Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние и внутренние издержки 7 страница




ственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное

сальдо определяется уровнем объема производства (доходов). Чем

больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые

поступления.

Рис. 5.4. Дефицит и избыток государственного бюджета

Правительственные расходы (G) не зависят от уровня ВНП, тогда

как налоги (Т) пропорциональны ВНП. Таким образом, при низком

ВНП будет наблюдаться дефицит, при высоком – излишек. Однако го-

сударственные расходы и налоги сами могут влиять на уровень сово-

купного спроса и на объем ВНП. Рост государственных расходов по-

влечет за собой расширение совокупного спроса, объема производст-

ва, доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего

бюджетный дефицит может сократиться. Аналогично, состояние

бюджета может улучшиться и при снижении налогов, поскольку такое

снижение вызовет рост совокупного спроса, объема производства, до-

ходов, а, следовательно, и налоговых поступлений.

Таким образом, бюджетное сальдо не всегда является свидетель-

ством изменения макроэкономической ситуации, оно может быть

следствием проводимой правительством политики, направленной на

решение тех или иных макроэкономических задач.

Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо це-

ленаправленных мероприятий правительства, используют "бюджет

полной занятости" – состояние бюджета в условиях функционирова-

ния экономики при естественном уровне безработицы.

Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости) ха-

рактеризует разность между расходами и доходами государственного

бюджета при данном уровне налогообложения и государственных за-

трат в условиях, когда безработица находится на естественном уровне.

Дефицит бюджета полной занятости элиминирует влияние экономи-

ческого цикла на величину бюджетного дефицита.

Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом

бюджета полной занятости называется циклическим дефицитом. Цикличе-

ский дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превыше-

нием фактической безработицей своего естественного уровня (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Фактический, структурный и циклический

бюджетный дефицит

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Q1, то при су-

ществующей системе налогообложения и данном уровне правительст-

венных расходов дефицит бюджета равен ab. При уровне производст-

ва, равном Q2, и той же системе налогообложения и таких же прави-

тельственных расходах бюджетный дефицит будет равен се, в том

числе сd – структурный дефицит и de – циклический дефицит – ре-

зультат падения объемов производства (Q2 меньше Q1).

Рост структурного дефицита означает, что правительство прово-

дит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает на-

логи, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет

на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив,

свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на

экономику зависит от методов финансирования. Государственные рас-

ходы, не имеющие под собой доходной базы, могут финансироваться

за счет:

эмиссии денег;

займов в Центральном банке;

займов в частном секторе, осуществляемых путем выпуска и про-

дажи государственных ценных бумаг.

Первые два способа финансирования бюджетного дефицита но-

сят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ

считается безынфляционным, но он порождает "эффект вытесне-

ния". Суть последнего состоит в том, что, увеличивая займы в частном

секторе, правительство содействует повышению процентных ставок,

что ведет к последующему снижению инвестиционного спроса. Таким

образом, правительственные расходы, как правило, носящие непроиз-

водительный характер, "вытесняют" частные инвестиции в производ-

ство.

Бюджетный дефицит в России. Хотя официально государствен-

ный бюджет, предусматривающий дефицит, впервые в СССР был

принят в 1988 г., первые признаки бюджетной несбалансированности

и появления бюджетного дефицита стали проявляться еще в 70-х го-

дах. Со временем бюджетный дефицит стал нарастать. Формой про-

явления бюджетного дефицита была в частности скрытая (подавлен-

ная) инфляция.

Конкретными причинами возникновения и нарастания бюджет-

ных дефицитов в СССР в конце 80-х годов ХХ в. были:

наличие большого числа планово-убыточных предприятий;

рост расходов на оборону;

невыполнение планов производства;

огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнор-

мативных запасов;

сокращение поступлений от продажи нефти в связи с падением

мировых цен;

сокращение импорта потребительских товаров;

уменьшение поступлений налога с оборота в связи с проведением

антиалкогольной кампании 1984 г.

В начале 90-х годов к прежним причинам бюджетного дефицита

присоединились новые, связанные, прежде всего, с сокращением объ-

ема ВВП. Падение объема производства, естественно, привело к со-

кращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях

несовершенства налогового законодательства и существующего в об-

ществе отношения к обязанности налоговых платежей – стало еще

одной причиной сужения доходной базы бюджета (табл. 5.4).

Однако, начиная с 2000 г., когда прекращается падение ВВП, и

возобновляется экономический рост, Федеральный бюджет в РФ сво-

дится с профицитом. В ситуации экономического роста повышается

рентабельность производства, возрастают доходы, следовательно,

увеличиваются и доходы бюджета.

С середины 90-х годов принципиально изменились и источники

финансирования бюджетного дефицита в России. Начиная с 1995 г.

бюджетный дефицит в РФ финансируется только за счет выпуска и

продажи государственных ценных бумаг и зарубежных кредитов (без

использования кредитов Центробанка и эмиссии денег)

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет зай-

мов, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженности государства

внешним и внутренним кредиторам, он представляет собой сумму бюд-

жетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.

Государственный кредит существенно отличается от частного

кредита. Частный кредит используется, как правило, для целей произ-

водственного назначения, и выплата процентов по такому кредиту

производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, ис-

пользуемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преоб-

ладающей своей части с производственной деятельностью. Государст-

во погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обяза-

тельствам за счет налогов.

Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен

бюджетный дефицит, поскольку и государственный долг существует

практически во всех странах.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют

на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг (долг государства резидентам

страны) образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска

и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ). ГЦБ выпускаются на

определенный срок и предусматривают выплату дохода по ним (процен-

та). Основными держателями ГЦБ являются правительственные учреж-

дения и фонды, центральные и коммерческие банки, небанковские фи-

нансовые институты, население. На долю ГЦБ приходится до 90% всей

суммы государственного долга развитых стран.

ГЦБ подразделяются на краткосрочные казначейские обязатель-

ства (со сроком погашения до года), среднесрочные – ноты (до 5 лет)

и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Вопрос о соотношении ме-

жду различными видами задолженности по их срочности имеет боль-

шое значение для управления государственным долгом. В условиях

инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности,

инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правитель-

ственные обязательства.

Государственный долг влияет на денежное обращение страны и

состояние экономики в целом. Рассмотрим основные последствия на-

копления внутреннего долга.

Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению

доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщи-

ки оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты

в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как прави-

ло, наиболее имущие слои населения.

Во-вторых, возможно переложение долгового бремени на буду-

щие поколения. Очень важно, на какие цели пошли государственные

займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо то-

го чтобы пойти на вложения в модернизацию, развитие производства,

доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в бу-

дущем, то рост долга и процентов по нему приведут к ограничению

потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного

долга и издержек по процентам не сопровождается соответствующим

ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга пере-

кладывается на будущих налогоплательщиков, сокращая объем их по-

требления.

В-третьих, рост государственного долга ведет к росту затрат по

его обслуживанию (выплате процентов), а поскольку эти затраты фи-

нансируются из государственного бюджета, то это ведет к увеличению

бюджетного дефицита и новым займам.

В федеральном бюджете России доля расходов по обслуживанию

государственного долга в общей сумме государственных расходов со-

ставляла в 1996 г. 13,3%, а в 1998 г. уже более 37%. Резкий рост рас-

ходов бюджета по обслуживанию государственного долга вынудил

Правительство РФ осенью 1998 г. объявить дефолт – временно отка-

заться от погашения ГЦБ, осуществить реструктуризацию внутренне-

го долга, отодвинув сроки выполнения своих обязательств.

Сегодня расходы по обслуживанию государственного долга в об-

щей сумме государственных расходов составляют 12–13%.

В-четвертых, государственный долг порождает "эффект вытесне-

ния" частных инвестиций (см. выше).

В России финансирование государственного внутреннего долга

посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг нача-

лось в 1993 году, когда впервые были выпущены государственные

краткосрочные облигации (ГКО) со сроком погашения в 3 месяца. За

6 лет (1993–1998 гг.) объем эмиссии ГЦБ возрос с 0,2 млрд. руб. до

385,8 млрд. руб. Хотя после 1998 г. внутренние займы были весьма

незначительны, общий внутренний долг России составил на 1 января

2005 г. 757 млрд. руб.

Государственный внешний долг – это общая задолженность стра-

ны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внеш-

ний долг возникает при мобилизации государством финансовых ре-

сурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга вы-

ступают компании, банки, государственные учреждения различных

стран, а также международные экономические организации (Между-

народный банк развития и реконструкции, Международный валютный

фонд и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутренне-

го долга.

Внутренний долг – это отношение между гражданами данной

страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг.

Внешний же долг погашается фактически путем передачи това-

ров другой стране. Для того, чтобы рассчитаться по внешнему долгу,

страна должна экспортировать товары, и получаемую экспортную вы-

ручку направлять не на цели развития, а на погашение долга, что за-

медляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Если займы за границей делаются для преходящих потребитель-

ских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) пере-

ложение долгового бремени на потомков, так как погашение этого

долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того,

что будут производить будущие поколения.

Наконец, не надо забывать о том, что, как правило, кредитор дик-

тует условия, на которых может быть представлен заем.

Следует обратить внимание на то, что значительная часть внеш-

него долга России – это долги СССР, принятые на себя РФ. Улучше-

ние экономического положения страны, профицит государственного

бюджета, положительный внешнеторговый баланс позволили РФ

своевременно и в полной мере выполнять свои обязательства по по-

гашению внешнего долга, что и привело к его сокращению (табл. 5.6).

Спецификой внешнего долга России является и то, что Россия

выступает крупным международным кредитором. Предоставленные в

свое время СССР кредиты составляют более 160 млрд. долл., т.е. Рос-

сия является чистым международным кредитором – ей должны боль-

ше, чем должна она сама.

Вопрос 4. Фискальная политика

Маневрирование налогами и правительственными расходами в

целях воздействия на экономику называется фискальной политикой.

После второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на

использование государственного бюджета, стала основным средством

регулирования экономики в целях достижения стабильного экономи-

ческого роста, полной занятости, предотвращения инфляции, обеспе-

чения равновесия платежного баланса.

Основной фискальной политики государства являются следую-

щие положения:

• рост правительственных расходов увеличивает совокупный

спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продук-

ции, увеличению доходов, снижению безработицы. Уменьшение пра-

вительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение про-

изводства и доходов, рост безработицы;

• увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следо-

вательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпус-

ка, доходов и занятости. Снижение налогов увеличивает совокупный

спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость.

Фискальная политика, расширяя или сдерживая совокупный

спрос на товары и услуги, оказывает воздействие на национальную

экономику через товарные рынки.

Механизм воздействия государственных расходов на объем про-

изводства в краткосрочном периоде такой же, как и влияние инвести-

ций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осу-

ществляет "инъекции" в национальную экономику.

Подобно частным инвестициям, государственные закупки обла-

дают множительным, мультипликационным эффектом.

Рост государственных расходов ведет к приросту ВНП большему,

чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных

расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту

правительственных расходов и равен величине, обратной предельной

склонности к сбережению (MRS):

MRg= 1 MRS

Мультипликативный эффект обусловлен тем, что увеличение го-

сударственных расходов (закупок) повышает доход и ведет к росту по-

требления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует

дальнейшему увеличению потребления и т.д. Этот переход от потребле-

ния к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Совокупный эффект от прироста правительственных расходов

(закупок) равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

ΔGNP = ΔG ⋅ MRg.

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, оче-

видно, что сокращение правительственных расходов (закупок) приве-

дет к большему сокращению ВНП и доходов, чем сокращение прави-

тельственных расходов (закупок).

Рассмотренные последствия изменений государственных расхо-

дов на объем производства и занятость относятся только к кратко-

срочному периоду. В долгосрочном периоде последствия изменений

правительственных расходов будут иные.

Рост ВНП и доходов, как следствие возрастания государственных

расходов, повышает инвестиционный спрос, что при неизменном ко-

личестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и

уменьшению фактических инвестиций, и, следовательно, снижению

темпов экономического роста в будущем.

Если же объем производства находится на уровне потенциально-

го, то увеличение государственных расходов может произойти лишь

за счет сокращение какого-либо другого элемента совокупного спроса.

Поскольку объем потребительского спроса относительно постоянен,

то увеличение государственных расходов может произойти лишь за

счет сокращения частных инвестиций. В этом случае государственные

расходы "вытесняют" частные инвестиции, снижая темпы экономиче-

ского роста.

Таким образом, долгосрочным последствием возрастания госу-

дарственных расходов становится снижение темпов экономического

роста.

Направленность воздействия налогов на экономику (объем произ-

водства, доходы и занятость) противоположна воздействию государст-

венных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый до-

ход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокуп-

ного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны)

стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень

безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего по-

тенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повыше-

нию цен.

Анализируя влияние налогов на экономику, необходимо иметь в

виду, что изменение уровня потребления при изменении величины

налогов зависит от предельной склонности к потреблению.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство

взимает: 1) аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и

2) пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня

дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход. Уменьшение

дохода, в свою очередь, приводит к сокращению потребления.

Если до введение налога потребление (С1) равнялось:

С0 + МРС ⋅ (Y),

то после введения налога потребление (С2) составит:

С0 + МРС ⋅ (Y – Т),

где МРС – предельная склонность к потреблению;

Y – доход;

Т – налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые

изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма нало-

говых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода:

Y – t(Y) = (1 – t)⋅Y.

Тогда потребление после введения налога (С2) составит:

С0 + МРС ⋅ (1 – t) ⋅ Y.

Подобно правительственным расходам, налоги обладают множи-

тельным, мультипликативным эффектом. Однако, налоговый муль-

типликатор отличается от мультипликатора правительственных расхо-

дов. Последний "сильнее", больше первого. Дело в том, что прави-

тельственные расходы, непосредственно входят в совокупный спрос,

и их изменение полностью отражается на величине совокупного

спроса.

Что касается налогов, то они, изменяя величину располагаемого

дохода, влияют как на потребление, так и на сбережения. Отсюда на-

логовый мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором

предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он

равен отношению предельной склонности к потреблению к предель-

ной склонности к сбережению.

Следовательно, совокупный эффект изменения налогов равен ве-

личине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

Δ GNP = ΔT ⋅ MRT.

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение

мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к по-

треблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку

и налоговый мультипликатор приобретает вид:

Подобно мультипликатору правительственных расходов, налого-

вый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликатив-

ных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное

увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влия-

нием роста правительственных расходов совокупный спрос возрастет,

а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку

мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового

мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состо-

ять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и

правительственных расходов.

Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и прави-

тельственные расходы увеличились на равную величину – на 100 ден.

ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8.

Тогда: мультипликатор правительственных налогов равен 5 [1: (1–0,8)],

а налоговый мультипликатор – 4 (0,8: 0,2).

Отсюда: в результате увеличения налогов ВНП сократится на

400 ден. ед (100 х 4), а следствием увеличения правительственных

расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП

возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительст-

венные расходы – на 100 ден. ед. (500–400). Следовательно, мультип-

ликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличе-

ние налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сба-

лансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное

изменение государственных расходов и налогов приводит к измене-

нию равновесного выпуска на ту же величину.

Вопрос 5. Виды и эффективность фискальной политики

В зависимости от режима функционирования инструментов фис-

кальной политики выделяют:

• недискреционную политику – политику встроенных (автома-

тических) стабилизаторов;

• дискреционную политику.

Изменения в налогах и правительственных расходах могут про-

исходить либо автоматически (без специальных законодательных

решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддержи-

вают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в

результате целенаправленных решений правительства (дискреционная

политика),

Автоматизм фискальной политики обусловлен тем, что налоговые

поступления и значительная часть правительственных расходов связаны

с активностью частного сектора и изменяются автоматически с измене-

нием дохода. Главными встроенными стабилизаторами являются:

• прогрессивный подоходный налог;

• пособия по безработице.

Если в экономике наблюдается спад, то доходы физических лиц и

доходы фирм снижаются, в результате автоматически уменьшаются и

налоговые изъятия, что при прочих равных условиях смягчает по-

следствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать

объем производства. При этом переход к более низкой налоговой

ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультиплика-

тора, помогая экономике выйти из состояния спада. Однако в резуль-

тате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджет-

ный дефицит.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые став-

ки возрастают, значение мультипликатора уменьшается, что способст-

вует сокращению совокупного спроса и объема выпуска. Таким обра-

зом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во

время спада и повышать их в период инфляции является мощным ав-

томатически фактором, стабилизирующим экономику.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по

безработице. Когда занятость высока, фонд занятости за счет увели-

чения отчислений (вычетов из доходов) в фонд возрастает, что и ока-

зывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низ-

кой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддержи-

вая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, ста_______-

билизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения,

и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разре-

шить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла,

но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискаль-

ная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возраста-

нию бюджетного дефицита в периоды спада и бюджетному излишку

во время инфляции.

Основными инструментами дискреционный фискальной полити-

ки являются:

• изменение объема налоговых изъятий путем введения или

отмены налогов или изменения налоговой ставки. Изменяя налоговую

ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в пери-

од спада или наоборот, увеличить располагаемый доход в период бу-

ма. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в

целях воздействия на инфляцию;

• осуществление за счет средств государственного бюджета про-

грамм занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных ра-

ботой и ведущих к возрастанию государственных расходов;

• реализация социальных программ, которые включают в себя

выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим

семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют

поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое

развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед прави-

тельством целей фискальной политики может быть:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.216 сек.