство (древнерусских) украинских земель. Возникло новое объединенное государство – Речь Посполитая.

Существенный удар по мощи Польского государства нанесла освободительная война Б.Хмельницкого 1648-1654 гг. в результате которой Речь Посполитая потеряла Левобережье, Киев и часть Правобережных украинских земель, турецкое вторжение - результатом которого стала потеря на юге Подолии и борьба со Швецией на рубеже XVIII в., экономическое разорение, феодальная усобица привели к дальнейшему ослаблению государства.

В 1772 г. соседние державы Пруссия, Россия и Австрия вмешавшись во внутренние дела Польши и провели Первый раздел в результате которого она потеряла большинство пограничных территорий.

Эти события подтолкнули польский сейм к реформам. В 1791 г. была принята новая Конституция. Отменено право "либерум вето". Посольская изба получила преобладание над сенатом и принимала законы большинством голосов. Исполнительная власть вручалась королю и его совету. Трон стал переходить по наследству.

Однако, продолжающаяся борьба внутри государства позволила в 1793 г. произвести Второй раздел Польши между Пруссией и Россией (России отошла Центральная Белоруссия и Правобережная Украина. Пруссии - Великая Польша, Гданьск и Торунь.

В ответ, в 1794 г. в Кракове началось национально-освободительное движение польского народа под руководством Тадеуша Костюшко. Восстание послужило предлогом для нового третьего и окончательного раздела остатков территории Польши между тремя державами.

Социальная структура.

 

Феодалы. Социальный и правовой статус различных групп феодалов определялся размерами их землевладения. Начиная с конца XIV в. идет процесс формирования крупного землевладения. Источники - захват общинной земли, купля-продажа участков, освоение пустошей и пожалования за службу от короля. Последние земли постепенно превратились в наследственные. Обладая огромным экономическим потенциалом, крупные землевладельцы оформляются в высший феодальный класс - "магнаты".

Магнаты имели широкие политические права и привилегии, которые первоначально резко отделяли их от средних и мелких феодалов. В частности, они подлежали только суду польского короля, в их руках были высшие государственные посты (воеводы, старосты), которые, как и владения передавались по наследству. Каждый магнат имел собственные войска, гербы и знамена.

После Люблинской унии (1569) магнагы получают право входишь в высший орган Речи Посполитой - Сейм и принимать непосредственное участие в выборах короля.

Вторую группу господствующего класса составляла «шляхта» - средние и мелкие землевладельцы. Положение шляхты было неодинаковым и постоянно менялось. После переписи шляхты в 1528 г. она окончательно превращается в "рыцарский" класс и этот титул передавался по наследству. Впоследствии шляхетский титул мог присвоить только Сейм. В соответствии с уставами 1454, 1496, 1529 гг. и постановлениями Сейма (50-60-е гг. XVI в. шляхта получила ряд привилегий и была уравнена в правах с магнатами).

В XV в. возникают единые для всех феодалов - магнатов и шляхты, земские суды, и с начала XVI в. - местные шляхетские представительства - сеймики. Сеймики избирали местные органы самоуправления, земские суды и делегатов на Вольный Сейм. Реформы 50-60-х годов XVI в., ориентированные на расширение прав шляхты, привели к росту ее политической активности и установлению т.н. "шляхетской демократии".

Особую привилегированную социальную прослойку составляло духовенство. К ней относились священнослужители и члены их семей. Они имели земельные наделы, получали натуральные налоги с прихожан. Подлежали церковному суду.

Крестьянство. Первоначально имущественный и правовой статус крестьян был различным, т.к. они находились на разных уровнях феодальной зависимости. Существовало две основных группы: 1 - крестьян, трудившихся на королевских землях; 2 - крестьян, живших на землях магнатов, шляхты, церкви, монастырей.

По уровню зависимости от феодалов они делились на три категории:

Þ вольных крестьян, имевших право ухода после выполнения обязательств;

Þ зависимых крестьян, имевших право ухода, но на определенных условиях (время года, выкуп, замещение и пр.);

Þ полностью закрепощенных крестьян, лишившихся свободы.

Кроме основных категорий существовали и переходные группы. Общая тенденция социальной структуры - характеризовалась переходом крестьян от простых форм зависимости к договорным, сложным и наконец, к окончательному закрепощению (тягловым, работным людям). На земледельцах лежала тяжесть уплаты налогов, повинностей и уплаты церковной десятины.

Основной налог собирался с каждого дома или хозяина (подымщина, поголовщина). Кроме того, крестьяне отбывали ряд государственных повинностей: строительство и ремонт замков и укреплений, мостов, дорог.

Постепенно, с переходом землевладельцев к товарному производству сельскохозяйственной продукции и созданию с XV в. фольварковых хозяйств, нормы панщины увеличиваются. Во второй половине XVI в. панщина составляла уже два дня в неделю. Постепенно стиралась грань и между различными группами крестьян. С принятием ряда законов 1501-1543 гг. все тягловые крестьяне вообще лишились права свободного ухода от пана. Беглые крестьяне и их укрывавшие, подстрекатели - подвергались наказаниям.

Близкими по правовому положению к "тягловым" были крестьяне, обслуживавшие феодальную усадьбу. Безземельные крестьяне, которые не имели своего дома, снимали угол, но наравне со всеми отрабатывали панщину и выполняли повинности.

В процессе закрепощения, стерлась правовая грань между бедными и зажиточными крестьянами. Они не могли выступать свидетелями в суде, лишались права продавать, дарить, сдавать в аренду, передавать в наследство, судить и наказывать. Несмотря на предусмотренную уставами ответственность феодала за издевательства над крестьянами, этот пункт фактически не действовал.

Городское население. Развитие ремесла и торговли в конце XV – начале XVI вв. способствовало интенсивному развитию городов. Их жители делились на 3 категории:

Þ высшая ступень - купцы, верхушка ремесленников, магистратские урядники (имели землю и зависимых крестьян, возглавляли цехи и корпорации, часто добивались шляхетского титула);

Þ полноправные мещане - средние торговцы, промысловики, мастера-владельцы мастерских, бюргерство;

Þ основная по численности группа - мещане из числа городских низов - мелкие торговцы, независимые ремесленники и ремесленники-одиночки (портачи), подмастерья, ученики, слуги, наемники, деклассированные элементы.

Ремесленники в городах объединяются в профессиональные корпорации - цехи. Внутреннюю жизнь и поведение членов цехов регулируют внутренние уставы. Во главе цеха стоял - цехмастер – старшина, избранный из наиболее влиятельных мастеров цеха. Цехмастера руководили деятельностью корпорации, распоряжались имуществом, защищали права. Они имели судебные полномочия в пределах корпорации. Наиболее суровым наказанием являлось исключение из цеха, что было равносильно запрету на профессию. От кандидата в мастера цеха требовалось не только профессиональное умение, но и солидные средства для основания мастерской и взноса в цеховую казну. Низший слой цеховой организации составляли подмастерья и ученики. Цех отстаивал интересы своих членов, вел борьбу с конкурентами, следил за равномерным распределением заказов, числом учеников и подмастерьев, соблюдением правил сбыта продукции.

Развитие в городах торговли привело к возникновению корпораций (гильдий) купцов. Государство поддерживало купечество, т.к. получало не только солидный процент с продажи товаров, но и доход в виде налогов, пошлин. Средневековая торговля велась в условиях суровой регламентации, защищавшей интересы местных торговцев и производителей. В частности, известно складское право (принуждение торговать в городах по установленным местным купечеством ценам), дорожное принуждение (обязывало передвигаться только по определенным дорогам) и таможенная система (сбор налогов на дорогах в пользу государства или землевладельца-феодала). Это заставляло иноземных купцов сбывать товары оптом в пограничных городах по низким ценам, тормозило мелкую и среднюю торговлю импортом, защищало внутренний рынок от конкурентов.

К XVI-XVII вв. имущественное расслоение городского населения привело к их разделению на три категории: аристократию, бюргерство и городскую бедноту. Бюргерство составляло оппозицию аристократии на выборах в магистрат, но выступало совместно с ней в вопросах эксплуатации бедноты. Кроме перечисленных групп городского населения, значительную часть составляли жолнеры (солдаты).

Правовое положение горожан зависело от категории города (королевские, феодальные, самоуправляемые, церковные). Статус определял размеры налогов и повинностей. В лучшем положении были королевские и самоуправляемые города, жители которых несли общегосударственные повинности, содержали администрацию и королевские войска, платили налоги в королевскую и городскую казну.

Усиление феодальной зависимости отрицательно сказывалось на развитии городов, а рост экономической и военной мощи магнатов и шляхты нарушал равновесие сил в государстве. Поэтому центральная власть была заинтересована в опоре среди населения и пополнении своей (а не феодальной) казны. Начиная с XIV в. королевская власть практикует выдачу отдельным городам грамот на "вольности", т.е. переводило их на Магдебургское право. В таких городах устанавливалось самоуправление, контролируемое представителем государственной власти, натуральные налоги заменялись денежными, ограничивалась зависимость от местных феодалов.

Среди социальных группы Польши нужно упомянуть и украинское казачество, статус и юридическое положение которого подробно рассматривается в курсе «история государства и права Украины».

 

Государственное устройство.

 

Верховное управление принадлежало центральным органам управления Польши, в последствии Речи Посполитой.

К высшим институтам власти Польши относились: король, Королевский Совет (Рада) и Сейм. С 1386 г. (т.е. с выборов литовского князя Ягайло королем Польши) утверждается выборный принцип короля объединенным польско-литовским Сеймом.

Королевская Рада - постоянно действующий орган власти, сформировавшийся в середине XIV в. В Раду входили: коронный канцлер и подканцлер (заместитель), коронный маршал (управлял королевским двором) и его помощник, коронный подскарбий (государственный казначей) и надворный подскарбий (казначей дворца), воеводы, каштеляны и католические епископы. В XV в. Рада получила название "Великой".

Начиная с XIV в. практикуются советы короля с панами и шляхтой. На этой основе в XV в. сформировался Вольный Сейм, состоящий из членов Великой Рады и депутатов от шляхты. Это привело к разделению Сейма на две палаты: Сенат (из членов Рады) и Посольскую избу (представителей земской шляхты).

Вольный Сейм собирался ежегодно и решал вопросы о налогах, принимал законодательные акты, избирал, при необходимости, короля.

Уставом 1529 г. Вольный Сейм был признан государственным органом.

Решающее значение для Польши сыграло объединение с Великим Княжеством Литовским в единое государство - Речь Посполитую. Государственный строй объединенной державы привел к слиянию высших органов управления и формированию государственного устройства на основе Генриховых артикулов" 1572 г. Согласно артикулов, Речь Посполитая провозглашалась дворянской республикой с выборным королем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В 1349 г. Стефаном Дущаном и Собором был принят Законник (дополнен в 1354 г.) | Местное управление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.