Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое табу




Этика отношения к детям

Гуманистические максимы воспитания (О.С.Газман):

― ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;

― самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка;

― всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

― все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

― не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;

― дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего че­ловека; воспитание — диалог культур;

― не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

― доверяя, не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё;

― умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться.

Эти педагогические принципы одинаково точно выражают суть и гуманистического воспитания, и педагогической поддержки: в центре внимания педагога находится ребёнок.

Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность тона. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление, и автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприимчивость к его словам. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Даже не пытайтесь воевать с детьми – проиграете в любом случае.

Если поведение ребенка не соответствует ожиданиям вожатого, нужно наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков и девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе. Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Неуместно вожатому начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

Приклеивать ярлыки или клички, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей - это сфера табу. Иногда воспитатели жалуются: «Никаких нервов не хватает!», «Сейчас такие плохие дети пошли, что просто ужас!». Это - оправдание своей педагогической неграмотности, своего бессилия. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к сильным механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Причины все равно остаются.

Нельзя воровать личное время ребенка. Категорически нельзя лишать ребенка сна или заставлять спать больше положенного по режиму времени (дети шалят на тихом часе, и за это их держат в постели лишний час или два в наказание). Нельзя лишать еды за плохое поведение или опоздание. Это уже физическое наказание, за которое воспитатель, как, скажем, и за побои ребенка, может нести юридическую ответственность.

Есть еще одна сфера табу - личная жизнь ребенка в лагере. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере - на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев - словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не имеет права лезть в его чемодан, в его тумбочку, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что - обыск? Грех заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, вечно ценное молоко. Убедить, что это полезно, - другое дело.

Главное в лагере - выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью - отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него нет ориентации на плохое. Плохое поведение появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды.

 

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, воспитателя. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника! Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении. Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, право быть не как все; дружить с кем хочется; любить то, что не любят все; иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность - это проявление личности. В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать - значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.

Феномен товарищеских отношений. Отношения обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится ребёнку значимой и знаковой личностью, то само наличие (простое присутствие) такого взрослого — уже мощный воспитывающий фактор. Товарищеские отношения означают:

—внимание к внутреннему миру каждого, непосредст­венная включённость в него (когда взрослый становится нравственно необходимым для ребёнка или подростка, а подросток — интересен для взрослого как индивидуальность); равноправные взаимоотношения (могут возразить: дескать, нет равенства вообще, нет в конечном счёте полного равенства между взрослым и ребёнком; вероятно, так оно и есть, но я вижу в требовании равноправия прежде всего равные права как естественное основание взаимодействия, что очень важно для самоощущения и идентичности ребёнка);

принятие индивидуальности ребёнка при любых обстоятельствах;

— совместные разговоры-размышления (часто это определяют как обучение рефлексии, самоисследованию, самонаблюдению, но здесь подразумевается другое: могут быть и просто разговоры «ни о чём», и глубокие философские беседы, свидетельствующие о глубоком взаимопонимании с полуслова);

— передача жизненного опыта, но не обязательно назидательный анализ случаев, а, скорее, жизненные уроки самоорганизации (делай, как я); постоянный обмен интересной информацией, удовлетворение любопытства (друг, который многое знает, — естественный источник авторитета); эффект удвоения интеллек­туальной и нравственной силы двух или трёх людей (друзья как мини-группа — не просто сумма индивидуальностьей, а что-то более значимое и ценное: маленькое событийное сообщество).

Каждый ребёнок старается найти товарища в своей среде, он интенсивно развивается благодаря таким товарищеским отношениям. Но ему нужен и Значимый-Другой-Взрослый.

Именно таким взрослым, на наш взгляд, должен стать вожатый лагеря для ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.