Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №19. Теория и практика антимонопольного регулирования

Вопрос №18. Возникновение и основные модели несовершенной конкуренции.

Конкуренция – свойственная товарному пр-ву (обособленные товаропроизводители, связанные рынком), основанному на ч.с, борьба между частными производителями за наиболее выгодные условия пр-ва и сбыта товаров, за получение максимальной прибыли.

Количество и удельный вес производителей на рынке позволяет классифицировать виды конкуренции.

До сер.19в в национальных экономиках развитых стран господствовала совершенная (свободная) конкуренция.

Совершенная конкуренция - наличие на отраслевом рынке большого числа производителей и большого числа покупателей однородной, почти идентичной продукции.

Во 2 половине 19в в результате объединение мелких фирм для увеличения пр-ва, для выживания и в результате централизации (крупная компания поглощает мелкую) произ-ва и капитала возникают крупные промышленные объединения предприятий - монополии.

В этот период на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная. Несовершенная конкуренция- такое состояние рынка, когда предприятие может влиять на рыночную цену.

Она возникает в условиях монополизации пр-ва и сбыта продукции.

Модели несовершенной конкуренции:

1. Полная (чистая) монополия - имеется единственный производитель данного товара и нет товаров-заменителей. Возможен неограниченный контроль монополиста над ценами и вступление в пр-во новых производителей крайне затруднено. Их очень мало.

2. Олигополия (3-5 п/п) - на рынке действует ограниченное число производителей 1 продукции или есть товары-заменители. Возможен тайный сговор несколько производителей (запрещен законом) для раздела рынка сбыта и контроля над ценами. Доминирующая форма олигополии – 60-80% доли рынка, поведение близко к полной монополии, эта фирма придерживается лидерства в установлении цены

3. Монополистическая конкуренция- на рынке 1 товара действуют мелкие и средние предприятия, ведущие между собой острую конкурентную борьбу.

Пример: пищевая, легкая промышленность.

Роль монополий в экономике неоднозначна, т.к они имеют не только полож, но и отриц проявления.

Отрицательные стороны:

1. Монополия сдерживает рост пр-ва

2. Взвинчивает цены на производимые товары, ведет к углублению неравенства населения

3. Способна оказывать влияние на правительство и этим политически опасна (внедрение «своих людей» в органы исполнительной власти, финансирование предвыборных компаний).

Положительные стороны:

1. Способствует улучшению качества товаров и услуг засчет больших вложений капитала (может нанимать высококвал раб силу)

2. способствует увеличению НТП и создает возможности для реализации крупных технических проектов (есть научный потенциал, деньги, внедряет новое оборуд, финансирует работу НИИ-разрабатывает новые виды конкурентосп-й продукции)

3. Уменьшает издержки пр-ва засчет эффекта масштаба пр-ва (уменьш издержек на единственную продукции с увеличением объема В этой прод).

Рост монополий во всех странах и их существенное влияние на экономику вызвали негативную реакцию во всех слоях об-ва. Правительства были вынуждены усиливать давление на деят-ть монополий законодательными мерами.

Антимонопольная теория и практика позволяет решать след проблемы:

1. Определить, является ли данная фирма монополией

2. какая доля прибыли явл монопольной, а какая нормальной

3. Изъять монопольную прибыль (через налоги).

Антимонопольное законодательство

1890- закон Шермана Запрещал любой тайный сговор отд фирм для ограничения торговли. Привлекалось к ответственности любое лицо, пытавшееся монополизировать торговлю. 1914- Закон Клейтона. Объявлял недопустимой ценовую дискриминацию среди покупателей (цены не оправданы издержками).

В 1914- образована Федеральная торговая комиссия для борьбы с нечестными методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний.

1950-закон Селлера-Кефовера. Запретил скупку капитала конкурирующих фирм и слияние таких фирм.

В России формирование антимонопольного зак-ва началось в 90 г (98% собственности у го-ва).

В н.в действует Закон РФ от 22 марта 1991 «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деят-ти на товарных рынках». Законом определены формы недобросовестной конкуренции, установлено, что предприятие не м.б признано монополистом, если его доля в пр-ве и реализации данного товара меньше 35%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №17. Определение оптимальной цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции | Вопрос №21. Экономическая сущность з/п. Спрос и предложение раб силы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.