Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление деловым общением

Управление общением — это многообразные формы и ме­тоды управления взаимодействием людей. В процессе делово­го общения благодаря установившимся контактам происходит вос­приятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника ин­формации. Вполне понятно, что все деловые люди должны вла­деть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

При общении происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, общение — вид самостоятельной человеческой деятельности, и атрибут других ее видов. Деловое общение — важ­нейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря деловому общению работник приоб­ретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

Деловое общение выполняет многообразные функции, главны­ми из которых являются:

• организация совместной деятельности;

• формирование и развитие межличностных отношений;

• познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить без коммуникативной техни­ки общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника кадровой службы. Иными словами, работник кадровой службы, как профес­сионал, должен уметь:

• формулировать цели и задачи общения;

• организовывать общение;

• разбирать жалобы и заявления;

• владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

• вести переговоры, управлять деловым совещанием;

• предупреждать конфликты и разрешать их;

• доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

• осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство стра­ха у собеседника, управлять его поведением.

Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.

Заражение — это бессознательное, стихийное принятие лич­ностью определенного психологического состояния.

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на дру­гого. Внушение происходит при условиях авторитетности источ­ника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопро­тивления внушающему воздействию.

Подражание — это воспроизводство одним человеком опреде­ленных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого че­ловека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в мо­лодежной среде.

Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мыш­ления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

Метод убеждения воздействует и на обыденное, и на теорети­ческое сознание. На уровне обыденного сознания в результате это­го воздействия образуется понимание. В этом мыслительном об­разовании присутствуют представления о чем-то, вера в предла­гаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обы­денного понимания и поднимется до основательного содержатель­ного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складывать­ся убеждения, т. е. собственная позиция.

Убеждение редко применяется как отдельный метод воздей­ствия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресу­емой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу автори­тета выступающего, настроя аудитории, под давлением обществен­ного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психо­логический эффект воздействия можно наблюдать при прослуши­вании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. На последнее хо­телось бы обратить внимание. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведе­ния и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

Более сложным является метод внушения. Это приведение пу­тем слова или каким-то другим способом в определенное психо­логическое состояние (настроение, впечатление, действия) друго­го лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при под­ражании достижение цели обеспечивается наглядной выразитель-ностью источника информации или повышенной привлекательно­стью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — ос­нова восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида по­следствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до на­рушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих со­браний, различных публичных встреч, совещаний.

Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Най­ти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха. На­зовем факторы, влияющие на выбор стиля общения.

Во-первых, состав аудитории. Здесь полезно принимать во вни­мание все то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества. Различные аудитории предполагают специфические под­ходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

Во-вторых, содержание и характер материала выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитар­ный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо прояв­лять больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться знаниями — надежный ва­риант коммуникационного общения.

В-третьих, объективная самооценка выступающего своих лич-ностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям. Важно не переоценивать и не занижать свою научно-экономическую и практическую подготовлен­ность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над тех­никой общения, контролировать себя в процессе общения.

Существуют несколько видов делового общения: менторский — поучительный, назидательный; одухотворяющий — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личност­ные качества; конфронтационный — вызывающий у людей жела­ние возражать, не соглашаться; информационный — ориентиро­ванный на передачу слушателям определенных сведений, восста­новление в их памяти каких-то знаний.

Следует стремиться всячески освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя ноток поучаю­щего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнориро­вания их реакций на излагаемый материал.

Современные люди сдержанно относятся к информационно­му общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в на­учном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений. Не случайно сейчас популярно одухотворяющее об­щение. В его процессе люди проникаются достоинствами интел­лектуального общения. У них актуализируется потребность в со­вершенствовании своего духовного мира. Одухотворяющее обще­ние — наглядный показатель высокой культуры общения.

Конфронтационное общение в ряде случаев дидактически не­обходимо. Бывают пассивные аудитории или аудитории, которые, как говорят, ничем не удивишь. Бывают темы выступления, кото­рые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение пробле­мы, она наиболее предрасполагает к возникновению дискуссий, к противоборству различных точек зрения.

Выделяют следующие принципы делового общения:

• Принцип создания условий для выявления творческого по­тенциала и профессиональных знаний личности;

• Принцип полномочий и ответственности;

• Принцип поощрения и наказания;

• Принцип рационального использования рабочего времени.

В литературе приведено немало принципов и приемов исполь­зования рабочего времени. Отметим лишь принцип приоритетов и принцип Парето. Суть принципа приоритетов проста: распреде­лять дела в порядке их значимости и начинать с самого существен­ного. Согласно принципу итальянского экономиста В. Парето, в процессе работы за 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, а за остальные 80% лишь 20% их.

На крупных и средних предприятиях функции управления де­ловым общением возложены на отделы трудовых отношений. Так, в АО «Москвич» в отделе трудовых отношений работает шесть человек. В табл. 4.2 приводится оперограмма процесса управления общением в организации. Таблица 4.3 дает представ­ление об информационных связях отдела трудовых отношений с другими подразделениями организации в процессе управления трудовыми отношениями.

Табл. 4.1 - ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ОТДЕЛА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

№ п/п Должность Количество
    Руководители Специалисты Другие служащие
  Менеджер по конфликтам — начальник отдела      
  Менеджер по конфликтам — зам. начальника отдела      
  Конфликтолог      
  Психолог      
  Социолог      
  Секретарь      
  Итого      

ОПЕРОГРАММА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ

№ п/п Функции Исполнители
        Нач. отдела Зам. нач. отдела Конф-лик-толог Психо-лог Социолог
  Проведение социологических опросов, социально - психологических исследований р К П О.У 0,У
  Проведение лекций и семинаров в подразделениях р К,0 У У У
  Обеспечение руководителей организации литературой по конфликтам р К,0 П,У п п
  Информирование работников об общих рекомендациях по разрешению конфликтов через заводские СМИ р к О.У У У
  Информирование работников предприятия об их социальном и экономическом положении на текущий момент р К,0 * У У У,П

Условные обозначения:

О — отвечает за выполнение функций;

У — участвует в выполнении функции;

П — предоставляет необходимую информацию,

исходные данные;

К — конфликтует;

Р — принимает решения.


Таблица 4.3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ ОТДЕЛА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТО)

(СОСТАВ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ)

Отправитель Получатель Документация  
Юридический отдел ОТО Заключение, письменные и устные справки по правовым вопросам; исковые заявления и претензии по вопросам, подведомственным отделу; договоры для проработки и исполнения  
ОТО Юридический отдел Справки, заключения, расчеты и др. подлинные документы или их копии для предъявления претензий, преддоговорных и имущественных исков и отзывов  
Комиссии по трудовым спорам (КТС) ОТО Информация о поступающих к КТС жалобах и копии решения об их рассмотрении  
ОТО Комиссии по трудовым спорам Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии, конфликтологии  
Профсоюзные комитеты ОТО Предложения по совместной подготовке и проведению лекций и семинаров в цехах и отделах
ОТО Профсоюзные комитеты Письменные и устные справки по методологическим вопроса»* социологии, психологии и конфликтологии
Отдел кадров ОТО Сведения о численности работников на предприятии и в подразделениях
ОТО Цехи, отделы и др. подразделения организации Анкетные и опросные листы
Цехи, отделы и др. подразде­ления организации ОТО Информация о социально-психологическом климате отношение к руководству различных уровней, наличии недовольства и возможности конфликта
             

__


[1] Эволюция понятия КСО представлена по материалам статьи Ю.Е. Благова «Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление» // Российский журнал менеджмента. №3, 2004.

 

[2] Carroll A. B. 1979. A three-dimentional conceptual model of corporate performance. Academy of Management Review 4 (4):497–505.

[3] Carroll A. B. 1991. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons 34 (4): 39–48.

[4] Cоставлено по: Carroll A. B. 1991. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons 34 (4): 44

[5] Freeman R. E. 1984. Strategic Management:A Stakeholder Approach. Pitman Publishing: Boston.

[6] Благов Ю. Е., Журавкова М. В. 2003. Торговая фирма «Шик»: социальная ответственность в малом и среднем бизнесе. Сборник учебных кейсов: Опыт российских компаний (Северо_Западный регион). Под ред. С. П. Куща. СПб.: Издат. Дом С.Петербургского гос. ун-та. С. 87–112.

[7] Составлено по: Carroll A. B. 1991. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons 34 (4): 44.

[8] Под ред. С.В. Шишкина «Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?» - М. ГУ-ВШЭ, 2005

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение как социально-психологическая категория | Л. А. Китаев-Смык. Сексуально-вербальные защита и агрессияГ. Ф. Ковалев. Русский мат - следствие уничтожения табу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.